Теория и практика организации коллективных учебных занятий

Разделы: Начальная школа


Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования воспитывала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся:

  • cпособность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Это одно, второе: в “Направлениях модернизации образования” один из пунктов гласит:

  • изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять значение самостоятельной работы учащихся и студентов.

Проблема воспитания самостоятельности актуальна на каждом этапе развития ребёнка, но особое значение она приобретает в младшем школьном возрасте, когда ученик впервые начинает проявлять самостоятельность, когда закладывается фундамент этого необходимого качества личности.

Я в своей работе ещё в 1982 году, опираясь на актуальную и для наших дней концепцию В. К.Дьяченко “Коллективные способы обучения”, очертила следующий круг исходных теоретических и концептуально-методических положений:

  • переход от педагогической системы, в центре которой находится учитель, к системе, ориентированной на ученика;
  • отказ от классической схемы: учитель – ученик, с целью организации сети взаимодействий между учениками;
  • определение роли учителя как обеспечивающего мотивацию обучения, предоставляющего интересные решения проблемы;
  • развитие коммуникативно-деятельностных способностей детей младшего школьного возраста.

С тех пор прошло много лет. Накоплен богатый материал, которым решила поделиться в рамках фестиваля. Я буду очень рада, если мой педагогический “багаж” будет кому-то интересен.

Почему я стала использовать элементы технологии коллективных учебных занятий? При классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты урочного времени, чтобы дать возможность ответить на поставленный вопрос. И это при условии, что все дети знают ответы, а у нас зачастую отвечают самые “активные” ученики. А статичные позы во время урока, когда все учащиеся изо дня в день видят спины одноклассников и учителя, не только не приносят пользу, но и мешают формированию и развитию общеучебных умений и навыков.

По Выготскому, сам смысл работы учителя заключается в том, чтобы направлять и регулировать деятельность учеников через коллективную деятельность, через организацию сотрудничества учеников друг с другом и учеников с учителем. Вот тогда в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность сформировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи.

Я не хочу описывать методику проведения коллективных учебных занятий, а приведу примеры из опыта своей работы.

С чего следует начать? С формирования самостоятельной учебной деятельности.

Например, урок обучения грамоте в 1 классе по теме “Буквы Х, х”.

Дети сидят по группам. Изучили новые буквы, прочитали слоги с новой буквой, а потом идёт работа в группах.

1. У каждой группы карточки со словами:

ХЛЕБ ccc ПОДСОЛНУХ
ПЕТУХ МУХОМОР
ПАСТУХ ВОЗДУХ
СТРАХ САХАР

- Чтение хором.

- Чтение цепочкой.

- Чтение по одному по указанию учителя.

2. Карточки с пословицами (письменный текст). У каждой группы одна пословица.

ДЕЛАЕШЬ НАСПЕХ, СДЕЛАЕШЬ НА СМЕХ.
БЕЗ ТРУДА ХЛЕБ НЕ РОДИТСЯ.
АЛО ХОТЕТЬ – НАДО УМЕТЬ.
КТО ПАХАТЬ НЕ ЛЕНИТСЯ, У ТОГО И ХЛЕБ РОДИТСЯ.

- Научиться читать пословицу.

- Уметь объяснить смысл.

Затем формируются новые группы, в состав которых входят дети с разными пословицами и по очереди читают каждый свою пословицу и объясняют смысл. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай своё объяснение.

3. Карточки со скороговорками.

ХОРОШ ПИРОЖОК, ВНУТРИ ТВОРОЖОК.
НА ИВЕ ГАЛКА, НА БЕРЕГУ ГАЛЬКА.
В САДУ РОС КУСТ РОЗ.
БУБЛИК, БАРАНКУ, БАТОН И БУХАНКУ ПЕКАРЬ ИЗ ТЕСТА ИСПЁК СПОЗАРАНКУ.

- Научиться читать целыми словами. Прочитать хором, чья группа быстрее и дружнее.

Для учителя важно, что в центре внимания стоит воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Уверяю вас, дети готовы к такому общению уже в первом классе.

На уроках математики первоклассники учатся работать в парах постоянного состава, учатся помогать друг другу. Это может быть и отработка вычислительных навыков, и решение задач, и знание состава чисел первого десятка.

Во втором классе работа усложняется. Учимся работать в парах сменного состава.

Природоведение 2 класс (1-4)

Весь материал учебника разбила на 3 блока: “Осень”, “Зима”, “Весна”.

Первый этап. Блок “Осень” состоит из 7 тем.

  1. Осень пришла.
  2. Растения летом и осенью.
  3. Насекомые и птицы летом и осенью.
  4. Дикие животные летом и осенью.
  5. Домашние животные летом и осенью.
  6. Труд людей летом и осенью.
  7. Поздняя осень. Охрана и укрепление здоровья.

Каждая тема отпечатана на отдельных листах. Сделано столько карточек, сколько учеников в классе. У меня 2-3 ученика изучают одну тему. Первое знакомство с новым материалом происходит дома под руководством родителей.

Второй этап. На уроке дети в своей группе самостоятельно изучают тему по алгоритму:

  • самостоятельно прочитайте первую часть, перескажите своим партнёрам содержание этой части, ответьте на поставленные вопросы;
  • самостоятельно прочитайте вторую часть, перескажите содержание второй части, ответьте на вопросы;
  • прочитайте и перескажите близко к тексту друг другу вывод по теме.

Как правило, дети не одновременно заканчивают работу, поэтому следует приготовить дополнительный материал по темам, справочный материал.

Третий этап. Каждая тема принимается учителем. Это может быть тестирование, собеседование, решение проблемы, где проверяется понимание изученного материала.

Четвёртый этап. После того, как каждая тема принята учителем, начинается работа учеников в парах сменного состава по алгоритму:

  • найдите партнёра для передачи темы;
  • назовите партнёру свою тему, (каждый называет свою тему);
  • расскажите партнёру содержание первой части (каждый рассказывает часть своей темы);
  • прочитайте содержание этой части, проверьте, как партнёр усвоил эту часть, по вопросам;
  • работайте так по всем частям темы;
  • самостоятельно прочитайте справочный материал по темам;
  • поблагодарите друг друга и ищите нового партнёра, работайте с ним по данному алгоритму.

Пятый этап. После сдачи всех тем учителю, формы могут быть разные, проводится урок-зачёт по всем темам блока. Если требуется, можно провести дополнительные уроки по теме. Очень интересно проходят уроки-зачёты по обратной методике Ривина, когда по готовому плану, работая в парах сменного состава, по каждому пункту составляется подробный пересказ по теме.

К каким выводам я пришла, апробируя организацию такой работы на уроке? Важно использовать работу в парах сменного состава в системе. Вот тогда организация таких уроков эффективна при любых образовательных программах.

Во-первых, работают все учащиеся, причём, весь урок.
Во-вторых, можно быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.
В-третьих, в парной работе кроется огромный потенциал развития речи учащихся.
В-четвёртых, в классе меняются отношения между учителем и детьми. Мы – партнёры.

Ещё я хочу остановиться на глобальной проблеме начальной школы – решение текстовых задач. Это один из важнейших аспектов обучения математике в начальной школе, который является движущим фактором в общем развитии младших школьников.

Работая над задачей, учу, а впоследствии требую к каждой задаче строить либо схему, либо чертёж, либо краткое условие. Что это даёт?

  • Ученик внимательно перечитывает текст задачи несколько раз.
  • Переносит действия объектов в абстрактную форму.
  • Даёт возможность искать решение самостоятельно.

Таким образом, использование схематического рисунка, записи краткого условия задачи как одного из методических приёмов обеспечивает более качественный анализ задачи, помогает осознать и обосновать выбор действий, необходимых для её решения.

Разбиваю все задачи учебника по видам и провожу несколько уроков по одному виду. Поиск решения учащимися начинается с самостоятельного обдумывания, обсуждения в парах, группах. Во время такой работы детям, которые не могут найти план решения задачи, оказываю стимулирующую, направляющую или обучающую помощь: даю карточки с облегчённым вариантом задачи, карточки с наводящими вопросами или предлагаю карточки разной степени трудности. Форма записи решения задачи может быть выбрана детьми самостоятельно.

После отработки навыков решения задач одного вида провожу уроки, на которых каждый ученик движется в удобном для него темпе. Учащимся предлагаются карточки с учётом их индивидуальных особенностей. Учитываю:

  • способность к учебной деятельности (быстро ли усваивает учебный материал, глубоко ли его осмысливает);
  • умеет ли сформулировать свою мысль;
  • познавательную активность;
  • организованность в работе.

Для самоконтроля создаю “Решебник” с ответами и карточки-помощники. Результаты продвижения отмечаются на “Табло успешности” самими учащимися. Следует отметить, что отдельные ученики, которые усвоили тему, составляют и решают обратные задачи. Этот приём эффективнее, целесообразнее решения множества однотипных задач.

Реализация такого подхода в обучении решению задач помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету.

Поделюсь опытом формирования пар и групп для работы на уроках математики при отработке вычислительных навыков. Допустим, Варя безошибочно выполняет умножение многозначных чисел, но допускает ошибки при делении, а Саша наоборот. Вот и сложившаяся пара. Перед уроком составляю схему 10-минутной работы:

Петя И., Ваня К., Люда Я., Света М. работают с учителем.

Так отрабатываем не только вычислительные навыки, но и действия и преобразование именованных чисел, умение решать задачи, знание табличных случаев умножения и деления, сложения и вычитания.

На уроках русского языка я применяю технологию коллективных учебных занятий:

  • при отработке написания слов с непроверяемой безударной гласной (по методике взаимотренажа);
  • при выделении и объяснении орфограмм в тексте;
  • при работе над проверяемой безударной гласной в корне, в приставке, в суффиксе, в окончании (в четвёрках);
  • мини-диктанты (в парах сменного состава) ежедневно по предложению.

Разработку одного из уроков русского языка смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Для школьников положительным в работе с использованием методики КСО является то, что каждый ученик становится активным участником в познавательной деятельности на уроке, может проявлять свои творческие способности, продвигается при изучении материала в индивидуальном темпе, осваивая материал, который ему доступен и необходим на данном этапе. Привлекает развивающий и разноуровневый характер дидактического материала, разработанный учителем для каждого ученика. На уроке происходит совместное открытие новых знаний, предусматривается максимум самостоятельной работы, повышается качество знаний.

Работа по технологии “Коллективных учебных занятий”, пройдя этап апробирования, не находит своего места на уроках у многих учителей. Думаю, что причина этой неудачи кроется, прежде всего, в том, что использование этой формы работы требует от учителя более тщательной подготовки к урокам.

Судите сами. К каждому такому уроку нужно изготовить дидактический материал, причём, не просто для всех, а индивидуально для каждого, проанализировав уровень усвоения той или иной темы. Необходимо продумать этапы урока таким образом, чтобы каждый ученик был включён в учебный процесс, чтобы максимально обеспечить условия успешности учения каждого ребёнка посредством сочетания различных организационных форм обучения.

Многих учителей “отпугивает” (так называемый) шум в классе. А может ли быть порядок, когда в классе все говорят и переходят с места на место? Конечно, шум в классе непривычен для начинающих. Можно ли в шуме и в движениях детей по классу увидеть ту организацию, которая присуща коллективным занятиям? Следует особо обозначить требования к организации работы в парах постоянного и сменного состава:

  • чёткий инструктаж учителя;
  • начало и конец работы по определённому сигналу;
  • подведение итога самостоятельной работы;
  • учить разговаривать (общаться) вполголоса.

На таких уроках не бывает хаотичных движений учеников, всё обосновано и оправдано.

Учебные занятия, организованные по КСО, должны быть направлены на выработку у учащихся таких важных качеств, как:

- умение самостоятельно изучать новый материал;
- умение мыслить творчески (анализировать, делать выводы);
- умение излагать свои мысли (обучать других);
- умение слушать, получать информацию (при этом ставить вопросы);
- умение коллективно трудиться (навыки организационно-управленческой деятельности);
- навыки самоконтроля и самооценки.

При РОО администрации Канского района в 2001 году создана творческая группа “Организация коллективных учебных занятий” учителей начальных классов, руководителем которой я являюсь. За эти четыре года были проведены заседания-лекции, практические занятия, разработан и успешно применяется дидактический материал, даны ряд открытых уроков для учителей района. Изучаемая технология обучения представляется интересной, поскольку она предполагает:

- более разнообразные виды деятельности учащихся,
- имеет ярковыраженную направленность на индивидуальное обучение,
- повышение уровня самостоятельной учебной деятельности,
- многократное закрепление изученного материала в разных формах и уровнях сложности,
- располагает продуманной системой контроля над продвижением учащихся,
- многократно увеличивается объём учебного материала, что способствует углублённому изучению той или иной темы,
-систематическая работа, проводимая по данной технологии, благотворно влияет на развитие устной речи учащихся, является одной из наиболее продуктивных вариантов решения проблемы обеспечения речевой практики.

А это значит, что участники нашей творческой лаборатории принимают непосредственное участие в реализации реформы образования, выполняют “социальный заказ” общества и государства.

Рекомендуемая литература

  • Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Педагогика, 1991.
  • Литвинская И.Г. Анализ коллективных учебных занятий. – Красноярск, 2001.
  • Квач В.В. “Организация коллективных учебных занятий” (Из опыта работы учителей Красноярского края). – Нач. шк. №11 1990.
  • Мкртчян М.А. Общие методики учебных занятий. – Красноярск, 1992.