Цели урока:
- подвести к пониманию высоких духовных ценностей православной культуры;
- развитие умений работать с текстом, выделять главное;
- формирование способности к самостоятельному оценочному суждению явлений культуры в современной жизни общества и человека;
- развитие эстетического вкуса;
- формирование представлений о человеке с позиции христианского учения, приобщение через искусство к эмоционально-нравственному опыту русского народа.
Введение в проблему
- Что такое духовность?
- Что такое целомудрие?
- Почему оно является основой русской духовности?
- Духовна ли современная культура?
- Является ли целомудрие ценностью в наши дни?
- Почему мы об этом говорим?
Вот спектр вопросов, которые исходят из основной темы урока.
Что же такое духовность? (Приложение 1).
Из распечаток, где даны разные определения этого понятия, учащиеся приходят к выводу, что духовность - это лучшее в человеке, это то, что приближает его к Богу.
А чтобы понять, что такое «целомудрие», девочкам предлагается подобрать слова, близкие по значению. На доске вокруг «Ц.» располагаются синонимы этого слова <рисунок 1>.
рис. 1
Чтобы понять, почему же целомудрие является основой духовности, окунемся в чистый родник русской культуры.
Звучит песня «Родник» в исполнении Ж. Бичевской.
Какие слова в песне помогли почувствовать, что мы - русские?
Родник - символ Родины, начала жизни, символ чистоты.
Храм - исторический выбор России, история Отечества, жизнь наших предков, вершина художественной культуры.
Идея храма - духовное единение (соборность).
Главный образ - образ Спасителя.
На доске схематически нарисован храм <рисунок 2>.
рис. 2
Войдем в русский православный храм и попробуем ответить на вопрос: почему на Западе на смену иконе пришла картина на евангельские сюжеты?
Фрагмент видеофильма «Древнерусская икона».
Учащиеся приходят к выводу, что на Западе в центре внимания был человек, его телесная красота, а в России - духовная <рисунок 3>.
рис. 3
Что же такое икона?
- Окно в мир духовный, в мир небесный.
Ученые-филологи подсчитали, что 80% слов в русском языке имеет церковно-славянские корни.
НЕ-БЕСА (нет беса).
Какой земной образ стал идеалом небесной чистоты?
- Образ Богоматери.
В духовных песнопениях и духовной литературе Богородицу называют Пречистой, Пренепорочной, Приснодевой (на фоне видеоряда икон Богоматери). Во всех этих сравнениях девство Её возведено к высшей надмирной степени чистоты. Самые светозарные слова посвящают заступнице Усердной верующие. То радость весны, ибо Дева была действительно весной для человечества, то похвала любви Её - вот что звучит во многих из наименований святых икон Её.
«Милостивая», «Умиление», «Милующая», «Взыграние», «Взыскание погибших», «Утоли моя печали», «Всех скорбящих радость», «Благодатное небо», «Умягчение злых сердец».
Обратите внимание на три лучистые звездочки на ее омофоре: две на плечах, одна на лбу. Это означает, что Девой была она до зачатия, в момент рождения и после такого великого события, что после него земную историю стали исчислять от Рождества Христова.
По христианскому учению - чистота положена в основание всего мира.
Таким образом храм был центром русской культуры, он был Святыней. Святыней была Икона.
Монголо-татарское иго, завоеватели Батыя оставили после себя страшный и грязный след в истории и языке в виде мата, в виде понятия кощунства (издевательства над святыней) от слова «кощун» - татарский карательный корпус, сожженных городов и библиотек, тысяч людей, проданных в рабство на невольничьих рынках Азии и Европы. Кто ругается матом, оскверняет Богоматерь. «Земля под ними горит» и Богородица за них молится.
Итак, храм - святыня, но и русский дом был храмом.
Почему?
- В каждом доме был красный угол с теми же иконами, что и в храме.
Как это воздействовало на людей? Как влияло на поведение домочадцев?
- Нельзя было ругаться, ссориться. (Поговорка:
«Хоть всех святых выноси», если в доме ссора)
- Должно быть в доме все чисто, красиво, как в
храме.
Давно уже исчезло из наших будней и праздников слово «святыня». Опустели, исчезли из наших домов со стен, задернутых дорогими шторами, красные углы. Позабыто Святое Евангелие, а за крещенской водой - длинная очередь у храмов только раз в году. Где уж тут помнить о святынях… Несколько десятилетий после революции приучали нас обходится без них. И приучили. Чего только не увидишь сегодня в доме на том месте, где прежде драгоценно мерцала золотым огоньком неугасимая лампада: театральную афишу полуголых звезд эстрады, идольские маски, вырезанные из дерева…
Но свято место пусто не бывает. И если трон сердца твоего не отдан Духу Святому, туда придет другой хозяин, хозяин тьмы. Вот и начинаются в нашем доме ссоры, да раздоры.
Но вернемся в русский дом. Как красиво звучат слова: горница, светлица. Сколько света, простора, тишины в этих словах! Как ручьисто играет русский язык: девица - горница - светлица - молодица! Отсюда, из родительской светлицы, после благословения к венцу, уходила в другой дом просватанная девушка.
Белоснежная чистота опрятных девичьих светелок сродни внутренней чистоте будущих невест - тому глубинному свету цельной и непорочной натуры, который светом отражается в лице человека.
СВЕТ-ЛИЦА. В это слово влюблены все русские сказки. Его, как и образ целомудренной девушки, мы встречаем и в сказках А.С. Пушкина (Приложение 2).
Как автор говорит о непорочности?
Учащимся предлагается прочесть литературный фрагмент из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась.
Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила.
А что явилось проверкой ее чистоты и непорочности?
От зеленого вина
Отрекалася она;
Идеалом А.С. Пушкина была целомудренная девушка и целомудренная женщина. В этом вы не раз можете убедиться, читая его произведения.
Мы восхищались красотой слов о чистоте девичьей, а каким контрастом звучат слова в русском языке о гулящей девушке: «прогулянная», «порченная», «непетое волосье», «распетушица». Не ценила она значит свою красоту, растаскали ее «петухи».
А что в «красной девице», ее внешнем облике было символом девичьей чести?
- Коса.
Накануне венчального дня в горнице у сговоренки (так называли просватанную девушку) собирались подружки - игрицы. Они украшали ее косу. В разных губерниях России девичью косу обряжали по-своему. Каких только украс не сочиняли для нее трудолюбивые руки крестьянских умелиц! В одном селе «по конец косы» сговоренке вплетали вышитые цветы да травы. Назывались они косниками. В другом - кусочек цветного сукна, усыпанный жемчугом и бисером. В третьем - кисть коралловых бус, искусно связанных между собой, которая горела в волосах просватанной девушки спелой гроздью рябины.
В сибирском Приангарье подружки делали для нее «куст». Он представлял собой тугой валик из красного ситца или сатина, к которому крепились атласные разноцветные ленты. Во время плача по косе сговоренка с поклоном раздавала их всем, с кем провела она свою беззаботную юность. Как яркое оперение сказочной жар-птицы колыхались ленты за ее спиной.
Почему украшали именно косу? Потому что она была свидетельством скромности и чистоты просватанной девушки.
О благочестивой русской традиции пишет ученый-этнограф Л. Листова. В некоторых губерниях России, отмечает она, «дивьей красотой» называли алую ленту, которую девушка носила в косе. Если она выходила замуж честно, то после свадьбы по обычаю она относила эту ленту в церковь для закладки в Евангелие, как бы говоря Богу о том, что она приняла свое супружество «от камени честна», не нарушив его заповеди о чистоте души и тела. В других вариантах такую ленту вешали после первой брачной ночи около икон, в красном углу. Там же оставляли девичий венок, который тоже был символом чистоты.
Добрачное целомудрие в народной культуре приравнивалось к жизни райской, святой.
НЕ-ВЕСТА, значит неведома.
Свадьба была сверкающим венцом в жизни девушки и парня. В день венчания о чистоте мужа и жены молится вся церковь, прося у Бога на многие лета сберечь «брачное ложе чисто и нескверно».
Почему в христианстве так важно беречь чистоту души и тела? Как воспринимается человек в христианской культуре?
- Человек - образ Божий. Он может быть замутнен, но до конца неистребим. Тело - не для блуда, а для Господа. Тело - храм Духа Святого.
Почему так притягивает нас улыбка ребенка, взгляд малыша?
- В них чистота, непорочность, безгрешность.
Что же такое ЦЕЛО-МУДРИЕ?
- Чистота, цельность, гармония мысли.
С чего начинается грех, духовное падение человека?
- С греховной мысли.
Является ли целомудрие ценностью в наши дни?
- Нет.
А что является ценностью?
- Деньги, богатство.
Вдумаемся в скрытый смысл этого вкрадчивого слова, выделим его корень.
ДЕНЬ-ГИ. Деньги - это ценность всего лишь на один день.
А может ли быть временное и призрачное настоящей ценностью? Ценно то, что вечно.
Почему мы говорим сегодня о целомудрии?
- Мы будущие матери.
Да, трудно представить склоняющуюся над колыбелью маму с противоположными чистоте, стыдливости, скромности, честности качествами.
Значит целомудрие - это вечная ценность, как и материнство.
Но вернемся к началу урока. <рисунок 4>
рис. 4
Если в центре культуры - человеческое тело, то культивируется телесность. Тело стремится к наслаждениям, удовольствиям, говоря человеку: «Я хочу».
Почему же это потребительское «я хочу» так легко проникает в нашу культуру и становится нормой? Вспомните: «Вливайся», «Бери от жизни все», «Сникерсни».
- Нет веры, нет духовности.
Разрушен треугольник, который был основой Святой Руси. <рисунок 5>
рис. 5
Растление, блудный грех, сексуальная распущенность, свободная любовь навязывается нашей молодежи.
Но существует историческая закономерность достоверная и проверенная. Народы, среди которых распространен блудный грех, быстро исчезали с лица земли или теряли свою независимость, ослабевали и уступали место другим народам.
Больное, зараженное грехом общество перестает рождать Суворовых, Лобачевских, Королевых, Циолковских, превращаясь в бездарную массу.
БЕЗ-ДАРНОСТЬ (дети, рожденные без Божьего дара).
Это происходит не сразу, а в течение нескольких поколений при накоплении греха.
Пример - «цивилизованный Запад». Америка - страна особой свободы нравов, где культ свободной любви насаждается с детства. Все знают, что Америка «покупает мозги» в Европе, России, Индии и других странах. Ибо духовность - первична. А в основе её - чистота нравственная и телесная. Потому целомудрие является вечной ценностью. И мужчина, готовящийся создать семью, видит в своей избраннице будущую мать своих детей.
Обведем в круг понятие «Целомудрие».
Берегите свою чистоту. Тогда может быть от лучей вашего целомудрия мир станет светлее и чище. От вашей нравственной чистоты зависит судьба России, ее будущее.
Звучит аудиозапись песни С. Никулиной «Слабым ребенком пришел в этот мир я…» (в авторском исполнении).
Список литературы
- Л. Ладин. Крин благоуханный.
- А. Кисилев. Чудотворные иконы Божией матери в русской истории. М.: Русская книга, 1992.
- Целомудрие и телегония (Православная церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий). Псалтырь, 2004.