Цель: систематизировать знания по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей".
Оформление:
ХОД УРОКА
Сегодня вы присутствуете в 6 “А” классе на обобщающем уроке “Действия с дробями. Умножение и деление дроби”. Наш урок мне хотелось бы начать словами французского писателя Анателя Франса:
“Учиться можно весело...
Чтобы переваривать знания,
Надо поглощать их с аппетитом”
Сегодня мы отправляемся в сказочный город и попытаемся вступить там в клуб смышленых математиков.
Цель нашего путешествия – систематизировать знания по нашей теме и подготовиться к контрольной работе.
Путь наш будет нелегким, но я думаю, что наши знания помогут преодолеть его.
Наш класс поделен на две команды:
1 вариант команда – “Умножение”
П вариант команда – “Деление”
В Совет клуба входят учителя математики и старшеклассники.
Вы готовы отправиться в путь? Сложностей не боитесь?
Стихотворение читает ученик:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко.
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Очень хорошо, проверим ваши знания. Вопросы я задам по очереди 1, 2 команде:
1. Как называются компоненты при умножении?
1. Как называются компоненты при делении?
2. Как умножить две дроби?
2. Как разделить дробь на дробь?
3. Как умножить два смешанных числа?
3. Как найти дробь от числа?
4. Как найти неизвестный множитель?
4. Как найти неизвестное делимое?
Верно ли, что m х 1 = 1?
Верно ли, что = 0?
Молодцы! Запишите в тетради число и тему урока.
Чтобы отправиться в путь, нам нужно купить билеты на поезд. Но для этого необходимо решить следующую задачу: “Взрослый билет на поезд стоит 92 руб. Ученический билет составляет стоимости взрослого билета. Сколько стоит ученический билет?”
За доской работают по одному человеку от команды.
Проверяем.
Но вот билеты куплены, и мы отправляемся в путь. Чтобы не скучать, разгадываем разные задачки.
1. Приглашаются по одному человеку для работы за доской. Найти ошибку:
2. Капитаны получают задачи, работают у доски.
- “Всадник без головы очень боится простуды, поэтому всегда возит с собой 72 бутылочки с микстурой от насморка. Однажды его лошадь споткнулась, и всех бутылочек разбилось. Сколько осталось целых бутылочек?”
- “Сыну 8 лет, его возраст составляет возраста отца. А возраст отца составляет возраста дедушки. Сколько лет дедушке?"
- А мы решаем уравнения:
Команды друг другу приготовили домашнее задание: разгадать анаграммы, решить ребусы.
А теперь проверим наших капитанов и членов команд.
Проезжая мимо озера, поезд вдруг остановился. Озеро не простое, а математическое, и я приглашаю вас на рыбалку. Приглашаю самых смекалистых из команд.
Задачи на смекалку и внимание написаны на рыбках:
1. Над рекой летели птицы –
Голубь, щука, 2 синицы,
2 стрижа и 5 угрей
Сколько птиц? Ответь скорей.2. Из Москвы в Петербург вышел поезд со v = 50 км/час, а из Петербурга в Москву вышел поезд со v= 60 км/час. Какой поезд будет дальше в момент встречи от Москвы.
3. В клетке находятся 3 кролика; 3 девочки попросили дать им по 1 кролику. Их просьба была выполнена. Каждой девочке досталось по 1 кролику, и в клетке остался 1 кролик. Как это могло случиться?
4. Какой знак нужно поставить между двумя двойками, чтобы получилось число больше 2, но меньше 3.
5. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?
6. С востока на запад шел электровоз со V=80 км/час. В том же направлении дул ветер со V=50 км/час. В какую сторону отклонялся дым поезда?
Молодцы! Но нам пора в путь, а поезд наш по-прежнему стоит. Посмотрим, что это? Какое-то послание:
“Дорогие ребята! Я приглашаю всех, кто любит сказку и математику совершить удивительное путешествие в наш сказочный город. Я посылаю за вами ковер-самолет, который сможет подняться лишь в том случае, если вы решите задачу: “Найдите скорость ковра-самолета, если за часа он пролетает 30 км” Желаю вам приятного путешествия. С нетерпением жду встречи. Старик Хоттабыч”.
Мы летим на ковре-самолете, а навстречу нам летят самолеты. Чтобы не попасть в катастрофу, мы должны лететь по свободной авиалинии. Какая же из трех сейчас свободна? Чтобы решить этот вопрос, нужно решить заданную цепочку, и номер свободной авиалинии укажет ромб.
Проверьте себя, если вы правильно решили, то получится ответ 2.
Вот мы уже и у клуба смышленых математиков. Чтобы вступить в клуб, каждый должен пройти тестирование.
Пример теста:
Варианты ответов:
Пока наш Совет клуба проверяет ваши тесты, запишем задание и подведем итоги.
- Решите уравнения:
- Сочинить четверостишие о правилах умножения деления дробей. И еще раз вспомним правила умножения и деления (стихотворение читает ученик):
Каждый может за версту
Видеть дробную черту
Над чертой - числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель!
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
Дробь на дробь просто умножить:
Надо числители и знаменатели перемножить!
Не сложно дроби и разделить:
Стоит лишь вторую заменить
Дробью, ей обратной –
И для нас приятной.
Молодцы! Закончить наш урок и наше путешествие хочется словами Василия Шукшина: "Кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее".