Тема: “ Мясо и рыбные продукты”
Форма урока: урок – игра
Цели урока:
1. Проверить теоретические знания по теме.
2. Повторить основные сведения по темам,
изученным ранее. (“Молоко”,” Крупа”, “Хлеб”)
Оборудование урока:
1. Таблица с блоками тем.
(Таблица пишется на доске)
Хлеб всему голова | Мясопродукты | Молоко | Крупа, макарон.изделия | Рыба | Разное |
---|---|---|---|---|---|
40( баллов) | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Примечание: Числа, указанные в таблице, дают начальные сведения о вопросе: чем больше число баллов, тем сложнее вопрос по выбранной теме.
2. Карточки – задания с вопросами (они
раскладываются на вспомогательном столе, также
по темам, т.е. дублируя таблицу с доски). (Приложение
№1)
3. Штрафные карточки.
4. Финальное задание – общее для всех групп.
ХОД УРОКА
Попутное знакомство с условиями игры
1. Класс делится на три команды.
Число участников в команде должно быть одинаковое, один-два ученика, которые окажутся “лишними”, выступают в роли помощников: следят за временем (1 минута на обдумывание ответа), отработанные вопросы ликвидируют с доски (стирают) и т.д.
2. Выбирают капитанов команд, которым раздается одинаковое задание, например, за 1 минуту составить максимальное количество новых слов из слова “ассортимент” или какого-то другого слова.
3. Победивший капитан дает право своей команде начать игру, т.е. назвать тему и количество баллов; например: молоко – 40 баллов (т.е. выбрать задание).
4. Учитель зачитывает вопрос, помощник засекает время (1 минута на обдумывание) по истечении времени один из членов команды дает ответ.
5. Если ответ неправильный, вступает в игру следующая команда.
6. По истечении времени (40 мин.) или вопросов-заданий назначается финальная часть игры (Приложение № 2).
7. Финальная часть – задание, общее для всех команд.
Внимательно прослушав задание, играющие пишут ответ – один для всей команды, назначив ему свое количество баллов.
Например: команда набрала 120 баллов, на финальное задание тоже могут назначить цену ответа – 120 баллов. Если ответ правильный, то количество баллов суммируется (120+120), если нет – вычитается, и команда теряет все баллы (120-120).
Примечание: Право отвечать первым на финальное задание получает команда с меньшим количеством набранных баллов.
8. За подсказки, шум назначается 20 штрафных баллов (штрафные баллы вычитаются из заработанных уже баллов).
9. В конце урока подсчитывается общая сумма баллов и определяется:
I место - “5”
II место - “4”
III место - “3”
Примечание: Если разрыв в количестве баллов между командами небольшой (от 5 до 10), то может быть другой вариант:
I место – две команды
II место – одна команда
Или
I место – одна команда
II место – две команды
10. Рефлексия:
анализ допущенных ошибок;
оценки за урок;
награждение победителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Темы блоков с заданиями могут быть любыми. Это зависит от возраста учеников (5 класс или 8 класс), это могут быть не только вопросы по кулинарии, сервировке, этикету и т.п., но и разделы по другим направлениям в предмете “ Технология”.
“Хлеб всему голова”
“40” - Как нарезают хлеб и гастрономические продукты для бутербродов.
(Тонкими кусочками 5-8 мм)
“30” - Как вы думаете: что было сначала – каша или хлеб?
(Каша)
“25” - Как черствый хлеб сделать мягким?
(Сбрызнуть водой и положить в горячую духовку)
“20” - Что такое канапе?
(Закусочный бутерброд)
“10” - Какие виды бутербродов вы знаете?
(Открытые и закрытые, простые и сложные, горячие, закусочные)
“5” - Загадка.
За морем усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит.
Пройдется по морю большой пароход-
И каждую каплю с собой унесет (Хлебное поле)
“Мясопродукты”
“40” - О чем нужно знать, чтобы получить прозрачный мясной бульон?
(Варить бульон при слабом кипении, снимая жир и пенку).
“30” - Это одно из немногих изделий кулинарного искусства, автор которого известен – владелец трактира в Торжке, у которого не раз останавливался Пушкин:
“На досуге отобедай у Пожарского в Торжке
Жареных…… отведай и отправься налегке” .
О чем идет речь?
(Котлеты Пожарские)
“25” - В какую воду закладываем мясо для бульона, для второго блюда?
(В холодную - для бульона; в горячую – для II блюда)
“20” - Последовательность первичной обработки мяса.
(Оттаивание, удаление клейма, обмывание, зачистка – удаление жира, пленок, костей, сухожилий; нарезание полуфабрикатов).
“10” - Нужно ли в котлетную массу добавлять замоченный в молоке или воде пшеничный хлеб?
(Да)
“5” - Как нужно оттаивать мороженое мясо и почему?
(На воздухе при комнатной температуре, а лучше в холодильнике на нижней полке, т.к в этом случае происходит наименьшая потеря питательных вещест
“Молоко”
“40” - Какой срок можно хранить сметану в холодильнике?
(72 часа)
“30” - Почему детям рекомендуют пить каждый день молоко?
(Оно содержит более 100 ценных для организма человека веществ:белки, жиры, углеводы, минеральные вещества)
“25” - В старину этот продукт называли сыром, его и сейчас так называют в некоторых районах страны. Что это?
(Творог)
“20” - Назовите блюда из творога, не требующие тепловой обработки
(Творог со сметаной, сырковая масса)
“10” - Первичная обработка творога. Зачем её делают?
(Творог протирают через сито, так приготовленный он лучше усваивается организмом)
“5” - Как можно предохранить молоко от быстрого скисания?
(Молоко кипятят и быстро охлаждают).
“Крупа и макаронные изделия”
“40” - Почему для варки каши из 100 г. крупы мы берем разное количество жидкости и соли?
(Каши бывают жидкие, вязкие и рассыпчатые, чем больше жидкости мы берем, тем больше надо соли.)
“30” - Легенда гласит: один из итальянских кардиналов, когда увидел на своем столе новое блюдо воскликнул: “Как мило!”. О чем шла речь? Что увидел кардинал?
(“Макарони”. Макароны.)
“25”- Каша манная, приготовленная особым способом, называется гурьевская. В честь кого она названа так?
(В честь графа Гурьева, но никак не в честь повара, что её приготовил).
“20” - Назовите ассортимент макаронных изделий.
(Лапша, рожки, вермишель, фигурные изделия (ракушки, ушки, спиральки и т.п.)
“10” - Перед варкой какие крупы не моют? А какую крупу замачивают?
(Не моют дробленые, замачивают перловую).
“5” - Что, кроме муки, можно получить из пшеницы?
(Манную крупу, “Артек”, полтавскую крупу).
“Рыба”
“40” - Назовите виды тепловой обработки на примере рыбы.
(Варка, припускание, жарение, тушение, запекание).
“30” - Можно ли на рыбном бульоне сварить рассольник?
(Да)
“25” - Признаки доброкачественности рыбы.
(Глаза прозрачные, жабры красного цвета, чешуя плотно прилегает к коже, консистенция плотная)
“20” - Первичная обработка рыбы.
(Оттаивание, очистка от чешуи, разрезание брюшка, удаление внутренностей, головы, хвоста, плавников, промывание, пластование (крупной).
“10” - Как определить готовность рыбы при жаренье?
(Поварская игла входит в мякоть свободно, сок, появляющийся на поверхности рыбы, прозрачный, цвет мякоти белый или бело-сероватый)
“5” - Как правильно нужно оттаивать рыбу?
(В холодной подсоленной воде; филе – на воздухе при комнатной температуре).
“Разное”
“40” - Из какого зерна получают крупу: ядрица, “Геркулес”, пшено, манная крупа?
(Гречиха, овес, просо, пшеница).
“30” - Почему человек худеет? А почему набирает вес?
(При систематическом недоедании – недостаток питательных веществ; от переедания: много едим, мало выполняем различных нагрузок)
“25” - Можно ли использовать пищевые рыбные отходы, если можно, то для чего?
(Использовать можно для приготовления рыбных бульонов).
“20” - Гарнир – что это такое?
(а) дополнительная часть к основному рыбному или мясному блюду;
б) густая часть заправочных супов).
“10” - Для чего производят молоко сухое, сгущенное, концентрированное?
(Для длительного хранения, для удобства транспортирования).
“5” - В какую воду закладываем картофель для варки?
(В горячую подсоленную воду).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Задание на финал
Это национальное русское блюдо из капусты. Блюдо готовят чисто вегетарианским, а бывает и на мясном, грибном или рыбном бульоне.
Что это за блюдо?
(Щи)
ЛИТЕРАТУРА
1. Учебник “Трудовое обучение”, 5-7 класс