Познавательная игра "Эти удивительные птицы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • cпособствовать закреплению знаний младших школьников о птицах, расширять кругозор детей;
  • содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, реакции учащихся;
  • воспитанию любви к природе, интереса к миру птиц.

Оборудование:

  • иллюстрации (или фото) птиц: клест, иволга, гусь;
  • эмблемы для команд;
  • жетоны за правильные ответы в викторине;
  • бумага для оригами;
  • кроссворд с заданиями;
  • фонограммы голосов птиц;
  • 15 карточек с буквами (игра “Типография”);
  • карточки с заданием к игре “Ну-ка, прочитай!”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная часть

А)

УЧИТЕЛЬ: - Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).

- Значит, мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне.

Знаете ли вы, что не только поэтам, генералам и героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам.

Когда-то, очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий – крепость на самом высоком холме. Галльские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии…

Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если б не … ГУСИ!

Не успел враг появиться на стенах крепости, как вдруг гуси загоготали, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварных галлов и разбили их войско!

Вот и говорят с тех пор: “Гуси спасли Рим”.

За это благодарные римляне объявили гусей священными птицами и возвели им большой памятник.

Вот видите: такие обыкновенные птицы, как гуси? Тоже способны совершать героические поступки, за что им и памятник.

Б)

- А задумывались ли вы над тем, почему птиц называют именно так, а не иначе? Откуда взялись их названия?

Я представляю вам наших экспертов, которые и расскажут вам о некоторых птицах, каких – сейчас узнаете.

1) О КЛЕСТЕ:

УЧЕНИК 1:

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клее! Кле! Кле! – поет со свистом? (Клёст)

Почему его так назвали?

УЧЕНИК 2: - Название птицы “клёст” произошло от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом. (Показ иллюстрации.)

УЧЕНИК 3: - Самая замечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что, когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут “Христовыми птицами”.

УЧЕНИК 4: - Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому малыши-клесты не боятся замерзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.

УЧЕНИК 5: - За то, что клюв у них крестообразный, что птенцы выводятся зимой, в народе их называют “святыми птицами”.

2) ОБ ИВОЛГЕ:

УЧЕНИК 1: - Имя птицы может зависеть и от ее характера.

Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай – будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого “музыканта”…

УЧЕНИК 2: - Однако разглядеть нелегко: этот “музыкант” всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже во всю шумит листва, и улетает всегда раньше, пока листья не опали.

УЧЕНИК 3: - Но когда познакомишься с певцом, то поймешь, почему ему нужна густая листва. Уж очень у него яркое и заметное оперение: желто-золотистые грудь, головка и спинка, а крылья и хвост – бархатно-черные. Это ИВОЛГА. (Показ иллюстрации.)

УЧЕНИК 4: - Слово “Иволга” в переводе на русский язык означает “неясный характер”. Из-за своего “неясного характера” она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут “лесной флейтой” и “лесной кошкой”.

УЧЕНИК 5: - Иволга – одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу.

2. Викторина

УЧИТЕЛЬ: - Спасибо нашим экспертам.

- Ну, а сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями, проявить свои находчивость, смекалку, сообразить в нашей викторине.

Для этого разделимся на 2 команды. Назовем их:

  1. “Журавлики”;
  2. “Соловушки”.

(Выбор капитанов команд. Их представление.)

- Поприветствуем команду “Журавлики”!

- Поприветствуем команду “Соловушки”!

- Итак, внимание, начинаем1

1. Конкурс капитанов команд.

- Капитанов команд прошу выйти сюда.

Вам предстоит выполнить следующие задания:

1. Кто быстрее сложит из бумаги птицу? (Оригами)
2. Скороговорка: (Карточки)
Три свиристели еле-еле свистели на ели.
3. Игра “Петушки”.

Играющие (по 1 человеку от каждой команды) входят в круг диаметром 2 м и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной ( правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу ). Задача: вытолкнуть противника.

2. – В следующем конкурсе вам (теперь уже целыми командами) предстоит разгадать кроссворд “Птицы” (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

3. – А сейчас мы вспомним ваше домашнее задание и попросим инсценировать басни И.А.Крылова.

а) “Гуси”;
б) “Кукушка и Петух”.

- Молодцы! Спасибо!

4. – Сейчас вы должны будете отгадать, “Чей же это голосок?”.

(Звучат фонограммы голосов птиц.)

№№
п\п

Птица

Подсказка-загадка

1.

Куриный двор Квохчет, квохчет,
Детей зовет,
Всех под крылья соберет. (Курица)

2.

Гуси и утки Крылатый, горластый, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит в развалочку,
Спотыкалочкой. (Утка)

3.

Воробьи Под застройкою – жилье –
В нем живет одно жулье.

Птица-жулик, птица-вор
Нам нахлебник с давних пор. (Воробей)

4.

Чайки Какая птица провожает моряков? (Чайка)

5.

Индюки Натужится, напружится,
Начнет болтать,
По-чудному лопотать
Ходит он надутый,
Все грозит кому-то. (Индюк)

6.

Петухи Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)

7.

Голуби Эту птицу называют птицей мира, почтовой птицей. (Голубь)

8.

Соловьи Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит. (Соловей)

5. Игра “По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?

  1. клест;
  2. иволга;
  3. трясогузка.

6. Игра “Типография”

Каждая команда получает 15 карточек с буквами:

А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я.

Каждому игроку – по карточке.

(Если количество карточек превышает количество игроков в команде, то несколько игроков (капитан) получат несколько карточек.)

Ведущий читает загадку, а дети, отгадав ее, стараются быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово – отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Победитель – команда, получившая большее число очков.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад- вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат –
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (цапля).

Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес … (павлин).

Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей, … (скворец).

Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает … (сова).

7. “Ну-ка, прочитай!”

Задание: здесь записаны названия птиц. Чтобы их прочесть, в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Итак, кто быстрее?

ПБДАКМКВЛОМДИОБН

РЗТЯСТЮБДЛЮСИДРК

КЛТУВБРЫВИБЦЫТАЛ

(Зашифрованные названия птиц: ПАВЛИН, ЗЯБЛИК, КУРИЦА.)

8. Конкурс: кто больше назовет пословиц с упоминанием птиц? (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

3. Подведение итогов, подсчет жетонов.

- Вот и завершается наша викторина.

Расскажите, о чем новом сегодня вы узнали?

Думаю, сколько бы очков ни набрала каждая команда, все равно победила дружба.

4. Награждение победителей альбомами-раскрасками о птицах.

5. Домашнее задание: найти дома в различных источниках литературы сведения о том, каким еще птицам люди установили памятники, а также, что означают названия других птиц (по выбору).