Конспект занятия на тему: "Обряд сватовства" в подготовительной группе
Цели:
- познакомить детей с музейной коллекцией одежды девушки на выданье (приданное), с обрядом сватовства и обычаем приглашения гостей на свадьбу;
- развивать у детей мыслительную активность, умение рассуждать, способствовать формированию творческого воображения;
- воспитывать уважительное отношение к семье и своим близким.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят на стульчиках, заходит девушка Катерина в русском сарафане.
– Здравствуйте, люди добрые. Здравствуйте, ребята. Я принесла вам одну старинную фотографию моей прабабушки и прадедушки. (Дети рассматривают фотографию. Рассуждения детей.) И рассказала она мне, как они поженились.
Рассказ Кати: Полюбилась наша Дарьюшка соседскому парню Егорушке. Решил он к ней свататься. Ребята, а что значит свататься? (Рассуждения детей.) Нарядился Егорушка, а сам волнуется, что белый стал как его рубаха холщовая. Как Егорушка со сватами к Дарьюшке пришел, так и вовсе оробел. Вот сели все на лавку, чинно так, и завели издалека разговор. Растет в вашем доме цветочек аленький, а у нас садовник славный отыскался. Это вы про кого, про нашу Дарьюшку, что ли? Э, нет, найдите для вашего садовника другой садочек. Что так, аль я жених плохой? Нет, соседушки, это у нас невеста никудышная! Такая красавица, что как в окно глянет – конь на дыбки встает, как во двор выйдет – три дня собаки лают! У неё глаза как лукошки, на голове рожки, рот до ушей, хоть звездочки пришей! Но зато на обе ножки прихрамывает, горбом туда – сюда покачивает. Ой, уморил, отец! Да ведь это ты себе обрисовывал. А Дарьюшка-то у тебя загляденье! Да и жених у нас хоть куда – руки золотые! Да! Богатство большое: два веника в коробке да мышки в мешке! Это правда! Денег у нас ни гроша, зато слова хорошие. Сам ведь знаешь, какой у нас Егор мастер. Были б руки, а богатство придет! На том и порешили – быть свадьбе! Но этим дело не закончилось. Родители благословили молодых, а отцы семейства в знак крепости договора били друг друга по рукам, одевая холщовые рукавички.
Дети надевают рукавички и показывают, как это было.
– Ребята, а давайте поиграем в сватовство.
Детям надевают элементы костюма, выбирают родителей жениха и невесты. Остальные дети - подружки и дружки.
– Ребята, скажите, как приглашают на свадьбу гостей?
Ответы детей.
– А во времена царствования Ивана Грозного существовал такой обряд приглашения гостей на свадьбу. Выбирали с каждой стороны по одному человеку, плели большой красивый каравай (показ), ходили по домам с караваем и приглашали гостей. Приглашенные отламывали кусочки каравая, говорили слова согласия или несогласия и клали в лукошко разную мелочь (дарю серебро, чтобы в доме было добро и т.д…)
Дети обыгрывают этот обряд.
– Ну что же, пожелать мне осталось, чтобы их не брала старость. После всего этого обе стороны начинали готовится к свадьбе. Что значит готовится к свадьбе? (Рассуждения детей.) А Дарьюшка с маменькой приданое перебирали да в сундук складывали. (Показ сундука с приданым.) Ребята, а что такое приданое? (Ответы детей.) Вот тебе, доченька. Пальто стеганое на зиму. Вот тебе юбки, их у тебя три. Две нижние, что попроще, и одна верхняя, нарядная. Ребята, а можно ли определить, где нижние юбки, где верхние.
Дети рассматривают, выбирают верхние, нижние юбки.
– А почему же одевали по три. А иногда по пять юбок? (Чтобы толще казаться, чтоб было тепло)
– Ещё по количеству юбок мерился и достаток
семейный. Достала мама Дарье из сундука и
рубашки. Носи, доченька, эту рубашку по
праздникам. Будешь как царевна. А вот эта рубашка
на каждый день, в ней на стол собирай, и за стол
садись.
Ребята, а как можно определить, почему одна
рубаха будничная, а другая праздничная. (Ответы
детей.) Оставшееся приданое Дарьюшка дошивала
на девишнике с подружками. И жених с дружками
приходил на девишник.
Работа детей, изготовление подарков.
– Чтобы работа быстро шла, за работой шутили, пели песни.
Федул, что губы надул.
Кафтан порвал.
А велика ли дыра?
Один ворот да рукав остался.
К концу работы дети запевают песню “Как по
морю, по морю…”
Работы готовы, и каждый ребенок рассказывает о
своей работе и кладет молодым в сундук с
пожеланиями (я на рушнике вышила цветочек, чтоб у
вас родился сыночек; а я на платочке вышила птицу,
чтобы были счастливы и здоровы и т.д.).
– Не засиделись ли вы за работой, не пора ли хороводы водить, да и поиграть.
Хоровод “Как по лугу, как по лугу…”
– Что-то заигрались мы, пора и честь знать. Пора нам домой. Самовар кипит, уходить не велит. Прошу вас в светлицу, чайку попить.
Дети уходят в группу.
Конспект занятия на тему: “На всякое семя – свое время” в старшей группе
Цели:
- познакомить детей с предметами крестьянского быта, используемых в посевной.: лукошко, борона, соха, веялка;
- дать представления о русских обычаях и обрядах, связанных с весенним севом;
- закрепить знания о приметах и пословицах. Воспитывать уважение к труду людей. Развивать познавательную активность, умение рассуждать.
Методы и приемы.
- Погружение в прошлое.
- Ролевые игры.
- Использование музейных предметов.
- Исследовательская деятельность.
- Рассказ-беседа
- Хороводная игра.
- Игра-импровизация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под пение птиц дети выходят из домов и идут на “вспаханное поле”. Несут расшитый холст и пирог, раскланиваются на все 4 стороны и обращаясь на восток, говорят:
– Чтоб урожай был добрым, чтобы хлебушка хватило до следующей весны. Вот тебе, матушка-весна, новая новинка. Уроди нам, матушка-земля, много хлеба. Чтоб урожай был добрым, чтоб хлебушко хватило до следующей весны.
После чего расстилают на поле холст и кладут на него пирог, и уходят домой.
– Ребята, я думаю, что весна будет доброй к нам, смилостивится и уродит хороший урожай.
Дети сидят на лавочках. Воспитатель начинает свой рассказ:
Воспитатель: Весна – пора ярового сева. Крестьянин точно угадывал его срок – не раньше, не позже. Иначе не будет доброго урожая. “На всякое семя свое время” – говорится в народной мудрости. Ребята, откуда вы думаете мог знать крестьянин, когда, что посеять. (Рассуждения детей.) Вот, например, есть такая примета: береза станет распускаться – сей овес. Расцвели яблони – пора сеять просо. Начала куковать кукушка – пора сеять рожь. А что нужно для хорошего урожая?
Ответы детей: “Солнышко побольше, в меру дождей, а сорняков и вредных насекомых – поменьше, чтобы ранние холода не уничтожили всходы”.
Воспитатель: Но вернемся к севу. Как же сеяли в старину?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Я вам сейчас покажу один предмет, которым пользовались во время сева.
Рассматривание лукошка и показ посева. К ответственному этому делу крестьянин готовился особо.
Рассказ ребенка: Крестьянин накануне мылся в бане. В день сева надевал белую рубаху и с лукошком на груди выходил в поле, сеяли только отборное зерно. Да, ребята, лучше голодай, но добрым семенем засевай – говорится в народно пословице. Я приготовила семена пшеницы. Давайте их рассмотрим. Можно ли их посеять.
Ответы детей.
Воспитатель: А как же отбирали семена?
Рассуждения детей.
Показ веялки. Дети вместе с воспитателем веют семена. Рассматривают, какие семена остались на веялке, какие упали на стол. Насыпают семена в лукошко, воспитатель рассказывает:
– Забирал сеять из лукошка пригоршню зерна и через каждые два шага размеренным движением руки разбрасывают его веером налево и направо. Выбирали для сева тихий и безветренный день. Почему?
Рассуждения детей.
– Давайте попробуем и мы сеять.
Но не каждый мог первым бросить зерно в землю.
Выбирали посевальщика вот каким образом.
Накануне пекли жаворонков с запеченной монетой в
одном жаворонке. И кому из мужчин попадется
жаворонок с запеченной монетой, тот и
разбрасывал первые пригоршни зерна.
Дети выбирают жаворонков, кому попался жаворонок с запеченной монетой, одевает рубаху и разбрасывает первые зерна на поле (на полу расстелена ткань черного цвета – это поле). Разглядывают поле, равномерно ли упали зерна. Рассуждения детей.
– Можно ли так оставить семена на поле? Почему? Что нужно для этого делать. Как?
Показ бороны. Эксперимент на земле. Борона закапывает зерна в землю. Рассуждения детей.
– Что сеял крестьянин.
Ответы детей: рожь, пшеница, овес, ячмень, гречка.
– Зачем нужно было сеять столько много?
Ответы детей.
На столе плюшка, ржаной хлеб, овсяной кисель, ячменный квас, гречневая каша. Дети пробуют, угощают гостей.
Воспитатель: И каждый раз после первого дня посева молодежь собиралась на проталинке и веселилась, водили хороводы, пели песни, играли в игры.
Хоровод “Сеяли девушки яровой хлеб”.
Конспект занятия на тему: “Зыбка поскрипывает, тихо песенки поет” в средней группе
Программное содержание:
- познакомить детей с разновидностями колыбелек (из дерева, плетеные из луба, из ивовых прутьев);
- приобщить детей к духовной культуре русского народа;
- заинтересовать в знакомстве с русским фольклором (колыбельные песни, приговорки, пестушки);
- воспитывать гуманные чувства, любовь к ближнему.
Активация словаря: зыбка.
Предварительная работа: знакомство со старинными русскими именами; элементы русской народной одежды.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети встречают в группе гостей. Воспитатель, одетый в старинный русский сарафан входит в группу со словами:
Воспитатель: Добрый день, детушки-касатушки!
Подойдите, не стесняйтесь.
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель обращает внимание на свой наряд.
– Ребята, посмотрите, какая я нарядная. Скажите, а что на мне надето? (Ответы детей.) Правильно, сарафан. И у нас с вами есть волшебный сундучок.
Воспитатель обращает внимание на стоящий в углу сундучок.
Что это за странный сундучок?
И закрыт он на замок.
Если ключик подберем,
В прошлый век мы попадем!
– Ребята, а чтобы сундучок открылся, нужно потрудится – отгадать загадки. Слушайте внимательно.
Первая загадка.
Маленькая собачка, свернувшись, лежит,
Не кусает, не лает, а в дом не пускает? (Замок)
Вторая загадка.
Хвост на дворе, нос в конуре,
Кто хвост повернет, тот в дом войдет. (Ключ)
– Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки, и сундучок наш открылся.
Воспитатель достает из сундучка элементы русской народной одежды (картуз, кушак, платок, передник, кокошник, душегрейка). При этом называя вещи, дети помогают. Предложить детям нарядившись, посмотреться в зеркало.
– А сейчас, я скажу волшебные слова, а вы внимательно слушайте и повторяйте:
Влево, вправо повернись,
В прошлом веке очутись!
– Вот мы и попали с вами в прошлый век, в русскую деревню. Прислушайтесь, ребята, кажется, кто-то плачет. Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим.
Дети и воспитатель подходят к люльке.
Кто это у нас плачет,
Не получит калачик,
Кто это у нас ревет,
Не получит сухарек.
Воспитатель берет куклу на руки.
Цыть, цыть, не плачь
Несет котик калач.
Недалечко, на мостике
Несет калач на хвостике.
– Ребята, это плакала девочка. А как вы думаете, почему она плакала?
Ответы детей.
– Она услышала наши голоса и захотела, чтобы её взяли на ручки. Ребята, а как вы думаете, как в старину могли эту девочку звать?
Дети перечисляют старинные женские имена.
– Да, её зовут Марьюшка. А какие вы ещё знаете старинные русские имена?
Ответы детей.
– Ребята, наша Марьюшка успокоилась и хочет с вами поиграть.
Игра проводится 2 раза. Воспитатель, держа куклу в руках вместе с детьми, показывает движения, при этом произнося слова:
На кота – потягушки
На дитя – порастушки.
(Поочередное вытягивание рук вверх)
С гуся вода –
С дитя – вся худоба.
(Движения рук вверх и вниз с наклоном до пола)
Наденем сапожнки
Это – с правой ножки,
Это – с левой ножки.
(Стоя, ноги врозь, поочередные наклоны к носкам ног.)
Топ-топ-топатушки!
Пляшут зайки на опушке.
Пляшут лапки и хвосты.
Что стоишь? Пляши и ты!
(Прыжки: ноги врозь, ноги вместе.)
Снова заплакала кукла.
– Ребята, Марьюшка снова заплакала. Она ведь маленькая и, наверное, устала. Как вы думаете, как помочь Марьюшке успокоится?
Ответы детей.
– Правильно, её надо положить в колыбельку и покачать.
Воспитатель кладет куклу в колыбельку и качает.
– Ребята, скажите, а где спит наша Марьюшка?
Ответы детей: в люльке, в колыбельке, в кроватке.
– Правильно, а ещё в старину колыбельку называли зыбкой. Зыбка – это люлька. Она легко качалась, “кланялась”, как маленькая лодочка, плывущая по реке. Зыбки в крестьянских избах подвешивались на гибком месте – к потолку. Положит мама ребеночка в зыбку, качнет её раз – другой, а сама в это время пряжу прядет. Ребята, скажите, а из какого материала сделана зыбка?
Ответы детей.
– А ещё в старину зыбки делали из ивовых прутьев и плели из лыка.
Дети рассматривают образцы зыбок.
– А как вы думаете, кто в деревне делал зыбки?
Ответы детей.
– Ой, наша Марьюшка снова заплакала. Как выдумаете, что надо сделать, чтобы Марьюшка уснула? Правильно, ей надо спеть колыбельную песенку. Ребята, а как нужно спеть колыбельную песенку, чтобы Марьюшка не испугалась?
Ответы детей: тихим голосом, ласково.
Дети положа руки под щечку “спят”, сидя на стульчиках, воспитатель поет колыбельную.
“Люшеньки, люли
Прилетели гули.
Стали гули ворковать
Мою деточку качать,
Люшеньки, люли
Спи, дитя, усни
До утренней зари,
До свежей росы”
– Ну вот, кажется наша девочка уснула. Посмотрите, на зыбке какие красивые узоры. Как вы думаете, ребята, а зачем родители разрисовывали зыбки разными узорами?
Ответы детей.
– А ещё, чтобы маленького ребеночка не сглазили, и он рос здоровеньким и крепким. В старинном сундучке есть для вас зыбки. Только их нужно разукрасить разными узорами.
Дети садятся за столы, где все приготовлено для аппликации. Приклеивают разные геометрические фигуры, создавая орнамент.
– Молодцы, ребята! Красивые получились у вас узоры на зыбках. А у меня есть для вас подарок. Я вам подарю маленьких куколок. В такие куклы играли крестьянские дети давным-давно, в прошлом веке, очень давно.
Воспитатель раздает детям куклы и просит назвать их старинными именами. Теперь есть у вас и куколки, и зыбки. Давайте уложим их спать и споем им колыбельную песню.
Дети садятся на коврик, качают колыбельки и поют:
“Котя-котенька-коток,
Котя, серенький лобок.
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать”.
– Ну, вот и ваши детки уснули. Пока они спят, давайте погуляем.
Дети кладут зыбки с куклами на стол и идут одеваться на прогулку.