Цель: Воспитание гражданственности на традициях семьи и общества в условиях города, в котором мы живём.
Форма проведения: проектная деятельность.
Учет возрастных особенностей: 6 - 7 класс.
Наглядность: высказывания великих людей о государстве и о гражданине, на доске начерчен кроссворд, стенд оформлен видами Казани, комплекты на столы с перечнем черт характера, какими должен обладать президент “идеального” государства, с высказываниями великих людей, с кодексом чести, с правами и обязанностями ребенка.
Подготовительная работа: анкетирование родителей о правах и обязанностях детей.
Содержание
Все мы граждане Земли, мира, своей страны, своей республики, своего города. От того какими будем мы с вами, наши дела и поступки зависит наша жизнь и жизнь нашего города. Об этом мы порассуждаем сегодня.
РОДНОЙ ГОРОД - именно с любви к родному городу начинается гражданин любого государства. Я знаю, что Алсу сочинила прекрасное стихотворение о Казани.
Какие замечательные стихи, я считаю, что только человек, любящий свой родной город, может написать такие добрые и красивые слова о нем.
А хорошо ли мы с вами знаем свой родной город, которому совсем скоро исполнится 1000 лет?
Викторина
Национальный герб Татарстана.
Символ города Казани.
Когда мы отмечаем День Конституции Татарстана?
Какой татарский поэт был казнен в фашистском концлагере?
Где находится памятник-обелиск воинам, павшим в годы ВОВ?
Какой великий русский певец родился в г. Казани?
Какие находки доказывают, что Казани 1000 лет?
Президент Татарстана.
Слово “ГРАЖДАНИН” употребляется в различных смыслах: во-первых, это житель какой-то страны, имеющий права на гражданство. Во-вторых, начиная с античных времен оно имеет более глубокий смысл. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданин обладал важными правами. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего - соблюдать законы и защищать отечество.
Гражданин должен обладать определенными качествами, давайте попробуем выявить какими.
КРОССВОРД
1. Любовь ко всем людям, человечность. (Гуманизм)
2.
Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет.
И тебя очень многие знают
Значит, завоевал ты …(Авторитет)
3. Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость)
4. Почтительное отношение, основанное на признании ч.л. достоинств. (Уважение)
5. Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность)
6. Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность)
7. Правдивость-(Честность) Сценка.
8. Синоним к слову “индивидуальность”. (Личность)
9. (Ответственность) Сценка.
Теперь мы с вами знаем, какими качествами должен обладать настоящий гражданин. Именно из таких граждан должно состоять идеальное государство. А самому достойному из всех доверяют руководство этим Идеальным государством. Давайте мы с вами составим портрет такого президента. У вас на столах листы с названиями качеств. Вы должны выбрать те из них, которые вы хотите видеть у президента Идеального государства.
НАДЕЖНОСТЬ
УВАЖЕНИЕ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
АВТОРИТЕТ
ЗЛОСТЬ
ЭГОИЗМ
ЗАБОТЛИВОСТЬ
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
ЗАМКНУТОСТЬ
НЕУВАЖЕНИЕ
(Ребята выбирают, прикрепляют к доске и объясняют, почему выбрали именно это качество).
Теперь я вижу, каким вы представляете идеального гражданина, идеального президента идеального государства. Но каждое государство должно жить и действовать по определенным принципам. Сейчас я предлагаю вам выбрать тот принцип, по которому вы хотели бы построить свое государство. Вам предлагаются высказывания великих людей, выберете одно из них; если хотите, вы можете выдвинуть свой принцип, свое правило. Обоснуйте.
“НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТО, ЧЕГО НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ” (Конфуций)
“ПРОСЫПАЯСЬ УТРОМ, СПРОСИ СЕБЯ: “ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?” ВЕЧЕРОМ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАСНУТЬ: “ЧТО Я СДЕЛАЛ?” (Пифагор)
“СТАРОСТЬ УВАЖАТЬ - МОЛОДОСТИ ДОЛГ” (пословица)
“ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ” (Монтескье)
“БУДЕМ ИЗМЕРЯТЬ ЖИЗНЬ ПОСТУПКАМИ, А НЕ ВРЕМЕНЕМ” (Сенека).
“ПОСЛЕ МЕНЯ ХОТЬ ПОТОП”
“ЕСЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ БУДЕШЬ, НИ К ЧЕМУ УМА ПАЛАТА”
(Ш. Руставели).
“МОЯ ХАТА С КРАЮ”
“ГОСУДАРСТ ВО - ЭТО Я” (Людовиг XIV)
Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности. Мы провели анкетирование среди ваших родителей о правах и обязанностях детей в семье. Но прежде, чем ознакомить вас с результатами, я хотела, чтобы вы сами определили, какие права и обязанности вы считаете главными. Из предложенного списка выберите совместно, что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.
Права ребёнка
- право на жизнь
- право свободно выражать свои взгляды и мнения
- право на образование
- право жить с родителями
- право на защиту от насилия
- право свободно выражать свои взгляды и мнения
Обязанности ребёнка
- хорошо учиться
- помогать по дому
- заботиться о старших
- стараться самому обслуживать себя
- заботиться о младших
- не обсуждать поступки родителей с посторонними
А теперь посмотрим, совпадают ли ваше мнение и мнение ваших родителей (дети сравнивают свои анкеты с родительскими).
В каждом государстве существуют свои законы, так называемый КОДЕКС ЧЕСТИ. Я предлагаю вам три первых пункта:
СТРЕМИСЬ СДЕЛАТЬ ЭТОТ МИР ЛУЧШЕ ДЛЯ ВСЕХ.
ДЕРЖИ СВОЕ СЛОВО.
РЕШАЙ СПОРЫ МИРНЫМ ПУТЕМ.
Допишите следующие 3, которые, вы думаете, необходимо выполнять в идеальном государстве (дети обдумывают и записывают).
Ни одно государство не существует без герба, который является символом государства. Сделайте набросок герба вашего государства и объясните.
Мы выявили с вами, каким должен быть идеальный гражданин. Хотите узнать, каким гражданином являетесь вы? Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. С ними вы сталкиваетесь каждый день. Это поможет вам выявить, являетесь ли вы настоящим гражданином нашего города или вам еще надо работать над собой. Но надо отвечать честно.
1 ситуация - Тебе поручили оформить классный уголок:
а) Отложу все дела и займусь оформлением уголка
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация - Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация - Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) постараюсь защитить
б) попрошу вмешаться прохожих
в) пройду мимо
4 ситуация - В магазине нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам администратору
в) Возьму себе
Ответ А - 5 баллов; Б - 3 балла; В - 0 баллов.
Если вы набрали от 15-20 баллов - вы настоящий гражданин своего города. Продолжайте выполнять свой долг так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10-15 баллов - вам есть над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
Предполагаемые результаты: расширили и углубили знания по теме “Человек и общество”, “Человек и государство”. В ходе игры, предложенной классу, каждый из учащихся выявил свою гражданскую позицию, а также задумался о своих правах и обязанностях Все это способствует успешной социализации в обществе и толерантности учащегося.
Используемая литература
Эдуард Турнерелли “Виды Казани”. Изд-во “Заман”. 1994.
Беляева И.Б., Казанцева С.А., Платонова И.Э. Энциклопедия мысли. Собрание Афоризмов и изречений от Древности до наших дней. Изд-во “Кристалл”. Санкт-Петербург. 1997.