Урок истории в 9-м классе по теме: "Индустриализация в СССР "

Разделы: История и обществознание


Цель: дать обучающимся представление о сущности процесса индустриализации.

Задачи:

  • Помочь учащимся составить представление о причинах кризиса 1927 г и выявить возможные пути выхода из него; уяснить причины победы сталинского варианта преодоления экономического кризиса, его итоги и последствия для страны.
  • Способствовать развитию у школьников навыков анализа исторических документов и статистических данных.
  • Сформировать представление об истоках трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, автаркия.

План изучения нового материала.

1. Причины хлебозаготовительного кризиса 1927 г.
2. Альтернативы экономического развития страны.
3. Индустриализация: цели, источники, методы, итоги, последствия.
4. Цена индустриализации.

I. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания можно провести в виде фронтального опроса по следующим вопросам:

1. В чём суть экономической политики большевиков?
2. Какую экономическую политику проводили большевики в годы гражданской войны?
3. Что заставило советскую власть перейти к НЭПу?
4. Почему к 1925 г. НЭП себя исчерпал?

II. Изучение нового материала.

1. Причины хлебозаготовительного кризиса 1927 г.

Раскрываются в ходе лекции и фиксируются школьниками в тетрадях. Краткий конспект лекции может выглядеть так:

Причинами хлебозаготовительного кризиса 1927г стало нарастание “ножниц” между заготовительными и рыночными ценами на зерно, дефицит промышленных товаров массового спроса. Усугубил ситуацию кризис в отношениях с Англией, что привело к нарастанию в обществе слухов о возможной войне и как следствие рост ажиотажного спроса на товары.
В результате произошло значительное сокращение хлебозаготовок. Это заставляло правительство принимать чрезвычайные меры по изъятию у крестьян хлеба.
Деревня отреагировала на меры правительства сокращением посевных площадей и массовым забоем скота.

2. Альтернативы экономического развития страны.

Этот вопрос можно представить в виде таблицы.

Сущность политического
подхода

Позиция Сталина

Позиция Бухарина

Оценка кризиса Кризис носит структурный характер, так как недостаточно быстрое развитие индустрии порождает товарный голод, а мелкотоварное крестьянское хозяйство неспособно обеспечить промышленность. Кризис носит классовый характер, так как “кулаки” сознательно тормозят социалистические перемены в стране. Кризис вызван ошибками в экономической политике, отсутствие резервного фонда промышленных товаров и продовольствия, разрыв цен на зерновые и технические культуры.

Пути преодоления

Форсированная индустриализация и коллективизация крестьянских хозяйств, сопровождающиеся “раскулачиванием”, чтобы взять под партийно-государственный контроль крестьянство. Не замедляя темпы индустриализации, увеличивать выпуск промышленных товаров, сбалансировать цены на зерно и технические культуры, усилить налогообложение кулаков.

Вопросы к таблице:

1. Какая точка зрения вам кажется более верной и почему?
2. Почему победила точка зрения Сталина?

3. Индустриализация: цели, источники, методы, итоги, последствия.

Этот пункт раскрывается в ходе самостоятельной работы учащихся со статистическими данными и документами.

Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции

Страны

1918–1929 г.

1930–1941 г.

1. СССР

Вся пром-ть
Крупная пром-ть

2. США

3. Англия

4. Франция

 

6,9
9,7

3,1

1,2

7,9

 

16,5
18,0

1,2

2,1

–2,2

Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий

Годы

Число предприятий

1918–1929

1-я пятилетка (1928–1932)

2-я пятилетка (1933–1937)

2200

1500

4500

Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей

  Фактическая мощность в 1913 г. Введено мощностей в
ходе индустриализации
Уголь, млн. т. в год
Железная руда, млн. т. в год
Чугун, млн. т. в год
Сталь, млн. т. в год
Автомобили тыс. шт.
Тракторы, тыс. шт.
Комбайны, тыс. шт.

29
9
4,2
4,3
0
0
0

189
29
14,6
13,9
200
100
45

Вопросы к таблицам:

  1. Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?
  2. Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации?
  3. Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему?
  4. Какие цели преследовала индустриализация?

III. Формирование целей индустриализации.

Проводится совместно с обучающимися, и фиксируется в тетрадь в виде таблицы (Приложение 1)

IV. Самостоятельная работа.

Вопросы об источниках и методах проведения индустриализации, а также об итогах первой и второй пятилеток изучаются школьниками самостоятельно в виде следующей таблицы (Приложение 2)

Источники индустриализации

Методы индустриализации

Итоги 1-ой пятилетки

Итоги 2-ой пятилетки

       

Вопрос о результатах и последствиях индустриализации изучается учащимися путём соотношения их с целями. Результаты и последствия даются учащимся в готовом варианте (Приложение 1). Задача школьников – правильно их соотнести с целями и объяснить свой выбор. В ходе проверки задания ответ можно зафиксировать на доске.

В ходе урока необходимо сформировать у школьников представления об истоках трудового героизма в годы первых пятилеток. Для этого можно использовать следующее задание: Ознакомьтесь с воспоминаниями писателей о 30-х г.г. в истории нашей страны.

1. “Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги ”. И.Эренбург

2. “Зажженные огнем революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о коммунизме, жили в бараках, или на работу с песнями, возводили могучую индустрию пылко и самоотверженно. Романтику тех лет нельзя обесценить никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной глубокой верой, и люди трудились, делая чудеса. Гранин Д.Дорога к здравому смыслу // Правда. 1988. 5 августа

Вопросы к заданию:

  • Выделите то общее, что, по мнению писателей, характеризует атмосферу жизни общества 30-х г.г.
  • Какую роль атмосфера 30 – х г.г. сыграла в проведении индустриализации?
  • Можно ли на основе этих воспоминаний сделать вывод о сложном и противоречивом периоде в истории СССР?

V. Работа с учебником.

4. Цена индустриализации.

Вопрос цены индустриализации девятиклассники изучают, работая с параграфом учебника.

VI. Завершающий контроль.

1. Возникший в 1925 году хлебозаготовительный кризис Сталин объяснял:

а) кулацким саботажем хлебозаготовок;
б) нехваткой сельскохозяйственной техники;
в) отсутствием резервного фонда промтоваров.

2. Главными источниками проведения индустриализации в СССР были:

а) иностранные займа и инвестиции;
б) эксплуатации национальных окраин страны;
в) энтузиазм советских людей;
г) перекачка средств из деревни.

3. Укажите главную особенность индустриализации в СССР:

а) комплексное развитие народного хозяйства;
б) высокие темпы развития тяжёлой промышленности;
в) интенсивное развитие лёгкой промышленности.

4. Главными итогами индустриализации в СССР были:

а) создание мощного военно-промышленного комплекса;
б) значительное повышение уровня жизни населения;
в) интеграция страны в мировую экономическую систему;
г) превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу;
д) обретение экономической независимости.

5. Первая линия метрополитена в Москве была построена в:

а) 1932 г.;
б) 1935 г.;
в) 1939 г.

6. Характерными чертами экономического развития СССР в 30-е гг. были:

а) катастрофическое отставание от развитых стран мира в сфере производства промышленной продукции;
б) самые высокие в мире темпы роста промышленного производства;
в) налаженное производство основных видов промышленной продукции, что позволяло обходиться практически без импорта товаров;
г) преимущественное развитие лёгкой промышленности;
д) второе место в мире по абсолютным объёмам промышленного производства;
е) первое место в мире по производству сельскохозяйственной продукции.

VII. Домашнее задание может быть альтернативным:

1. §25

2. Подготовить сообщения:

1. “Крупные стройки первых пятилеток”
2. “Наш край в 30-е годы”.
3. “Стахановское движение”.

Литература.

1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику “История России ХХ век” (9 класс) книга для учителя – М.: Просвещение, 1999.

2. Данилов А.А. История России, ХХ век: справочные материалы. – М.: Гуманитарное издания центр ВЛАДОС; 1996.

3. Колосов А.Г. История России ХХ век 11 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2000.

4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, ХХ век: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.