Урок природоведения в 3-м классе по теме: "Зима идет" (урок-путешествие)

Разделы: Начальная школа


Тема: Зима идет.

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о зимних изменениях в природе.
  2. Познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда.
  3. Развивать речь, память, мышление учащихся.
  4. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

1.

Кто в пуховой шубке белой
Легкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях ее пушистых
Много блесток золотистых
Много серебра.
Кверху руки поднимает –
Вмиг деревья покрывает
Чистым серебром.
Эта белая шубейка
Всем знакома, чародейка
Матушка – (зима!)

2. Зима – прекрасное время года. Много хороших впечатлений дарит она человеку. Ее красота вдохновляла поэтов и композиторов на самые красивые слова и звуки. Хорошо об этом времени года говорил А. Фет.

Чудная картина,
Как ты мне родна,
Белая равнина
Полная луна.
Свет небес высоких
И блестящий снег
И саней далеких
Одинокий бег.

- О какой чудной картине идет речь в стихотворении?

3. Сегодня мы будем путешествовать по Зимней стране.

1 остановка “В гостях о Непогодушки”

(Работа с выставкой рисунков учащихся.)

  • - Все ли рисунки посвящены зиме?
  • - Чем зима отличается от других времен года?
  • - Какие изменения произошли в природе с приходом зимы?
  • - Как изменились осадки?
  • - Почему зимой идет снег, а не дождь?
  • - Что произошло с почвой? С водой?
  • - Почему снег хрустит под ногами?
  • - Какие бывают снегопады?

2 остановка “Снег и лед”

Загадки.

1.

На всех садится
Никого не боится. (Снег)

2.

Не драгоценный камень, а светится. (Лед)

Наиболее яркий праздник зимы – наличие снега и льда. Сегодня мы познакомимся с их свойствами.

Практическая работа.

Название вещества Свойства
  Цвет Прозрачность Действие тепла Другие свойства
Снег Белый прозрачный Превращается в воду Рыхлый, плавает в воде, сыпуч
Лед Бесцветный Прозрачный Превращается в воду Хрупкий, плавает в воде

 Свойства снега и льда учащиеся определяют с помощью опытов и записывают в таблицу.

- Как можно получить лед? Где в повседневной жизни можно встретить лед?

3 остановка “Зимний лес”

Загадка

Летом одевается, а зимой раздевается? (Лес)

- Как изменился лес с наступлением зимы? Как выглядят лиственные деревья и кустарники? Как выглядят хвойные деревья?

- Почему некоторые не замерзают под снегом?

Знакомство с лиственницей. Работа с гербарием.

- Как правильно сказать о зимнем лесе? Он умер или спит?

4 остановка “Птичья столовая”

Продолжаем тихо двигаться по зимнему лесу.

- Что за шум? Что за писк? Что за суета среди спящих деревьев?

- Кто еще кроме нас путешествует по лесу? (Птицы)

- Каких птиц можно встретить Зимой?

(Воробей, дятел, сорока, синица, ворона)

Это зимующие птицы.

- Почему птицам трудно зимой?

- Чем мы можем помочь птицам?

Загадки.

Я по дереву стучу
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
Все равно он будет мой. (Дятел)

 Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока
А зовут ее … (Сорока)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)

Стихотворения о птицах. (Читают дети)

5 остановка “Замок Матушки – Зимы”

1.

Назовите–ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи
На поля, на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

2.

Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

3.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревья налетели
По ночам мороз силен
Днем капели слышен звон. (Февраль)

6 остановка “Поэтическая”

Учащиеся читают стихи о зиме.

Вот и подошло к концу наше путешествие по Зимней стране.

- Что интересного вы узнали? С кем повстречались в зимнем лесу?

- Что еще подарит нам скоро зима? (Новый год)

Учащимся дается домашнее задание: написать сочинение “Что я увидел в зимнем лесу?”