Цель: дать обучающимся представление о сущности процесса индустриализации.
Задачи:
- Помочь учащимся составить представление о причинах кризиса 1927 г и выявить возможные пути выхода из него; уяснить причины победы сталинского варианта преодоления экономического кризиса, его итоги и последствия для страны.
- Способствовать развитию у школьников навыков анализа исторических документов и статистических данных.
- Сформировать представление об истоках трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.
Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, автаркия.
План изучения нового материала.
1. Причины хлебозаготовительного кризиса 1927 г.
2. Альтернативы экономического развития страны.
3. Индустриализация: цели, источники, методы,
итоги, последствия.
4. Цена индустриализации.
I. Проверка домашнего задания.
Проверку домашнего задания можно провести в виде фронтального опроса по следующим вопросам:
1. В чём суть экономической политики
большевиков?
2. Какую экономическую политику проводили
большевики в годы гражданской войны?
3. Что заставило советскую власть перейти к НЭПу?
4. Почему к 1925 г. НЭП себя исчерпал?
II. Изучение нового материала.
1. Причины хлебозаготовительного кризиса 1927 г.
Раскрываются в ходе лекции и фиксируются школьниками в тетрадях. Краткий конспект лекции может выглядеть так:
Причинами хлебозаготовительного кризиса 1927г
стало нарастание “ножниц” между
заготовительными и рыночными ценами на зерно,
дефицит промышленных товаров массового спроса.
Усугубил ситуацию кризис в отношениях с Англией,
что привело к нарастанию в обществе слухов о
возможной войне и как следствие рост ажиотажного
спроса на товары.
В результате произошло значительное сокращение
хлебозаготовок. Это заставляло правительство
принимать чрезвычайные меры по изъятию у
крестьян хлеба.
Деревня отреагировала на меры правительства
сокращением посевных площадей и массовым забоем
скота.
2. Альтернативы экономического развития страны.
Этот вопрос можно представить в виде таблицы.
Сущность политического |
Позиция Сталина |
Позиция Бухарина |
Оценка кризиса | Кризис носит структурный характер, так как недостаточно быстрое развитие индустрии порождает товарный голод, а мелкотоварное крестьянское хозяйство неспособно обеспечить промышленность. Кризис носит классовый характер, так как “кулаки” сознательно тормозят социалистические перемены в стране. | Кризис вызван ошибками в экономической политике, отсутствие резервного фонда промышленных товаров и продовольствия, разрыв цен на зерновые и технические культуры. |
Пути преодоления |
Форсированная индустриализация и коллективизация крестьянских хозяйств, сопровождающиеся “раскулачиванием”, чтобы взять под партийно-государственный контроль крестьянство. | Не замедляя темпы индустриализации, увеличивать выпуск промышленных товаров, сбалансировать цены на зерно и технические культуры, усилить налогообложение кулаков. |
Вопросы к таблице:
1. Какая точка зрения вам кажется более верной и
почему?
2. Почему победила точка зрения Сталина?
3. Индустриализация: цели, источники, методы, итоги, последствия.
Этот пункт раскрывается в ходе самостоятельной работы учащихся со статистическими данными и документами.
Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции
Страны |
1918–1929 г. |
1930–1941 г. |
1. СССР Вся пром-ть 2. США 3. Англия 4. Франция |
6,9 3,1 1,2 7,9 |
16,5 1,2 2,1 –2,2 |
Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий
Годы |
Число предприятий |
1918–1929 1-я пятилетка (1928–1932) 2-я пятилетка (1933–1937) |
2200 1500 4500 |
Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей
Фактическая мощность в 1913 г. | Введено мощностей в ходе индустриализации |
|
Уголь, млн. т. в год Железная руда, млн. т. в год Чугун, млн. т. в год Сталь, млн. т. в год Автомобили тыс. шт. Тракторы, тыс. шт. Комбайны, тыс. шт. |
29 |
189 |
Вопросы к таблицам:
- Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?
- Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации?
- Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему?
- Какие цели преследовала индустриализация?
III. Формирование целей индустриализации.
Проводится совместно с обучающимися, и фиксируется в тетрадь в виде таблицы (Приложение 1)
IV. Самостоятельная работа.
Вопросы об источниках и методах проведения индустриализации, а также об итогах первой и второй пятилеток изучаются школьниками самостоятельно в виде следующей таблицы (Приложение 2)
Источники индустриализации |
Методы индустриализации |
Итоги 1-ой пятилетки |
Итоги 2-ой пятилетки |
Вопрос о результатах и последствиях индустриализации изучается учащимися путём соотношения их с целями. Результаты и последствия даются учащимся в готовом варианте (Приложение 1). Задача школьников – правильно их соотнести с целями и объяснить свой выбор. В ходе проверки задания ответ можно зафиксировать на доске.
В ходе урока необходимо сформировать у школьников представления об истоках трудового героизма в годы первых пятилеток. Для этого можно использовать следующее задание: Ознакомьтесь с воспоминаниями писателей о 30-х г.г. в истории нашей страны.
1. “Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги ”. И.Эренбург
2. “Зажженные огнем революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о коммунизме, жили в бараках, или на работу с песнями, возводили могучую индустрию пылко и самоотверженно. Романтику тех лет нельзя обесценить никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной глубокой верой, и люди трудились, делая чудеса. Гранин Д.Дорога к здравому смыслу // Правда. 1988. 5 августа
Вопросы к заданию:
- Выделите то общее, что, по мнению писателей, характеризует атмосферу жизни общества 30-х г.г.
- Какую роль атмосфера 30 – х г.г. сыграла в проведении индустриализации?
- Можно ли на основе этих воспоминаний сделать вывод о сложном и противоречивом периоде в истории СССР?
V. Работа с учебником.
4. Цена индустриализации.
Вопрос цены индустриализации девятиклассники изучают, работая с параграфом учебника.
VI. Завершающий контроль.
1. Возникший в 1925 году хлебозаготовительный кризис Сталин объяснял:
а) кулацким саботажем хлебозаготовок;
б) нехваткой сельскохозяйственной техники;
в) отсутствием резервного фонда промтоваров.
2. Главными источниками проведения индустриализации в СССР были:
а) иностранные займа и инвестиции;
б) эксплуатации национальных окраин страны;
в) энтузиазм советских людей;
г) перекачка средств из деревни.
3. Укажите главную особенность индустриализации в СССР:
а) комплексное развитие народного хозяйства;
б) высокие темпы развития тяжёлой промышленности;
в) интенсивное развитие лёгкой промышленности.
4. Главными итогами индустриализации в СССР были:
а) создание мощного военно-промышленного комплекса;
б) значительное повышение уровня жизни населения;
в) интеграция страны в мировую экономическую систему;
г) превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу;
д) обретение экономической независимости.
5. Первая линия метрополитена в Москве была построена в:
а) 1932 г.;
б) 1935 г.;
в) 1939 г.
6. Характерными чертами экономического развития СССР в 30-е гг. были:
а) катастрофическое отставание от развитых стран мира в сфере производства промышленной продукции;
б) самые высокие в мире темпы роста промышленного производства;
в) налаженное производство основных видов промышленной продукции, что позволяло обходиться практически без импорта товаров;
г) преимущественное развитие лёгкой промышленности;
д) второе место в мире по абсолютным объёмам промышленного производства;
е) первое место в мире по производству сельскохозяйственной продукции.
VII. Домашнее задание может быть альтернативным:
1. §25
2. Подготовить сообщения:
1. “Крупные стройки первых пятилеток”
2. “Наш край в 30-е годы”.
3. “Стахановское движение”.
Литература.
1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику “История России ХХ век” (9 класс) книга для учителя – М.: Просвещение, 1999.
2. Данилов А.А. История России, ХХ век: справочные материалы. – М.: Гуманитарное издания центр ВЛАДОС; 1996.
3. Колосов А.Г. История России ХХ век 11 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2000.
4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, ХХ век: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.