Цель конкурса: повышение интереса учащихся и родителей к предмету математики, пропаганда красоты математики для более широкого круга любителей.
Задачи
- Ознакомление студийцев с проведением внеклассного мероприятия с привлечением родителей и учащихся.
- Развитие организаторских способностей студийцев.
- Активная, творческая работа студентов по составлению различных заданий для конкурса.
Оборудование: табло показателей соревнований, барьеры для эстафеты, жетоны, головные уборы с эмблемами и фамилиями семей для каждого участника конкурса, карточки, конверты с заданиями, азимуты, предметы для измерения на глазомер.
Участники: учащиеся начальных классов со своими мамами и папами.
План проведения конкурса:;
- Домашнее задание для отцов;
- Открытие конкурса;
- Конкурс по решению различных математических
задач.
I этап: Математическая эстафета;
II этап: Глазомер;
III этап: По недрам земли;
IV этап: Блиц-турнир;
- Поведение итогов;
- Объявление победителей, вручение призов.
Домашнее задание папам:
- Вы намерены построить себе новый дом, и Вы кладете фундамент этого дома. Для того, чтобы фундамент вашего дома был прямоугольником, какой теоремой из школьного курса математики Вы воспользуетесь? (Не пользуясь углоизмерительными приборами).
- Всем известно, что стол с тремя ножками не шатается. Па какой теореме это обосновывается?
- Когда автомобиль прошел
расстояния между городами, то до половины пути ему осталось пройти 150 км. Как велико расстояние между городами?
- Сколько секунд в одних сутках?
Вам нужно построить крышу дома, для этого необходимо знать длину балки под шифер (см. рис.). Зная высоту (h) крыши и размеры дома, с помощью какой теоремы можно вычислить длину балки? (Не пользуясь измерительными инструментами).
Ход конкурса
I этап: Математическая эстафета.
Первый этап конкурса - математическая эстафета. На этом этапе участвуют дети с мамами. Каждый участник проходит пять барьеров, на которых каждому участнику разложены по одной индивидуальной задаче. На карточках написаны имена, и участники сначала находят свой вариант, решают его, затем подходят к судье данного барьера, называют ответ. Если ответ правильный, то судья дает жетон в знак того, что задача решена верно, а если ответ неверный, то этот этап участник проходит без ничего, возвращаться к своей задаче ему не разрешается. Тому, кто первым подойдет к финишу, дается дополнительный жетон.
Барьеры - веревки, протянутые между стенами коридора. На них скрепками прикрепляются карточки - задания (на каждой веревке по 8 заданий: 4 для мам, 4 для детей).
Барьер 1 |
Барьер 2 |
Барьер 3 |
Барьер 4 |
Барьер 5 |
Барьер 1:
Задания для мам:
Вычислить: |
||
№ 1 |
19 · 24 + 19 · 76 = ? |
(1900) |
№ 2 |
18 · 36 + 18 · 74 = ? |
(1800) |
№ 3 |
17 · 133 - 17 · 33 = ? |
(1700) |
№ 4 |
23 · 15 + 23 · 85 = ? |
(2300) |
Задания для детей:
Вычислить: |
||
1 класс |
11 - 2 = | (9) |
2 класс |
9 · 3 - 17 = | (10) |
3 класс |
3 · 8 - 14:7 = | (22) |
4 класс |
(20 · 12 - 30) : 3 = | (70) |
Барьер 2:
Задания для мам:
Анаграмма - составь слово: |
||
№ 1 |
Л Н Е А Е Н М З А Т Ь | (Знаменатель) |
№ 2 |
Ь И Т И Л Л Ч С Е | (Числитель) |
№ 3 |
Е Р З Д И Н Е В П О Е | (Произведение) |
№ 4 |
К Т Р Х Л Н И Г Ч У Е Е Ы О Ь | (Четырехугольники) |
Задания для детей:
Решить уравнения |
||
1 класс |
Найди неизвестное число: 9 + ? = 10 | (1) |
2 класс |
Найди неизвестное число: 13 · ? = 39 |
|
3 класс |
Найди неизвестное число: ? : 3 = 21 |
|
4 класс |
Решить уравнение: 2x + 40 = 120 |
|
Барьер 3:
Задания для мам:
Тест |
|
№ 1 |
По какой формуле можно найти
площадь треугольника, если известны все его
стороны? (Герона) а) Эйлера б) Герона в) Пифагора г) Ферма |
№ 2 |
Имя первой женщины - математика
(Софья Ковалевская) а) С. Ковалевская б) М.С. - Кюри в) Г. Александрийская г) Н. Крупская |
№ 3 |
Кем была введена координатная
плоскость? (Декартом) а) Пифагором б) Евклидом в) Эйлером г) Декартом |
№ 4 |
Автор первого русского учебника
арифметики? (Магницкий) а) Магницкий б) Эйлер в) Евклид г) Декарт |
Задания для детей:
Сколько всего фигур: |
|
1 класс |
Сколько кругов на рисунке?
(7) |
2 класс |
Сколько всего прямоугольников? (5) |
3 класс |
Сколько всего прямоугольников? (6) |
4 класс |
Сколько всего прямоугольников?
(10) |
Барьер 4:
Задания для мам:
Решить задачу: |
|
№ 1 |
В группе 30 студентов, 66,6% из них имеют тройки. Сколько в группе троечников? (20 троечников) |
№ 2 |
В группе 20 студентов, из них 18 студентов занимаются спортом. Сколько процентов студентов занимается спортом? (90%) |
№ 3 |
В группе 40 студентов из них 75% контрольную по математике выполнили на качество. Сколько студентов по контрольной получили “4” и “5”? (30 студентов) |
№ 4 |
В группе 25 студентов, из них один не успевает. Какова успеваемость группы? (96%) |
Задания для детей:
Решить задачу: |
|
1 класс |
![]() |
2 класс |
На одном кусте 42 помидора, а на другом 62. На сколько помидоров больше на одном кусте, чем на другом? (20) |
3 класс |
Вася весит 36 кг, а его отец 72 кг. Во сколько раз отец тяжелее сына? (2 раза) |
4 класс |
6 одинаковых стульев и одно кресло, стоимостью 2000 р, стоят 3200 рублей. Сколько стоит 1 стул? (200 р) |
Барьер 5:
Задания для мам:
Найди лишнее: |
||
№ 1 |
Сумма, сложение, разность, произведение, частное? | (Сложение) |
№ 2 |
0; -5; 0,5; 16; -12; 43. | (0,5) |
№ 3 |
1; 4; 16; 9; 7; 25. | (7) |
№ 4 |
21; 9; 88; 19; 61; 70. | (9) |
Задания для детей:
Площадь: |
|
1 класс |
Сколько квадратов? (9) |
2 класс |
Сколько квадратов? (17) |
3 класс |
Найди площадь: (90) |
4 класс |
Найди площадь: (8) |
Во время эстафеты жюри проверяет домашние задания. Набранные за домашние работы баллы отражает на табло.
II этап: Глазомер. (Участвуют все: мамы, папы и дети).
На столах разложены нитки определенной длины, прямоугольники (картон в форме прямоугольника), коробки и стопки книг. Каждой семье предлагается без измерительных приборов (“на глаз”) определить длину нити, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (коробки), вес стопки книг. На столах таблички с фамилиями семей. Все измерения ранее комиссией выполнены и правильные ответы находятся у жюри. На столах черновики, участники могут ими пользоваться при вычислении площадей и объемов. Ответы оцениваются баллом 3, если они максимально приближаются к ответу, баллом 2, если имеются незначительная разница, баллом 1, если значительная разница и остаются без балла те участники, у которых ответы абсолютно не сходятся с правильными.
III этап: По недрам земли. (Участвуют папы и дети)
Этап называется “По недрам земли”, так как сначала участники отправляются на поиски подземных богатств, местонахождение которых участники могут найти по схемам, вложенным в конверты с фамилиями семей, находят, возвращаются за свой стол, открывают конверты, а там диаграммы с данными добычи природного газа с 1970 по 1999 год. По этим данным участники должны составить арифметическую задачу. За самую хорошую задачу получают три жетона, за хорошую - 2, за удовлетворительную -1, а если совсем не смогут составить задачу, остаются без жетонов. От участников требуется не только умение составлять задачи по готовым данным, но и умение ориентироваться с помощью азимута; быстрота, умение интуитивно измерять расстояние в метрах.
IV этап: Блиц-турнир. (Участвуют родители)
Последний этап конкурса: он называется блиц-турнир. Каждая семья отвечает в течение 2 минут на вопросы, составленные комиссией. Старается дать как можно больше правильных ответов, для этого, если не может ответить на данный вопрос, может сказать “дальше”, чтоб сэкономить время. В какой очередности будут отвечать семьи, определяют по жребию.
Вопросы командам
Семье № 1
- Какая дробь называется правильной? (Если числитель меньше знаменателя).
- 33 = ? (27).
- Формула площади прямоугольника? (S = а·в).
- Как можно найти скорость, зная пройденный путь и время? (Пройденный путь разделить на скорость).
- 0 : а = ? (0).
- Тупой угол это…? (Угол, больший чем 90° ).
- Что найдем, если площадь прямоугольника разделим на его длину? (Ширину прямоугольника).
- 5х = 20, чему равен х? (х = 4).
- 1 дм3 = …см3 ? ((1000).
- Сколько граней у куба? (6).
Семье № 2
- Какая дробь называется неправильной? (Если числитель больше знаменателя).
- 52 = ? (25).
- Формула площади квадрата? (S = а2).
- Формула пройденного пути? (S = V·t)
- а·а = ? (а2).
- Острый угол это …? (Угол, меньший, чем 90° ).
- Что найдем, если площадь прямоугольника разделим на его ширину? (Длину).
- 4х = 12, чему равен х? (х = 3).
- 1 м3 = … дм3? (1000).
- Сколько вершин у куба? (8).
Семье №3
- Как называется
часть числа? (1%)
- 62 = ? (36)
- Что такое периметр? (Сумма сторон)
- Каким действием найдем время, зная пройденный путь и скорость? (Делением)
- а·а·а = ? (а3)
- Сумма смежных углов? (180° )
- а : 0 = ? (Не существует, на ноль делить не нельзя)
- 3x = 27. Чему равен x? (x = 9)
- 1м3 = …дм2. Сколько кубических дециметров составляет один кубический метр? (1000 дм3)
- Сколько ребер у куба? (12 ребер)
Семье № 4
- 3, 9 округлить до единицы: (4)
- Четырехугольник с прямыми углами? (Прямоугольник)
- Какое расстояние пройдет пешеход за 2 часа, двигаясь со скоростью 7 км/ч? (14).
- Формула периметра квадрата со стороной а?(4а)
- Чему равно а0? (1)
- Прямой угол это … (угол, равный 90° )
- Результат от вычитания? (Разность)
- Развернутый угол равен: (180° )
- Наука об измерении земли? (Геометрия)
- Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника? (Средняя линия)
Подведение итогов:
Выводятся итоги конкурса.
Семья № 1 |
Семья № 2 |
Семья № 3 |
Семья № 4 |
|
Домашняя работа для отцов |
||||
Математическая эстафета |
||||
Глазомер |
||||
По недрам земли |
||||
Блиц-турнир |
||||
Итого: |
||||
Место: |
Проводится анкетирование участников.
Во время работы жюри участники заполняют анкету.
Довольны ли вы участием в конкурсе? |
Какие этапы, какие задания показались вам: |
Ваше мнение по проведению данного конкурса |
Ваши предложения по организации таких конкурсов |
|||
наиболее легкими |
наиболее трудными |
слишком трудными |
||||
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
Объявляются победители, вручаются призы.
Конкурс проводился членами студии “МГУ” (“Математика - гимнастика ума”) Вилюйского педагогического колледжа имени Н. Г. Чернышевского.