Применение средств Интернета и компьютерных технологий при обучении иностранным языкам и воспитании учащихся (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки


Применения средств Интернета и компьютерных технологий при обучении иностранным языкам и воспитании учащихся. (Из опыта работы.)

Интернет активно входит в нашу жизнь. Все больше и больше школ страны подключаются к международной компьютерной сети. Об этом можно прочесть в наших методических журналах и Учительской газете. Академия РАПКРО также внесла свою лепту в изучение данной проблему. Существует даже Федерация Интернет-образования в России. В городе Дудинке, который находится на полуострове Таймыр почти у берегов Ледовитого океана, создана внутригородская сеть MasTerra, которая также дает возможность применять компьютерные и Интернет-технологии при обучении и воспитании подрастающего поколения. Каждая школа города имеет свою страничку в этой сети. Я работаю над созданием странички иностранных языков, на которой будет размещена информация не только о моем опыте работы с применением компьютерных технологий, но и самые интересные материалы, которые я получила при исследовании Интернет-пространства и общении с иноязычными пользователями. Я также планирую разместить несколько тестов для самого разного уровня владения английским языком, обзор различных программ и учебных пособий для родителей, некоторые интересные сведения по культуре, истории и искусству англоязычных стран. Я думаю, что материалы ЕГЭ по английскому языку также могут заинтересовать пользователей МасТерры.

О том, что такое Интернет и для чего можно его использовать, можно сказать несколькими словами: это огромный дополнительный информационный ресурс для обучения и воспитания, поддержания интереса при обучении и средство для самообразования. Интернет предоставляет своим пользователям многочисленные возможности для получения знаний в различных областях. Интернет можно сравнить со стремительно обновляющимся справочным изданием. Специалисты делят Интернет на видимую сеть surface web и невидимую сеть invisible или deep web. Невидимую часть Интернета можно сравнить с книгохранилищем, заполненным неучтенными книгами и очень редко посещаемым. По оценке специалистов соотношение видимой и невидимой части Интернета примерно 1 к 500. Использование Интернета в учебном процессе необходимо потому, что знание устаревает слишком быстро и требуется немало времени, чтобы обновленные знания появились на страницах школьных учебников.

Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, и как средство воспитания, и как средство получения информации.

Для того, чтобы помочь пользователям Интернета искать нужную информацию, было создано специальное программное обеспечение: информационно-поисковые системы или ИПС. Они похожи на библиотечные каталоги. ИПС позволяют искать информацию по ключевым словам и фразам. Существуют 2 типа ИПС: каталоги-web directories и указатели - search engines.

Для того, чтобы найти нужную информацию и нужный адрес в Интернете нужно знать названия поисковых систем и их адрес. Это каталог Yahoo (http://www.yahoo.com), указатели Google (http://www.google.com), Alta Vista (http://www.altavista.com), Go.com (http:// infoseek.go.com). Есть еще и Rambler, Msn, Fast, поиск Mail.ru, ICQ и многие другие указатели и каталоги. Существуют специализированные ИПС: графические, звуковые, видео и мультимедийных материалов, поиск новостей. Есть и такие ИПС, которые открывают доступ к невидимой сети. ИПС отличаются и по методике составления запроса, по объему и скорости обновления баз данных. Чтобы повысить эффективность поиска, надо использовать несколько ИПС и несколько языков, не только свой родной язык.

Заниматься поиском необходимой информации в Интернете означает переход от одного нужного Вам адреса к другому, от одной информации к другой.

Сначала я использовала Интернет как средство получения информации по интересующей меня теме. Например, мне нужен был материал по экзамену TOEFL. Или по погоде на разных континентах и в разных странах. Я использовала Интернет и для получения информации по страноведческой тематике. Ведь в учебниках этот страноведческий материал часто преподносится неинтересно, некрасочно и часто без наглядности. Посмотреть с высоты Близнецов Нью-Йорка на город было потрясающе не только для моих учащихся, но и для меня лично. А когда я впервые попала в знаменитый Овальный кабинет Американского Президента, я была просто ошеломлена. Мое присутствие там было так очевидно, что казалось, я стою в центре этого кабинете, медленно поворачиваясь, чтобы его хорошенько разглядеть.

Потом я решила зарегистрироваться в каком-нибудь чате, чтобы иметь возможность разговаривать на английском. Ведь не секрет, что многие учителя не имеют возможности выехать за рубеж в страну преподаваемого языка для языковой практики. А ведь, как известно, язык-это средство общения. Как и многое другое в нашей жизни, язык развивается. В нем появляются новые слова и понятия. Так, например, в русском языке лет 25 тому назад существовали такие сленговые слова “клево”, “классно“, “монтана“, которые впоследсвии исчезли и недавно снова появились в молодежном лексиконе. А известное всем английское слово “cool”, которое тоже лет 25 тому назад имело только одно значение в литературном языке, упоминалось в его нынешнем значении только как неприличное слово.

Попав в чат, я приобрела много знакомых, для которых английский родной и которые, казалось бы, должны знать его лучше, чем я. Увы, вскоре я обнаружила, что я пишу лучше, чем они, на их родном языке. Однажды я осмелилась поговорить через микрофон в чате, а впоследствии использовала и веб-камеру. Такое живое общение убедило меня в том, что Интернет как средство живого общения незаменим. Это действительно средство коммуникации.

Как известно, речь бывает письменной и устной. Для письменной речи существует электронная почта. Познакомившись с огромным количеством иностранцев и обменявшись мнениями по разным темам, у меня началась активная переписка по электронной почте. Ранее письма я получала раз в месяц по обычной почте. А после того, как я начала пользоваться электронной, я стала получать по нескольку писем в день. Поначалу я копировала те речевые образцы, которым научили меня в ВУЗе. Но постепенно я освоила и те новые структуры речи, которыми пользовались мои новые иноязычные знакомые. Например, сокращение слова “them” до “ ‘em”. Происходило и постепенное погружение в неформальную разговорную лексику. Так, однажды, на мое вежливое “My pleasure”- “Мне приятно” один из собеседников-иностранцев сказал мне в ответ фразу, которую я долго пыталась перевести и по одному слову, и всю вместе, но, увы, безуспешно. Рассердившись на саму себя, я напрямую сообщила собеседнику, что я иностранка, и что я не поняла его ту фразу. Он удивился и пояснил ту непонятую мною фразу. Теперь я ее частенько использую. Таким образом, при живом общении идет формирование коммуникативной языковой компетенции, предполагающей владение навыками монологической и диалогической речи.

Через Интернет-чат при общении с американцем я узнала, где мне можно поискать интересовавшую меня тему “Американские президенты и покушения на них“. Этот материал был использован мною при подготовке реферата на научно-практическую конференцию в этом году. Это можно назвать формированием “back-ground knowledge”, то есть знания страноведческого характера, без которых невозможно изучение ни одного языка. Ведь культуру, историю, традиции и обычаи страны изучаемого языка невозможно отделить от самого языка. Примеров тому можно привести множество: любопытная Варвара в русском языке и Том в английском.

Как средство обучения Интернет очень полезен при обучении языкам, так как письмо, говорение, чтение, аудирование являются теми навыками, на формирование которых и направлены усилия учителя и учеников. Можно использовать сайты платные и бесплатные. Примерная цена - 6-10 $ в месяц. Можно использовать всю программу, предложенную сайтом, без изменений, а можно и взять только тот материал, который нужен при изучении данной темы в данном классе. Недавно на Mail.ru появилась информация о бесплатной рассылке American English.

Существуют бесплатные сайты, такие как KidLink и iEARN. Оба эти сайта работают по проектной методике. KidLink - это некоммерческая организация, которая объединяет более 15,000 школ и 100 стран. Цель Kidlink - объединить ребят разных стран мира. Средством коммуникации служит лист рассылки Listserve. С его помощью учащимся можно участвовать в дискуссиях со сверстниками, в международных проектах. Для участия в программе нужно заполнить специальную анкету и ответить на 4 вопроса: Кто я? Кем я хочу быть когда вырасту? Как я хочу сделать мир лучше, когда вырасту? Что я могу сделать сейчас, чтобы это произошло? Перед тем, как отвечать, можно прочесть ответы на эти вопросы ребят. Можно посетить страничку “План ответа“, чтобы было легче рассказать о себе на неродном языке. Имеются и другие вопросы, например: Где я живу? Мои права, Моя семья и мои друзья, Мои предки. Если все правильно было написано, вскоре учащийся получит имя и пароль для участия в работе сайта. Программа может выполняться на 14 языках мира. Есть на этом сайте и детский чат, где взрослые не принимают участия, и проектирование. Учебная программа рассчитана на 8 месяцев.

IEARN = International Education and Resource Network (www.iearn.org) - это также некоммерческая oрганизация, в которую входят более 4,000 школ из 75 стран. Без регистрации участие в ней невозможно. Каждый месяц по электронной почте рассылаются новости на английском языке, где указано, кто и в какой стране заявляет проект, кому требуются партнеры, а также объем работ учащихся и сроки их подачи. Участвовать можно и по электронной почте, только не выходя в сеть надолго. Выбрав проект, надо написать небольшое сочинение на английском языке, отослать его координатору. Часто учащиеся просто панически боятся сделать это, так как знают, что письмо получит человек, для которого английский язык родной. Но эта работа посильна им. Можно выбрать проект, вписав его в тему, которую изучают по программе. Написав о себе и задав партнерам вопросы по теме, получаешь ответ партнеров на вопросы, заданные в письме учащихся. Вместо абстрактного мистера Вайта у учащихся появляется реальный партнер по общению. Если научить ребят правильно общаться, то, вполне вероятно, жизнь на нашей планете станет лучше. В рамках этой организации проводятся и конференции для учителей, во время которых проводятся и семинары, и мастер-классы.

Для формирования навыков чтения Интернет - незаменимое средство. Чтение при изучении иностранных языков делится на изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. В реальной жизни человек сталкивается с необходимостью владеть всеми видами чтения. К сожалению, учебники не содержат текстов в нужном количестве для всех указанных видов чтения. С помощью Интернета можно восполнить этот пробел. Изучающее чтение является наиболее трудным видом, так как необходимо знать все слова, содержащиеся в тексте. Незнакомые слова нужно выписать, перевести, можно проработать их в наиболее похожих словосочетаниях. Можно использовать данный текст в качестве теста, в котором учащиеся восполняют пропущенную информацию. Если предусматривается работа по формированию навыков ознакомительного, просмотрового, поискового чтения, то можно сначала подыскать подходящие тексты, а можно и сохранить ссылку в папке, и затем с учащимся выйти в сеть и прочесть данный текст.

Для формирования навыков аудирования Интернет тоже содержит огромное количество звуковой информации. Ее можно получить и платно, и бесплатно.

Мой опыт применения Интернета очень небольшой. Сайты Kidlink и IEARN я только начала применять в своей частной практике, обучая ребенка, имеющего возможность использования Интернета у себя дома. Преподавая в школе, я постоянно использую использую информацию, полученную в Интернете.

Это сильно помогает поддерживать интерес учащихся к изучению иностранных языков. Да и кому не понравятся такие смешные картинки, хотя и с текстом на неродном языке?

Или похохотать в классе, прочитав на сайте о Рождестве, что в России Деда Мороза называют “ babоushka” и что он - ведьма, посещающая хороших детей в Рождественский сочельник. Приложение

Из своего опыта общения с Интернетом я могу посоветовать учителям любого предмета “поплавать” в бескрайнем море информации. По Интернету можно заказывать книги, фильмы, диски, видео. Можно получить исчерпывающую информацию, чем славен тот или иной день в истории. Учителям географии можно попасть вместе с учениками прямо в пустыню или Grand Canyon, пусть даже на несколько мгновений! Интересующимся изучением иностранных языков можно и платно, и бесплатно выучить пару-тройку языков. Можно получить информацию о книгах, поступивших в продажу. Существует множество сайтов не только по всем школьным предметам, но и по большим и малым проблемам, волнующим человечество. А можно просто зайти на сайт, чтобы увидеть прекрасный сад и насладиться этим зрелищем.

Информация о сайтах по различным темам я часто черпаю в программе “Интерактив”, которую можно увидеть по понедельникам по каналу “Культура“

Применять компьютерные технологии можно и не выходя в сеть Интернет. Для этого достаточно приобрести обучающие диски, которых производится огромное множество разными фирмами. Наиболее известные из них - Lang group LTD (www.nd.ru), Cyril&Methodius, Mediahouse (www.mediahouse.ru). В моей практике после трехкратного применения этих дисков на дополнительных уроках английского и немецкого языков заинтересованность в изучении языков возросла. Так, моя ученица Рая Боролдоева, поработав с диском “Lingva Land”, выпущенного Mediahouse, уже более 2 лет учится на отлично по английскому. А до применения этих программ она училась на “3” и особого старания в учебе не проявляла.

Конечно, как и применение Интернета, так и применение обучающих программ, записанных на дисках, требует тщательного подбора материала, предварительной огромной работы учителя и возможности пользоваться этими средствами на уроках иностранного языка. К сожалению, я такой возможности сейчас не имею, хотя и опыт, и разнообразные программы для этого есть. Очень хотелось бы, чтобы школы России были оснащены компьютерными классами в достаточном количестве хотя бы для проведения тестирования и контроля по учебным предметам, и конечно же, для проведения уроков хотя бы раз в месяц. Это позволило бы намного улучшить качество преподавания и получения знаний учащимися.