Обобщающий урок по технологии (кулинария): "Мясо и рыбные продукты"

Разделы: Технология


Тема: “ Мясо и рыбные продукты”

Форма урока: урок – игра

Цели урока:

1. Проверить теоретические знания по теме.
2. Повторить основные сведения по темам, изученным ранее. (“Молоко”,” Крупа”, “Хлеб”)

Оборудование урока:

1. Таблица с блоками тем.

(Таблица пишется на доске)

Хлеб всему голова Мясопродукты Молоко Крупа, макарон.изделия Рыба Разное
40( баллов) 40 40 40 40 40
30 30 30 30 30 30
25 25 25 25 25 25
20 20 20 20 20 20
10 10 10 10 10 10
5 5 5 5 5 5

Примечание: Числа, указанные в таблице, дают начальные сведения о вопросе: чем больше число баллов, тем сложнее вопрос по выбранной теме.

2. Карточки – задания с вопросами (они раскладываются на вспомогательном столе, также по темам, т.е. дублируя таблицу с доски). (Приложение №1)
3. Штрафные карточки.
4. Финальное задание – общее для всех групп.

ХОД УРОКА
Попутное знакомство с условиями игры

1. Класс делится на три команды.

Число участников в команде должно быть одинаковое, один-два ученика, которые окажутся “лишними”, выступают в роли помощников: следят за временем (1 минута на обдумывание ответа), отработанные вопросы ликвидируют с доски (стирают) и т.д.

2. Выбирают капитанов команд, которым раздается одинаковое задание, например, за 1 минуту составить максимальное количество новых слов из слова “ассортимент” или какого-то другого слова.

3. Победивший капитан дает право своей команде начать игру, т.е. назвать тему и количество баллов; например: молоко – 40 баллов (т.е. выбрать задание).

4. Учитель зачитывает вопрос, помощник засекает время (1 минута на обдумывание) по истечении времени один из членов команды дает ответ.

5. Если ответ неправильный, вступает в игру следующая команда.

6. По истечении времени (40 мин.) или вопросов-заданий назначается финальная часть игры (Приложение № 2).

7. Финальная часть – задание, общее для всех команд.

Внимательно прослушав задание, играющие пишут ответ – один для всей команды, назначив ему свое количество баллов.

Например: команда набрала 120 баллов, на финальное задание тоже могут назначить цену ответа – 120 баллов. Если ответ правильный, то количество баллов суммируется (120+120), если нет – вычитается, и команда теряет все баллы (120-120).

Примечание: Право отвечать первым на финальное задание получает команда с меньшим количеством набранных баллов.

8. За подсказки, шум назначается 20 штрафных баллов (штрафные баллы вычитаются из заработанных уже баллов).

9. В конце урока подсчитывается общая сумма баллов и определяется:

I место - “5”
II место - “4”
III место - “3”

Примечание: Если разрыв в количестве баллов между командами небольшой (от 5 до 10), то может быть другой вариант:

I место – две команды
II место – одна команда

Или

I  место – одна команда
II место – две команды

10. Рефлексия:

анализ допущенных ошибок;
оценки за урок;
награждение победителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Темы блоков с заданиями могут быть любыми. Это зависит от возраста учеников (5 класс или 8 класс), это могут быть не только вопросы по кулинарии, сервировке, этикету и т.п., но и разделы по другим направлениям в предмете “ Технология”.

“Хлеб всему голова”

“40” - Как нарезают хлеб и гастрономические продукты для бутербродов.

(Тонкими кусочками 5-8 мм)

“30” - Как вы думаете: что было сначала – каша или хлеб?

(Каша)

“25” - Как черствый хлеб сделать мягким?

(Сбрызнуть водой и положить в горячую духовку)

“20” - Что такое канапе?

(Закусочный бутерброд)

“10” - Какие виды бутербродов вы знаете?

(Открытые и закрытые, простые и сложные, горячие, закусочные)

“5” - Загадка.

За морем усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит.
Пройдется по морю большой пароход-
И каждую каплю с собой унесет (Хлебное поле)

Мясопродукты”

“40” - О чем нужно знать, чтобы получить прозрачный мясной бульон?

(Варить бульон при слабом кипении, снимая жир и пенку).

“30” - Это одно из немногих изделий кулинарного искусства, автор которого известен – владелец трактира в Торжке, у которого не раз останавливался Пушкин:

“На досуге отобедай у Пожарского в Торжке
Жареных…… отведай и отправься налегке” .

О чем идет речь?

(Котлеты Пожарские)

“25” - В какую воду закладываем мясо для бульона, для второго блюда?

(В холодную - для бульона; в горячую – для II блюда)

“20” - Последовательность первичной обработки мяса.

(Оттаивание, удаление клейма, обмывание, зачистка – удаление жира, пленок, костей, сухожилий; нарезание полуфабрикатов).

“10” - Нужно ли в котлетную массу добавлять замоченный в молоке или воде пшеничный хлеб?

(Да)

“5” - Как нужно оттаивать мороженое мясо и почему?

(На воздухе при комнатной температуре, а лучше в холодильнике на нижней полке, т.к в этом случае происходит наименьшая потеря питательных вещест

“Молоко”

“40” - Какой срок можно хранить сметану в холодильнике?

(72 часа)

“30” - Почему детям рекомендуют пить каждый день молоко?

(Оно содержит более 100 ценных для организма человека веществ:белки, жиры, углеводы, минеральные вещества)

“25” - В старину этот продукт называли сыром, его и сейчас так называют в некоторых районах страны. Что это?

(Творог)

“20” - Назовите блюда из творога, не требующие тепловой обработки

(Творог со сметаной, сырковая масса)

“10” - Первичная обработка творога. Зачем её делают?

(Творог протирают через сито, так приготовленный он лучше усваивается организмом)

“5” - Как можно предохранить молоко от быстрого скисания?

(Молоко кипятят и быстро охлаждают).

“Крупа и макаронные изделия”

“40” - Почему для варки каши из 100 г. крупы мы берем разное количество жидкости и соли?

(Каши бывают жидкие, вязкие и рассыпчатые, чем больше жидкости мы берем, тем больше надо соли.)

“30” - Легенда гласит: один из итальянских кардиналов, когда увидел на своем столе новое блюдо воскликнул: “Как мило!”. О чем шла речь? Что увидел кардинал?

(“Макарони”. Макароны.)

“25”- Каша манная, приготовленная особым способом, называется гурьевская. В честь кого она названа так?

(В честь графа Гурьева, но никак не в честь повара, что её приготовил).

“20” - Назовите ассортимент макаронных изделий.

(Лапша, рожки, вермишель, фигурные изделия (ракушки, ушки, спиральки и т.п.)

“10” - Перед варкой какие крупы не моют? А какую крупу замачивают?

(Не моют дробленые, замачивают перловую).

“5” - Что, кроме муки, можно получить из пшеницы?

(Манную крупу, “Артек”, полтавскую крупу).

“Рыба”

“40” - Назовите виды тепловой обработки на примере рыбы.

(Варка, припускание, жарение, тушение, запекание).

“30” - Можно ли на рыбном бульоне сварить рассольник?

(Да)

“25” - Признаки доброкачественности рыбы.

(Глаза прозрачные, жабры красного цвета, чешуя плотно прилегает к коже, консистенция плотная)

“20” - Первичная обработка рыбы.

(Оттаивание, очистка от чешуи, разрезание брюшка, удаление внутренностей, головы, хвоста, плавников, промывание, пластование (крупной).

“10” - Как определить готовность рыбы при жаренье?

(Поварская игла входит в мякоть свободно, сок, появляющийся на поверхности рыбы, прозрачный, цвет мякоти белый или бело-сероватый)

“5” - Как правильно нужно оттаивать рыбу?

(В холодной подсоленной воде; филе – на воздухе при комнатной температуре).

“Разное”

“40” - Из какого зерна получают крупу: ядрица, “Геркулес”, пшено, манная крупа?

(Гречиха,  овес, просо, пшеница).

“30” - Почему человек худеет? А почему набирает вес?

(При систематическом недоедании – недостаток питательных веществ; от переедания: много едим, мало выполняем различных нагрузок)

“25” - Можно ли использовать пищевые рыбные отходы, если можно, то для чего?

(Использовать можно для приготовления рыбных бульонов).

“20” - Гарнир – что это такое?

(а) дополнительная часть к основному рыбному или мясному блюду;
б) густая часть заправочных супов).

“10” - Для чего производят молоко сухое, сгущенное, концентрированное?

(Для длительного хранения, для удобства транспортирования).

“5” - В какую воду закладываем картофель для варки?

(В горячую подсоленную воду).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Задание на финал

Это национальное русское блюдо из капусты. Блюдо готовят чисто вегетарианским, а бывает и на мясном, грибном или рыбном бульоне.

Что это за блюдо?

(Щи)

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебник “Трудовое обучение”, 5-7 класс