Знакомство детей с историей возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Задачи ознакомления детей подготовительной к школе группы с историей возникновения и развития декоративно-прикладного искусства Древней Руси:

  • Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, причиной и историей возникновения, развитием и ролью в культуре русского народа.
  • На примере предметов прикладного искусства познакомить детей с возникновением, развитием и значением орнамента в русской культуре, разнообразием знаков-символов, их обобщенностью и стилизацией. Учить детей понимать смысл орнамента, “читать” и воспроизводить его.
  • Показать и раскрыть образ Солнца, Птицы в искусстве русского народа.
  • Вызвать устойчивый интерес и желание рассматривать предметы прикладного характера, желание научиться воспроизводить их в узоре, оформлении, а также создавать свои композиции, развивая художественно-творческие способности
  • Развивать умение декоративного творчества и желание внести его результаты при оформлении группы (зала).

Конспект занятия
“История возникновения народного искусства”

Цель:

  • На основе полученных знаний о развитии древнего человека, его среде обитания, деятельности и способах общения познакомить с условиями возникновения древнего искусства, его значением для жизни человека.
  • На предметах прикладного характера, их примере, познакомить с видами материала, используемого в деятельности “художественного промысла”. Дать понятие “народное искусство”. Способствовать возникновению интереса к истории развития русской культуры, русского искусства.

Материал: предметы прикладного характера, выполненные на материале разного вида и фактуры (кость, дерево, камень, ткань).

Иллюстрации книги “Русское народное искусство”.

М/П: Занятие провести в музее "Истоки" или специально оборудованной комнате .

Рассматривание детьми предметов; обратить внимание на то, что их заинтересовало, чем делятся с товарищами.

На примере своего заинтересованного рассказа, высказывания о каком то предмете, побуждать детей делиться своими мыслями, впечатлениями о путях возникновения, способах создания и использования человеком в своей деятельности или среде.

Обратить внимание детей на разнообразие материала, использованного для создания предметов, разновидностей художественного промысла. Заинтересовать вопросами о том, для чего они созданы, кто их создал, когда созданы...

Что служило причиной возникновения таких предметов, что могло побудить человека к созданию художественного произведения?

Искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному - потребность украсить все, что его окружало. Началось это очень давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но находилось у него время и для творчества. Он наводил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении долгого времени искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников оставляло лучшее, добавляло свое. И поскольку результаты такого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть “народным”.

Различия в условиях жизни нашли свое отражение в искусстве, наложили на него свой отпечаток. В процессе развития особенности сложились в традиции, которые соединили в себе самые характерные черты. Они стали все больше и больше напоминать нам ниточку, тянущуюся из глубокой древности в наши дни. В число таких особенностей входят темы орнамента, колорит, сюжет, ритмы.

Стоит сравнить рисунки наскальной живописи Заонежья /2000 лет/ с росписью на местных прялках - удивительное сходство.

Народное искусство того народа, которое вместе с ним прошло историю, отразило национальные черты. Материалом для творчества народного художника служило все; что его окружало: камень, кость, ткань. Более всего наш далекий предок любил дерево, потому что он жил в окружении леса. Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева он строил себе жилье, делал все необходимое. Тесно связанный с лесом русский человек считал его живым существом, воспевал в сказаниях и песнях. Предметы, созданные из него руками мастера, рассказывают нам, каким художник представлял мир, как умел соединить назначение вещи с ее красотой.

Знакомясь постепенно с вещами наших предков, искусством их создателей, мы как бы заглядываем в далекий мир, узнаем о жизни и творчестве наших предков.

Консультация для воспитателей
“Орнамент сквозь века. История возникновения искусства”

Орнамент, в отличие от живописи, существует на какой-то созданной человеком вещи, стене дома, сосуде, тканях.

Почему возникла сама вещь, и зачем понадобилось на нее наносить рисунок? Ясное дело, для чего: горшок - чтобы варить кашу, плуг - чтобы пахать, прялка - чтобы...

Человек выделился из природы, когда стал творить, когда стал не просто осознавать мир вокруг себя, но и когда научился выражать свои представления в создаваемых им предметах.

Первое, что он осознал, было то, что существует “верх и низ”, т.е. небо и земля. В виде круга древний человек изображал солнцеЮ небо. А вот землю – в виде квадрата, иногда с точками, изображавшими зерна, т.е. засеянное поле. Вода обозначалась волнистой зигзагообразной линией. Более сложные понятия выражены в свастике. Она выражает движение солнца. А её излом - направление движения, 4 конца света и времени года. Спираль - формула всеобщего развития и движения. Древний человек изображал его, находя аналоги в окружающем мире: завитке, раковине водовороте т. д.

Культура древнего Египта таинственна и глубока. Каждый предмет в ней - вместилище, в котором орнаментальный декор играет важную роль. Орнаментальный знак и сама вещь находятся в органичном единстве с письменностью. Одни и те же знаки были одновременно элементами декора и знаками письменности, и частями вещи. В квадратах египетского орнамента ромб обозначает форму рыболовной сети с узелками или волнистой - окружение земли водой, встречаются элементы, похожие на ромашку. Она напоминает солнце, 4 луча - 4 времени года. В Древнегреческом орнаменте квадрат - символ 4 времен года, а круг - идея постоянного круговорота явлений в природе и во вселенной. Поэтому в центре Квадрата мы видим ромашку-солнце.

Для египтян линейный же орнамент - идея бесконечности бытия, а греческий замыкает в квадрате, круге.

Орнамент как произведение искусства существует в пространстве и во времени. Нужно быть очень внимательным к каждому мотиву, ритму, и тогда он поведает нам длиннющую, уходящую в глубь веков историю.

Римский рисованный орнамент живописен, в нем появляется соотношение различных оттенков цвета, то, что принято называть живописью, колоритом.

В Греческом - сочетание локальных цветов, а орнамент из охранительной функции переходят в мотив живой сцены.

В Римском декоре - гирлянды: лепные, рисованные, пышные с лентами, венками ягод и фруктов, т.е. изображалось все, что дорого человеку. Декор интерьеров отличает изысканная утонченность колорита.

Основы композиции. Орнамент.

В древнегреческом орнаменте присутствует “меандр” - выражающий идею движения через стилизованный образ вечно набегающей и убывающей волны, плавные изгибы русла одноименной реки.

В орнаменты разных стран и культур разных эпох входили свои элементы-символы: Египет - лотос, Греция - листья аконта, Япония - хризантема, Индия, Персия - огурец.

Существует различные виды орнамента:

Предметный - образующий пышные орнаментальные узоры, натюрморты, Возрождения.

Астральный - с изображением Галактик, Солнца, звезд, планет, комет.

Каллиграфический - в рукописях буквенных заставок.

Пейзажный - в японских и китайских ширмах интерьерных перегородок.

Зооморфный - фигуры, портретное изображение человека.

Конспект занятия
“Возникновения и стилизации образов в народном искусстве”

Цель:

  • На основе полученных знаний продолжать расширять представления детей о роли солнца, его значении в природе и деятельности человека.
  • Показать стилизованное изображение солнца в древнерусской культуре.
  • Показать способы изображения знаков-символов. Способствовать творческому поиску способов и приемов в декоративном оформлении солярного знака. Развивать фантазию.

Материал: силуэт солярного знака, разноцветная тушь, кисти, тычки, перо.

М/П: Вспомнить с детьми о значении солнца в природе, жизни и деятельности человека, прочитав загадку:

“На заре зарянской

катится шар вертянский.

Никому его не обойти, не объехать”.

Солнце для древних людей являлось одним из главных богов-покровителей. По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца, творческая, плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах. Много песен, загадок сложили люди о солнце. Кто знает больше загадок про солнце?

2 ч. А теперь попытайтесь из этого материала выделить изображение солнца (показ видов солярного знака).

Пояснение рисункам: Говорят, что оно катится как колесо, так сравнивали его наши народности славяне и литовцы. Встречается кружок с точкой - китайское, египетское изображение. На Кавказе изображали розетку с завихрением, иногда оно изображалось в виде спирали.

В образном представлении народа солнце связывалось с плодородием и часто изображалось в женском облике. “Встану я рано, бело да румяно, умоюсь росой, расчешу золотые косы”, - говорится о нем в русской загадке. Лучистый солнечный диск на голове женского божества стал одной из самых характерных черт вышивок.

(Рассказ, беседа сопровождается показом).

3 ч. Предложить украсить образ солнца графическим изоматериалом, используя знакомые элементы орнамента: линией, штрихом, точкой...

Рассматривание, увидеть оригинальность, подчеркнуть индивидуальность в работах, фантазию детей.

Перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы на тему “Знакомство детей с историей развития русского народного искусства”

Конспект занятия
“Образ птицы, знака-символа в деревянном зодчестве на Руси”

Цель:

  • Расширение знаний об особенностях строительства русской избы.
  • Познакомить с историей и причинами возникновения орнамента в деревянном зодчестве.
  • Познакомить с образом птицы как знаком-символом в прикладном искусстве.

Беседа с детьми об особенностях строительства избы: выборе места, выборе материала, его подготовке для строительства избы, последовательности постройки и назначении орнамента.

Подчеркнуть, что орнамент, его элементы служили оберегом для жизни тех, кто поселится в этой избе.

Рассмотреть иллюстративный материал по теме.

1) Его расположение на избе, выделить его элементы, уточнить, что они обозначают.

Рассмотреть, какие знаки-символы используют для размещения на крыше избы, на “полотенце”, на её коньке.

Рассказ

Образ птицы в глубокой древности был привычным талисманом, оберегом. Одним из воплощения духа огня на земле считался в древние времена петух. “Гласим-царь”, “Будимир-царь” - верные часы народной Руси. “Петух поёт, значит нечистой силы темное время прошло”.

Другой петух, петушок-золотой гребешок, - это герой русских сказок, представляется сидящим на своде небесном и не страшащимся ни воды, ни огня. Как поступит этот петух, если кинуть в его в огонь или в воду? Если кинуть в воду – всю разом выпьет, в огонь – зальет все пламя. Петух считается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняющим от пожара. Поэтому на коньке крыш ставят деревянного или железного петуха.

  1. Рассмотреть стилизованные изображения птицы и объяснить свой выбор.
  2. Выполнить зарисовки птицы – по своему замыслу.

Конспект занятия
“Образ птицы как знака-символа в прикладном искусстве народов Руси”

 

Цель: Познакомить детей с разнообразным “звучанием” образа птицы, её значением и смыслом в народном декоративно-прикладном искусстве.

Методические приемы:

1) Рассмотреть предметы декоративно-прикладного искусства: одежда, украшения, посуда, полотенца, скатерти, прялки.

Обозначить внимание на расположение орнамента, сочетание цвета: где обычно располагается орнамент. Почему? Какие цвета используются в орнаменте? Что они означают?

2) Рассмотреть элементы орнамента, уточнить их смысл.

Обратить внимание на способы изложения птицы, какие птицы изображены?

Пополнить ответы, рассмотреть факты.

Сокол - пользовался на Руси почетом. С соколом сравнивали добрых молодцев. Соколиные очи - зоркие очи.

Лебедь - символ чистоты, красоты. “Словно белая лебедушка плывет”, - говорили про девушку.

Сорока-белобока слывет за красавицу-воровку и сплетницу, приносящую на хвосте всякие вести.

“Совушка - умная головушка” - символ мудрости. (Передача “Что? Где? Когда?”)

Грачи, скворцы, жаворонки - вестники весны.

Прилетайте к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!

Ворон - птица вещая, на крыльях “приносит бурю”, живую и мертвую водоу.

  1. Предложить отобрать из выполненных зарисовок те, которые являются стилизованным изображением птицы. Предложить объяснить свой выбор.
  2. У славян птица с распростертыми крыльями символизировала солнце. Считалось, что птица-солнце и уточка, соединенные на височной подвеске, могут защитить женщину от бед.
  3. Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки, стилизованного листа означает начало жизни, символ добра и счастья.

    Все эти изображения означали жизнь и благополучие.

  4. Предложить по желанию любой образ птицы-знака, символа благополучия и добра.