Урок истории "Языческие верования славян"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

1. Продолжить знакомство с обычаями, нравами восточных славян.

2. Формировать у учащихся образное представление о значении каждого обряда и формах его проведения.

3. Раскрыть причины появления у восточных славян многобожия (язычества).

Оборудование: карта “Русь в IX веке”, рисунки учащихся, картина Сурикова “Взятие снежного городка”.

Ход урока

Сообщение темы и целей урока

На протяжении нескольких уроков мы были с вами в увлекательном путешествии с летописцем по Древней Руси. О многом вы уже узнали на прошлых уроках, сегодняшний урок не исключение. Мы продолжим наше путешествие и познакомимся с представлениями древних славян об окружающем мире со славянскими духами и богами.

Тема нашего урока “Языческие верования славян”. Нам предстоит ответить на вопрос: “Почему у славян возникли представления о том, что вся природа, населяющая землю и окружающая их живая, а значит это духи и боги?..”

Повторение изученного материала

Но прежде, чем мы продолжим путешествие, повторим домашнее задание. Сейчас я проведу тест, в ходе которого буду задавать вопросы и к каждому вопросу по три варианта ответа. Вы будете поднимать ту карточку, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

Как называется летопись, в которой говорится о расселении славянских племен и первых русских князях?

а) лаврентьевская;

б) новгородская;

в) “Повесть временных лет”.

Кто был ее составителем?

а) Рюрик;

б) Нестор;

в) Гостомысл.

Когда возникло древнерусское государство Киевская Русь?

а) в 862г;

б) в 879;

в) в 882г.

Кто стал первым русским князем?

а) Игорь;

б) Рюрик;

в) Олег.

Когда вспыхнуло восстание древлян против сбора дани дружиной Игоря?

а) в 882г;

б) в 912г;

в) в 945г.

Как назывался главный город древлян, погоревщей от Ольгиной мести?

а) Чернигов;

б) Искоростень;

в) Полоцк.

Изучение нового материала

Все необходимое для своего существования наши предки получали в непрерывной борьбе с природой, таившей в себе много жуткого и непонятного для них. Бедствиями для людей были засухи и наводнения, болезни. Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Они не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом. Но они задумывались над тем, как устроен окружающий их мир и искали объяснение всему неизвестному. Поэтому все, что происходило в природе, в самом человеке они приписывали таинственным силам, духам и богам. Так появились религиозные верования. Что же такое религия? (На доске запись, а дети записывают в тетрадь.)

Религия – это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов, души) и поклонение им”.

Трава, деревья, реки, камни – словом, все окружающее казалось человеку в древние времена живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами. Вы даже не представляете, ребята, сколько же было у славян разных богов и духов. На одном уроке мы не сможем, конечно, познакомиться со всеми ними, но мы продолжим знакомство на внеклассных занятиях по истории. Начнем знакомство с духов. Я сейчас назову вам некоторых духов и покажу рисунки ребят (как они нафантазировали их в своем воображении), а с некоторыми мы познакомимся поближе и подробнее. Например, банник – дух, живущий в бане. Появляется в облике маленького нагого человечка или в виде крохотного, но очень сильного седого старика с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воли приписывают обмороки и несчастные случаи, происходящие в бане. Любимое развлечение банника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменки и “стрелять” ими в людей. Может он сделать кое-что и похуже: затащить на горячую печку, содрать клок кожи с живого, но с ним легко поладить: надо оставить баннику хороший пар, свежий венечек и лоханку чистой воды и никогда не подгонять друг друга – этого банник не выносит, сердится.

Болотник – дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Это седой старик с широким желтым лицом. Заводит людей в трясину. Спит с Николы осеннего до Николы вешнего.

Болотница – дева-утопленница. Живет на болте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Кудияр (чур) – особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.

Дворовой – покровитель двора мужского пола.

Клетник – дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.

Луговой – дух лугов, помогает косить траву.

Моховой – крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.

Овинник – дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во врем сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

Полевой – дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах. Помогал радивым и наказывал ленивых.

Ржаница – дух, живший на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.

Хлевник – дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.

Это лишь небольшая часть духов, перед которыми преклонялись славяне. Но наиболее распространенными были духи: покровитель дома – домовой, властелин леса – леший и водной стихии – водяной.

Посмотрите, мы оказались в крестьянском доме. (Показывает макет крестьянского дома). Славяне верили, что в каждом доме за печью живет добрый старичок домовой друг семьи и покровитель дома. О домовом в свой бортовой журнал делал(а) запись … Послушаем … (сообщение о домовом) <Приложение 1>

А теперь, ребята, мы оказались в глухом лесу во владениях лешего. О лешем в свой бортовой журнал делал(а) запись … Послушаем … (сообщение о лешем) <Приложение 2>

И вот, наконец, мы попали в царство вод, где всем владеет водяной. Какой же он? Послушаем… (сообщение о водяном) <Приложение 3>

Итак, мы познакомились с духами, живущими в воображении. Их никто не видел, а только слышал. Но представляли их в образе, близком к человеку.

ВОПРОС: Как вы думаете, почему славяне верили в духов? Какие неприятности могли причинить людям духи?

Кроме низших духов, славяне поклонялись верховным божествам. Богов, как и духов, было много. Мы познакомимся с некоторыми из них.

Белбог – бог, живущий на небесах и управляющий ими. Старец с длинной седой бородой в белой одежде с посохом в руке. Являлся только днем.

Велес – бог скотоводства и богатства.

Зембог – бог земли. Наделен большой силой.

Дидилия – богиня деторождения. Ей приносили жертвы и просили дать детей.

Макошь – богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества.

Огонь – царь - бог огня. Способен уничтожить все на своем пути.

Морозко – бог зимы и холода. Его представляли низеньким старичком, который бегает по полям и нагоняет трескучие холода. Наши предки думали, что старик-мороз бьет по стволам и стучит в стены. Он одет в теплую шубу, ходит по лесу и укрывает деревья снегом. Называли его трескун или студенец. Может наградить или наказать людей. Его старались задобрить, ублажить. Выносили за порог избы миску с кутьей или кусок пирога и громко приглашали: “Мороз, мороз иди есть”, а потом просили, уговаривали: “Мороз, мороз не бей мой овес”.

Даждьбог (хорс) – бог солнца. По представлениям славян обитает на востоке. Каждый день выезжает он из золотого дворца на огненных конях в колеснице. Своими лучами-стрелами прогоняет ночь, рассевает туман, весной плавит лед и снег. Под лучами солнца луга покрываются сочной зеленой травой, расцветают цветы, колосятся хлеба. Бог рассыпает по небу свои лучи-стрелы, освещая и согревая землю. Как любящая мать, помогает солнце людям в трудах их каждодневных, но страшно оно в гневе своем.

Особенно почитали наши предки бога грома и молний – Перуна. Они считали его покровителем земледелия, кузнечного дела и воинов. Молнии – его стрелы и мечи, радуга – его лук. Мощной палицей разбивает он тучи. Гром выражает его гнев. Перун посылает на землю дожди, от него зависит урожай, а значит и жизнь. Богатырский конь переносит его в любое место. Ему служит сокол и орел, ворон и петух, извещающий наступление утра. Крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие на тучи, были у славян священными. Славяне считали, что Перун борется со злыми силами, разгоняет бесов своими золотыми молниями.

У славян для каждого бога был свой день в году. Это – праздник для бога. В такие дни в честь богов приносили жертвы, молились или, напротив, веселились, пели, играли. Больше всех они чтили солнце. Как вы думаете, почему? Первый праздник славяне устраивали в конце декабря: хотя и лютует зима, но солнечные дни все чаще, да и день перестает убывать. Солнце поворачивает на весну. Этот праздник Коляда. В это время ходили из дома в дом, славили Даждьбога и собирали подаяния, чтобы принести богу в жертву. Этот языческий обряд сохранился на Руси и поныне. Колядуют в Сочельник перед Рождеством.

ВОПРОС: Как проходит праздник Коляды в нашем селе?

Следующий праздник весенний. Его называют Масленицей. Отмечали его в конце февраля – начале марта. Он был посвящен проводам зимы и встречи весны. Люди верили, что, празднуя Масленицу, помогают солнцу одержать победу над зимой. Отсюда и особое значение символов, которое славяне использовали на праздники: образ солнца в виде горящего катящегося колеса, блины – маленькое солнце. Блины на Масленицу пекли и пекут всю неделю. Праздновали наши предки эти дни всем миром всю неделю. Каждый день недели имел свой смысл:

Понедельник – встреча Масленицы.

Вторник – заигрышь, начало ряжения и катаний.

Среда – лакомка, угощение блинами и стряпушками.

Четверг – разгул или широкая Масленица.

Пятница – тещины вечера (зятья угощают тещ).

Суббота – золовкниы вечера (молодые зовут родных в гости).

Воскресенье – прощание.

С утра до самой ночи в эти дни устраивались “бегания на санях лошадьми с неимоверной скоростью”. Даже в самые лютые морозы по 10-12 человек в санях, а иные озорники валятся в сани на полном ходу. Гикание, крики, песни, шутки. Еще одно любимое развлечение – катание с ледяных гор высотой 13-18 метров, а то и больше. Возле гор собиралось всегда великое множество народа. Удивительным было зрелище кулачных боев. Устраивались они на улицах или на реках. Состязания эти воспитывали силу, однако были подчас жестоки. После громкого посвиста сходились в рукопашную. В ход пускали сначала кулаки, а уж потом, бывало, дрались чем попало. Дрались или один на один, или стенка на стенку. Случалось, что проигравших уносили с поля боя покалеченными, а иногда потехи заканчивались смертным исходом.

А на Урале и в Сибири осаждали снежные крепости. (Работа с картиной Сурикова “Взятие снежного городка”). Парни строили высокую крепость с воротами, в которые можно проехать на коне. Одни исполняли роль осаждающих, другие – защитников крепости. Приступ крепости продолжался несколько раз, пока кто-то осаждающие или защитники не побеждали. Победители торжественно шли по селу с песнями. Затем в последний день провожали зиму. Делали ее из соломы, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Водили хороводы с песнями и плясками, затем чучело сжигали. Образ чучела – это марана – злая волшебница зима.

Масленица загорела,
Всему свету надоела,
Масленица прощай,
На тот год приезжай.

Затем славяне просили друг у друга прощение за ссоры и причиненные обиды: “Прости меня – Бог простит, прости меня”.

Этот обычай дошел до наших дней. Расскажите, как этот праздник отмечается сейчас в нашей местности (беседа).

Самый большой праздник отмечается летом, когда солнце жарко греет. Праздник проходил в ночь с 23 на 24 июня (7 июля). Он получил название Ивана Купалы. Сейчас этот праздник приходится на Иванов день. Вечером в этот день собирали травы, купались, зажигали костры, прыгали через них, приносили в жертву солнцу белого петуха. На берегах рек и озер в ночь на Купалу разжигали костры. Живым огнем считался тот, который добывали путем трения дерева о дерево. Этому огню приписывали божественную силу, он очищал перепрыгнувших через него людей от всякой скверны. А еще, славяне стремились искупаться или умыться три раза утренней росой, которая обладала свойством исцелять от разных болезней.

Беседа:

  • Какие чудеса происходили в ночь на Ивана Купалу?
  • Почему все прыгали через огонь, купались или пили росу?
  • Как в настоящее время отмечается Иван Купала у нас в селе?

Около Троицева дня празднуют Семик – праздник русалок, в который тоже верили славяне.

Но вот наступают жаркие июльские дни, славяне со страхом взирают на небо: урожай, выращенный их руками, вымоленный у богов почти созрел, но грозное небо могло его уничтожить: пересушить колосья, побить градом созревшее зерно, спалить молнией сухие стебли. Бог Перун, управляющий небом, грозой и тучами был для славян особенно страшен в эти дни. Поэтому 20 июля (2 августа – Ильин день), в день Перуна парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен, а в святилище приносили жертвы грозному божеству, молили его о милости.

Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы с вами прощаемся с далеким прошлым и возвращаемся.

Итог урока

  • С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?
  • Кто такие боги, духи?
  • Почему у славян возникли представления о богах и духах?
  • Почему духов и богов было много?

Домашнее задание: учебник с. 19, рабочая тетрадь с. 10. Творческое задание: 1) сделайте рисунки с изображением духов или богов или сцены языческих праздников <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>

   

2) узнайте, откуда появилось выражение “Чур меня”.