Цели:
- cпособствовать закреплению знаний младших школьников о птицах, расширять кругозор детей;
- содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, реакции учащихся;
- воспитанию любви к природе, интереса к миру птиц.
Оборудование:
- иллюстрации (или фото) птиц: клест, иволга, гусь;
- эмблемы для команд;
- жетоны за правильные ответы в викторине;
- бумага для оригами;
- кроссворд с заданиями;
- фонограммы голосов птиц;
- 15 карточек с буквами (игра “Типография”);
- карточки с заданием к игре “Ну-ка, прочитай!”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительная часть
А)
УЧИТЕЛЬ: - Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).
- Значит, мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне.
Знаете ли вы, что не только поэтам, генералам и героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам.
Когда-то, очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий – крепость на самом высоком холме. Галльские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии…
Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если б не … ГУСИ!
Не успел враг появиться на стенах крепости, как вдруг гуси загоготали, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварных галлов и разбили их войско!
Вот и говорят с тех пор: “Гуси спасли Рим”.
За это благодарные римляне объявили гусей священными птицами и возвели им большой памятник.
Вот видите: такие обыкновенные птицы, как гуси? Тоже способны совершать героические поступки, за что им и памятник.
Б)
- А задумывались ли вы над тем, почему птиц называют именно так, а не иначе? Откуда взялись их названия?
Я представляю вам наших экспертов, которые и расскажут вам о некоторых птицах, каких – сейчас узнаете.
1) О КЛЕСТЕ:
УЧЕНИК 1:
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клее! Кле! Кле! – поет со свистом? (Клёст)
Почему его так назвали?
УЧЕНИК 2: - Название птицы “клёст” произошло от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом. (Показ иллюстрации.)
УЧЕНИК 3: - Самая замечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что, когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут “Христовыми птицами”.
УЧЕНИК 4: - Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому малыши-клесты не боятся замерзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.
УЧЕНИК 5: - За то, что клюв у них крестообразный, что птенцы выводятся зимой, в народе их называют “святыми птицами”.
2) ОБ ИВОЛГЕ:
УЧЕНИК 1: - Имя птицы может зависеть и от ее характера.
Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай – будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого “музыканта”…
УЧЕНИК 2: - Однако разглядеть нелегко: этот “музыкант” всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже во всю шумит листва, и улетает всегда раньше, пока листья не опали.
УЧЕНИК 3: - Но когда познакомишься с певцом, то поймешь, почему ему нужна густая листва. Уж очень у него яркое и заметное оперение: желто-золотистые грудь, головка и спинка, а крылья и хвост – бархатно-черные. Это ИВОЛГА. (Показ иллюстрации.)
УЧЕНИК 4: - Слово “Иволга” в переводе на русский язык означает “неясный характер”. Из-за своего “неясного характера” она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут “лесной флейтой” и “лесной кошкой”.
УЧЕНИК 5: - Иволга – одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу.
2. Викторина
УЧИТЕЛЬ: - Спасибо нашим экспертам.
- Ну, а сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями, проявить свои находчивость, смекалку, сообразить в нашей викторине.
Для этого разделимся на 2 команды. Назовем их:
- “Журавлики”;
- “Соловушки”.
(Выбор капитанов команд. Их представление.)
- Поприветствуем команду “Журавлики”!
- Поприветствуем команду “Соловушки”!
- Итак, внимание, начинаем1
1. Конкурс капитанов команд.
- Капитанов команд прошу выйти сюда.
Вам предстоит выполнить следующие задания:
1. Кто быстрее сложит из бумаги птицу? (Оригами)
2. Скороговорка: (Карточки)
Три свиристели еле-еле свистели на ели.
3. Игра “Петушки”.
Играющие (по 1 человеку от каждой команды) входят в круг диаметром 2 м и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной ( правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу ). Задача: вытолкнуть противника.
2. – В следующем конкурсе вам (теперь уже целыми командами) предстоит разгадать кроссворд “Птицы” (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
3. – А сейчас мы вспомним ваше домашнее задание и попросим инсценировать басни И.А.Крылова.
а) “Гуси”;
б) “Кукушка и Петух”.
- Молодцы! Спасибо!
4. – Сейчас вы должны будете отгадать, “Чей же это голосок?”.
(Звучат фонограммы голосов птиц.)
№№ п\п |
Птица |
Подсказка-загадка |
---|---|---|
1. |
Куриный двор | Квохчет, квохчет, Детей зовет, Всех под крылья соберет. (Курица) |
2. |
Гуси и утки | Крылатый, горластый, красные лапки, Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь) Пестрая
крякушка |
3. |
Воробьи | Под застройкою – жилье – В нем живет одно жулье. Птица-жулик, птица-вор |
4. |
Чайки | Какая птица провожает моряков? (Чайка) |
5. |
Индюки | Натужится, напружится, Начнет болтать, По-чудному лопотать Ходит он надутый, Все грозит кому-то. (Индюк) |
6. |
Петухи | Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. (Петух) |
7. |
Голуби | Эту птицу называют птицей мира, почтовой птицей. (Голубь) |
8. |
Соловьи | Он серенький на вид, Но пеньем знаменит. (Соловей) |
5. Игра “По словесному портрету ты
скажи нам, кто же это?”
6. Игра “Типография”
Каждая команда получает 15 карточек с буквами:
А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я.
Каждому игроку – по карточке.
(Если количество карточек превышает количество игроков в команде, то несколько игроков (капитан) получат несколько карточек.)
Ведущий читает загадку, а дети, отгадав ее, стараются быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово – отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Победитель – команда, получившая большее число очков.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад- вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат –
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (цапля).
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес … (павлин).
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей, … (скворец).
Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает … (сова).
7. “Ну-ка, прочитай!”
Задание: здесь записаны названия птиц. Чтобы их прочесть, в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Итак, кто быстрее?
ПБДАКМКВЛОМДИОБН
РЗТЯСТЮБДЛЮСИДРК
КЛТУВБРЫВИБЦЫТАЛ
(Зашифрованные названия птиц: ПАВЛИН, ЗЯБЛИК, КУРИЦА.)
8. Конкурс: кто больше назовет пословиц с упоминанием птиц? (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
3. Подведение итогов, подсчет жетонов.
- Вот и завершается наша викторина.
Расскажите, о чем новом сегодня вы узнали?
Думаю, сколько бы очков ни набрала каждая команда, все равно победила дружба.
4. Награждение победителей альбомами-раскрасками о птицах.
5. Домашнее задание: найти дома в различных источниках литературы сведения о том, каким еще птицам люди установили памятники, а также, что означают названия других птиц (по выбору).