Заседание школьного научного общества (секция "Экология") по теме: "Экология питания"

Разделы: Внеклассная работа


План проведения занятия

I. Вводное слово руководителей

II. Выступление учащихся.

1. Продукты питания, модифицированные методами генной инженерии.

2. Категории качества.

3. Пищевые добавки и их классификация.

4. Экологическая символика на продовольственных товарах.

5. Упаковочный материал.

6. Продукты предприятий пищевой промышленности Смоленской области

(молочный комбинат “Роса”, “Сафоновохлеб”, САХКО).

III. Исследовательская работа.

1. Ознакомление и изучение маркировки пищевых продуктов

по тексту на упаковочном материале.

2. Экспериментальное исследование качества продуктов питания:

а) обнаружение белка;
б) исследование состава молока;
в) свойства натурального меда;
г) обнаружение углеводов в пищевых продуктах.

IV. Демонстрация мультфильма “Путешествие Мечникова в мир бактерий”. Danone, 2003 год

V. Творческое домашнее задание.

Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Чем больше еды, тем больше болезней… (Бенджамин Франклин)

I. Вводное слово руководителей

Употребляя термин “экология” можно говорить не только о биологической трактовке. Наш дом не просто окружающая нас среда, не просто часть географического пространства, занятая живым веществом, а планета, населенная человечеством, которое является естественной частью ее биосферы. Экология - наука о том, как жить на этой Земле, как совместно решать труднейшие проблемы взаимоотношения Человека и Природы, как сохранить человечество на Земле.

Чтобы обеспечить рациональное и безопасное поведение в среде обитания, а также предотвратить дальнейшее нанесение ущерба, Природе и Человеку необходимо формирование определенной системы знаний, умений, убеждений, навыков, которые могут быть обеспечены содержанием базового курса биологии и химии общеобразовательной школы и дополнены теоретическим и практическим материалом экологического характера во внеурочной работе.

С целью повышения уровня экологического образования и воспитания школьников, мы используем практику проведения занятий в экологическом клубе “Муравей”, агитационном экологическом литературном театре “АЭЛИТА”, заседаниях школьного научного общества.

II. Выступление учащихся

1. Продукты питания, модифицированные методами генной инженерии

Одна из важнейших проблем современности - повышение качества и увеличение количества продуктов питания. В последние годы все чаще их получают, используя генетически модифицированные организмы.

Генетически модифицированные культуры используются для производства как продуктов питания, так и пищевых добавок.

Список продуктов, которые могут содержать или содержат ГМ-компоненты с указанием компании-производителя, подготовлена специалистами “Greenpeace”, он доступен всем пользователям Internet.

Безопасны ли для человека продукты питания, полученные на основе генетически модифицированных источников? Однозначного ответа нет.

Во многих странах частично или полностью наложен запрет на ГМ-продукцию вплоть до того времени, пока она не пройдет соответствующие испытания на безопасность.

Организация “Врачи и ученые против генетически модифицированных продуктов питания” требует даже объявить всемирный мораторий на выпуск и продажу генетической пищи.

Тем не менее, она по-прежнему проникает в продажу без должной оценки на безопасность и даже без маркировки.

В соответствии с результатами лабораторных исследований, проведенных организацией “Greenpeace”, многие продукты питания в России - одни из самых генетически “загрязненных” в Европе (Приложение 1. “Список некоторых ГМ-продуктов на российском рынке”).

2. Категории качества

На нашем занятии хотелось бы затронуть категории качества, различающихся исходным сырьем, технологией, в частности - использованными спецдобавками.

В развитых странах количество и типы спецдобавок в товарах 1-й категории, предназначенных для реализации внутри страны-производителя, строго регламентированы.

Товары 2-й категории предназначены для экспорта в развитые страны.

Товары 3-й категории качества производятся только для вывоза в развивающиеся страны. На них не распространяются многие ограничения по использованию вредных добавок, себестоимость их гораздо ниже, а производство выгоднее.

Как правило, на этикетках или упаковках нет сведений о том, к какой категории относится товар, но обычно указано, какие спецдобавки он содержит.

Именно в производстве продуктов питания 3-й категории используются несколько сотен добавок, среди которых есть аллергены, канцерогены и т.д.

А что такое пищевые добавки?

3. Пищевые добавки и их классификация

Пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.

При покупке продуктов питания всегда ли мы обращаем внимание на информацию на упаковке? Да, мы обычно смотрим, кем и где произведен товар, оцениваем его внешний вид, знакомимся с описанием. Но знаем ли мы классификацию пищевых добавок?

Перед вами таблицы с указанием основных добавок (Приложение 2. “Справочник пищевых добавок”). Она поможет вам самостоятельно оценить пищевые добавки в продуктах питания.

На этикетках и упаковках обычно указано, какие спецдобавки он содержит. В производстве продуктов питания 3-й категории используется несколько сотен добавок, среди которых есть и канцерогены (вызывающие рак), и аллергены, и тератогены (вызывающие уродства новорожденных), и вещества, вызывающие заболевания многих систем.

На сегодняшний день существует достаточное количество литературы о пищевых добавках. Найти наиболее опасные и исключить их из рациона питания.

Спецдобавки обозначаются буквенно-цифровым кодом. Применяемые в пищевых продуктах эмульгаторы, красители, консерванты, антиоксиданты, регуляторы кислотности, стабилизаторы, загустители, смачиватели обозначаются буквой Е и трехзначным кодом.

Оказывается, очень полезно прочесть информацию на упаковке - все эти штрих-коды, символы и цифры.

Символы, напечатанные на упаковках и большинство маркировочных знаков выносят смертный приговор обожающим импорт лакомкам и гурманам.

Смысл этих, по сути, предупреждающих значков таков: “сомнителен”, “опасен”, “запрещен”, “канцероген”, “противопоказан”.

В странах Европейского сообщества эта продукция запрещена.

В цивилизованных странах ни один потребитель не купит продукт, жизнь которого продлена с помощью ряда консервантов-канцерогенов.

Эти “пищевые яды” способны спровоцировать заболевания кишечника, кожи, желудка, аллергические реакции и даже способствуют возникновению не только доброкачественных опухолей, но и раковых заболеваний.

4. Экологическая символика на продовольственных товарах

В 90-х годах Германия переориентировалась на стратегию утилизации отходов через их вторичную переработку, развитие безотходных технологий. Через “Предписание об упаковочных материалах” был введен принцип ответственности производителя.

Согласно данному принципу производители и продавцы упаковок обязаны принимать их и утилизировать.

В рамках программы “Дуальная система Германии” на упаковочных материалах, которые обязательно должны быть переработаны, ставится символ “Зеленый пункт” (Приложение 3). Финансовые затраты на сбор и вторичную переработку учтены в цене на товары.

Символ “Зеленый пункт” ни в коей мере не является показателем экологичности товара, этот символ относится к упаковочному материалу.

Продукты питания, выращенные и обработанные по принципам экологического земледелия, отмечены символами на упаковочных материалах и чаще продаются в специализированных эко- или био-магазинах.

Экологическое земледелие подразумевает:

- запрет на применение пестицидов;

- запрет на использование легкорастворимых в воде азотных, фосфорных и хлорсодержащих калийных удобрений;

- соответствие поголовья скота естественным условиям содержания и выпаса;

- сохранение состава ценных питательных веществ в процессе переработки.

Выполнение всех названных требований сказывается на высоком качестве продукции.

5. Упаковочный материал

В продукты питания могут попасть вредные вещества из упаковки. Например, некоторые пряности продаются в пакетах из полистерола. Эфирные масла изменяют свойства упаковки, и в пряностях накапливаются вредные вещества, такие как стирол.

В консервах (в металлических банках) при хранении увеличивается содержание свинца.

6. Продукты предприятий пищевой промышленности Смоленской области (молочный комбинат “Роса”, “Сафоновохлеб”, САХКО).

Молочные продукты, производимые Смоленским комбинатом “Роса”, давно пользуются популярностью не только в г.Смоленске, но и во многих городах России. Это одно из немногих региональных предприятий, которое до сих пор использует только натуральные продукты и никогда не добавляет туда консервантов. Предприятие выпускает молочные продукты более 100 наименований, которые удостоены более 30 наград на ежегодных агропромышленных выставках-ярмарках “Золотая Осень”.

В йогуртовой группе наибольшей популярностью пользуются черничный и клубничный йогурты “Утренняя роса”. Уже давно смоляне и москвичи знают и любят вкусовые качества сыра зерненного “Домашний”, творожную массу “Утренняя роса” с курагой и вишней, творожные сырки с изюмом, сырки глазированные. ОАО “Роса” занесено в реестр победителей конкурса “1000 лучших предприятий и организаций России 2004 года”.

“Сафоновохлеб” выпускает массу хлебобулочных изделий, начиная от ежедневно потребляемых нами белого и черного хлеба с различными названиями и заканчивая самыми настоящими вкусностями. Особой популярностью пользуются вкусные питательные, не очень калорийные круассаны из слоеного теста с фруктово-ягодной, ореховой начинками и со сгущенкой. Особое внимание привлекают пряники и сушки, легкие завтраки “Лу-лу”, вафельные хлебцы.

Полезные лакомства САХКО не раз удостаивались наград на самых престижных конкурсах. Два года назад “Морозко” и “Солнечная полянка” вошли в число 100 лучших товаров России и получили высокую оценку со стороны Министерства здравоохранения страны.

Сейчас витаминизированные вафли от САХКО, по рекомендации Института питания РФ включены в программу “Здоровое питание для школьников”. Они содержат комплекс витаминов и минеральных веществ, которые помогают сохранить здоровье и избежать серьезных заболеваний.

III. Исследовательская работа

1. Ознакомление и исследование маркировки пищевых продуктов по тексту на упаковочном материале

Учащиеся изучают состав продуктов на этикетках или упаковках. Изученный материал был представлен на заседании экологического клуба “Муравей”, оформлен стенд “Красиво и вкусно, но…”, напечатаны в школьной газете “Школа №8” под рубрикой “Осторожно! Стоит задуматься”.

2. Экспериментальное исследование качества продуктов питания:

Важную роль в развитии познавательных интересов играют экспериментальные исследования, связанные с повседневной жизнью. Например, исследование качества продуктов питания.

Занятия в школьном научном обществе позволяют провести и изучить основы качественного и количественного анализа. Объектами исследования являются овощи, фрукты, мед, молоко, хлебобулочные изделия. Результаты анализа позволяют сделать выводы об их пищевой ценности и контролировать их качество.

а) Обнаружение белка

Цель опыта: исследовать пищевые продукты, содержащие белок (молоко, молочные продукты - сметана, простокваша, кефир, творог), муку, крупу (разваренной до кашеобразного состояния), бобовые (горох, фасоль, бобы).

Биуретовая реакция - универсальная реакция на все белки, так как в ходе ее образуются координационные комплексные соединения ионов меди(II) с компонентами пептидных связей белков.

К 10%-ному раствору гидроксида натрия приливаем 6-10 капель 1%-ного раствора сульфата меди (II). Добавляем исследуемый продукт.

Хорошо заметно, что при добавлении молока, творога, сметаны, кефира голубая окраска, свойственная солям меди (II), по мере образования комплексного соединения переходит в сиреневую.

Слабее происходит изменение с мукой, бобовыми.

Ксантопротеиновая реакция - это реакция обнаружения ароматических аминокислот в белке: тирозина, фенилаланина, триптофана. Все ароматические аминокислоты, кроме тирозина, являются незаменимыми, т.е. не синтезируются в организме животных и человека и поступают в него вместе с растительной пищей. По их содержанию судят о полноценности белка, его питательных свойствах.

К небольшой порции исследуемого продукта добавляем несколько капель концентрированной азотной кислоты; для усиления окраски в охлажденный раствор приливаем несколько капель концентрированного раствора аммиака NH3, желтая окраска переходит в оранжевую.

Вывод: В пробирках, которые содержат белок куриного яйца, размельченное мясо, появляется желтое окрашивание. В пробирках, содержащих молочные продукты, такого окрашивания нет.

б) Исследование состава молока

Цель работы: исследовать состав молока (разделить молоко на составные части и исследовать их). Молоко содержит три питательных вещества: жир, белок-казеин, углевод-лактозу.

Оборудование: колбы, химический стакан, воронка, фильтровальная бумага, марля, спиртовка, пробирки.

Реактивы: молоко, уксусная кислота, мел, азотная кислота (конц.), 10% раствор гидроксида натрия, 2% раствор сульфата меди (II), аммиачный раствор оксида серебра.

Порядок работы:

1. Наливаем в колбу 40 мл молока. Приливаем несколько капель уксусной кислоты. При этом казеин сворачивается и образуется творожистый осадок (творог).

2. Через сложенную в 4 слоя марлю отфильтровываем казеин и промываем его через марлю струей воды.

3. Фильтрат в стакане содержит лактозу и уксусную кислоту. Чтобы нейтрализовать кислоту, добавляем понемногу мел и перемешиваем содержимое стакана до тех пор, пока не перестанет выделяться газ.

2CH3COOH + СaCO3 -> (CH3COO)2Mg + CO2 + 2H2O

4. Профильтруем раствор через фильтр в колбу. Для того, чтобы доказать, что фильтрат содержит углевод лактозу (является восстанавливающимся дисахаридом) проводим реакцию “серебряного зеркала” - доказываем наличие карбонильной группы и реакция “медного зеркала” - доказываем наличие гидроксильной группы.

5. Для доказательства содержания белка проводим качественные реакции на белок.

в) Свойства натурального меда

Оборудование: мед, стакан, стеклянная палочка, пробирки, уксусная кислота, воронка, фильтр.

Цель работы: изучить свойства натурального меда и способы определения примесей в нем.

1. Изучим физические свойства натурального меда:

- имеет однородный состав;

- не расслаивается;

- при длительном хранении засахаривается;

- имеет приятный запах;

- течет непрерывной струйкой.

2. Определение наличия примесей в меде:

а) смазать тонким слоем меда лист бумаги и провести черту шариковой ручкой. Если мед натуральный, то черта не растекается;

б) растворим ? чайную ложку меда в 100 мл дистиллированной воды и оставим на 3-4 минуты. Если мед натуральный, то раствор будет без осадка;

в) добавим к полученному раствору меда несколько капель раствора йода. Если к меду добавлен крахмал, то раствор посинеет;

г) стеклянной палочкой капнем на мед несколько капель уксусной кислоты. При наличии в меде добавления мела, он будет вспениваться и выделять пузырьки газа.

Вывод: Исследуемый нами мед является натуральным и примесей не имеет. Мед - сложный пищевой продукт, углеводная часть которого представляет собой смесь гидролиза сахаразы и саму сахарозу. Зрелый мед должен содержать фруктозу и глюкозу. Поддельный мед содержит крахмал, муку, мел, сахар.

г) Обнаружение углеводов в пищевых продуктах

Роль углеводов в природе и их значение для жизни человека чрезвычайно велики. Они выступают источником энергии для клеток. Многие углеводы (крахмал, гликоген, сахароза) выполняют запасающую функцию, роль резерва питательных веществ. Углеводы служат источником нашего питания. Углеводы обеспечивают нас всем необходимым для жизни: пищей, одеждой, кровом.

Качественная реакция на крахмал.

Крахмал в пищевых продуктах можно определить при помощи раствора йода - синее окрашивание.

IV. Демонстрация мультфильма “Путешествие Мечникова в мир бактерий”. Danone, 2003 год

Открытие И.И. Мечниковым “тайны” молочнокислых бактерий положило начало промышленному производству разнообразных по составу микрофлоры кисломолочных продуктов. Нам остается только уделять больше внимания этим продуктам и как можно чаще включать их в наш рацион питания (молочнокислые продукты - это продукты с ограниченным сроком годности (не более 28-30 дней), требующих особого хранения (при температуре от +2 до +6ОС), в состав которых входят молочнокислые бактерии.

Демонстрация мультфильма “Путешествие Мечникова в мир бактерий”. Составители Вихров А.А., Петровская Е.А. Danone, 2003 год

V. Творческое домашнее задание

Найти решение задачи.

Условие задачи

Открывает человек утром холодильник, а он пуст. На нижней полке лежит небольшая записка: “Друг, я был голоден и все съел. Извини…”. Подпись: “Твой “живой” йогурт…”.

Задание

Определите, какой йогурт мог “опустошить” холодильник? Какие еще молочнокислые продукты могли помогать “живому” йогурту в деле “опустошения” холодильника?

Задание

Провести в магазинах микрорайона расследование и определить, какие из йогуртов на прилавках магазина относятся к “живым” йогуртам.

Живой” продукт - к ним можно отнести любой кисломолочный продукт (кефир, простоквашу, сметану, йогурт и т.д.). Если же продукт стерилизовали, то он перестает быть “живым”. Термизированные продукты хранятся дольше “живых” - от 1 месяца до полугода. Глядя на срок годности молочного продукта всегда можно определить, является ли он “живым”.

Данные занесите в таблицу:

Название йогурта

Количество микроорганизмов в йогурте

Условия хранения

срок хранения

температура хранения