Цели:
- развивать представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и не допустимых действиях на природе;
- обобщить сведения о полезных ископаемых наиболее ценных в народном хозяйстве (каменный уголь, нефть, железная руда…);
- познакомить с полезными ископаемыми, добываемыми в Норильском районе;
- расширить опыт учащихся в экологически ориентированной деятельности;
- развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
- воспитывать желание заботиться об окружающем мире, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Оборудование:
- карта полезных ископаемых России,
- атлас по природоведению для 3 класса,
- контурная карта,
- тетради для проверочных работ,
- образцы полезных ископаемых,
- условные знаки,
- эмблема общества “Зелёных”,
- выставка книг.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель. На прошлом уроке мы говорили с вами о природе нашего края, о красоте Норильского района. Дома вы должны были ответить на вопрос “За что я люблю свой город”. Как вы ответили на этот вопрос? (Дети зачитывают свои ответы). Выпускница нашей школы Юлия Калашникова посвятила городу стихотворение и свои чувства передала в стихах.
Прослушивание стихотворения о Талнахе.
Суровый ветер, злая стужа
И ночь, длинною в сорок дней –
На южный город не похожа
Земля всей родины моей.
Слепая вьюга, ночь, метели –
Всё это многим не узнать.
Каков он есть, норильский Север?
Каков он есть? Как нам понять?
Мой город видел сновиденья
И знал заветные мечты …
Он дал короткие мгновенья
Не долгой северной весны.
Ни южный пляж и тёплый ветер,
Ни шелест волн ни ласковый прибой,
Ни солнечный закат и звёздный вечер –
Ни что мне не заменит край родной.
Талнах… мой заполярный город.
Хранит в себе скупую грусть…
Полярный день и вечный холод…
Как жаль – сюда я больше не вернусь.
Жарки, метель, полярное сиянье –
Я не увижу это вновь…
Скажу Талнаху на прощанье:
“Хранить я буду к Северу любовь”.
“Хранить я буду к Северу любовь”. Как много сказано этой строчкой! Север – это не только Талнах. Это и Норильск, и Оганер, и Кайеркан, и все прилегающие окрестности… Это наш край. Как называется край, в котором мы живём? В проверочных тетрадях вы ответите на два вопроса.
Что ты называешь родным краем?
Главный город нашего края ?
II. Проверка домашнего задания.
III. Самостоятельная письменная работа.
№18 в проверочных тетрадях стр. 15.
IV. Фронтальный опрос.
Учитель. Многие из вас говорили, что любят свой город, потому что здесь очень красивая природа.
– Может ли жить человек без использования природы? (Природа даёт нам всё необходимое для жизни человека, она украшает нашу жизнь).
– Как использует человек природу? (Без воздуха не может жить все живое на Земле. Человеку и животному миру необходима вода: воду пьют, водой умываются, вода орошает поля и сады, силу воды человек использует в электрической энергии, вода используется в производстве).
– Почему нужно охранять природу и как? (Строить очистные сооружения для очистки вод, особые установки – фильтры, уловители пыли и вредных газов).
– Какое мы с вами можем принять участие в охране природы нашего края? (Не оставлять мусор в тундре, не сбрасывать отходы в озера, не срывать много цветов, садить кустарники и деревья, не жечь костры, не рыть ямы, засыпать овраги).
– Какой вывод можно сделать из всего перечисленного? (Занимаясь хозяйством, люди должны продуманно, бережно относиться к окружающей среде, чтобы не нарушать красоту родной земли Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут так как всё в природе взаимосвязано.)
V. Обобщение.
Учитель. Верно, ребята, вы правильно сделали
вывод: нельзя нарушать красоту родной земли. Но
красота нашей земли не только в том, что нас
окружает. У нас есть ещё подземные богатства. Кто
догадался, что это? (Полезные ископаемые).
Месторождения полезных ископаемых
формировались в глубинах земли и на её
поверхности в течении 4 миллиардов лет. Но с
каждым годом в нашей стране возрастает
потребность в металле, нефти, газе, угле. Все это
человек берет из недр земли. Если воздух и воду
можно очистить, восстановить, то выработанные
месторождения полезных ископаемых восстановить
уже невозможно. Вот почему полезные ископаемые
нужно особенно разумно добывать из недр земли.
Закон об охране природы предусматривает особый
порядок добычи полезных ископаемых:
составляется план, в котором устанавливается
очередность, полная выработка месторождения,
контроль над тем, чтобы полезные ископаемые не
выбрасывались в отвалы вместе с пустой породой.
VI. Работа по теме урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых во втором классе. Вспомним свойства полезных ископаемых. Узнаем, какие полезные ископаемые добывают в нашем районе. Давайте вспомним определение, что называется полезными ископаемыми.
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности.
– Какими бывают полезные ископаемые?
твердые |
жидкие |
газообразные |
|
плотные |
рыхлые |
– Приведите примеры полезных ископаемых.
Ответы учащихся.
– Много примеров вы привели, а теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете, где применяют эти полезные ископаемые.
V. Игровые задания.
– Наш класс разделился на две команды. Каждая команда приготовила рассказ-загадку о полезных ископаемых. Приглашаю участников первой команды.
1.
Выступление первой команды.
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров.
– Кто узнал это полезное ископаемое? (Это каменный уголь)
– Найдите в своей коллекции это полезное ископаемое.
– По каким свойствам вы узнали каменный уголь? (Каменный уголь черного цвета, тонет в воде, твердый, но хрупкий. Основное его свойство – горючесть. Каменным углем отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства)
Учитель. Месторождения каменного угля на карте обозначено черным квадратом. Откройте свои атласы и найдите на карте месторождение каменного угля. (Один представитель из команды выходит, чтобы показать, где добывают каменный уголь). Приглашаем участника второй команды со своим рассказом.
Выступление второй команды.
Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
– Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь? (Это гранит).
– Найдите это полезное ископаемое в своей коллекции.
– Что помогло вам догадаться? Какими свойствами отличается гранит? (Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется, и им украшают здания, набережные, станции метро. Гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата)
– Молодцы! Хорошо справились с заданием.
2.
Учитель. К доске приглашаются по одному участнику из каждой команды. Они должны разместить на доске модели-знаки полезных ископаемых так: участник первой команды отбирает полезные ископаемые, используемые в строительстве, а участник второй команды – полезные ископаемые, которые используют в виде топлива.
У доски лежат модели-знаки полезных ископаемых:
1-я команда
|
2-я команда
|
Дети выбирают нужные знаки. Учитель проверяет работы. Остальные учащиеся в тетрадях выполняют ту же работу, что ученик их команды. Запись условными знаками.
VI. Физкультминутка.
VII. Продолжение работы по теме урока.
Учитель. Наша страна очень богата полезными
ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по
добыче природного газа. У нас, на Таймыре,
добывают природный, газ который используют как
топливо для тепловых электростанций. Ежегодно в
стране добывается 590 млрд куб.м. 3-е место после
Саудовской Аравии и США по добыче нефти, добывая
ежегодно 290 млн. т. 4-е место по добыче угля добывая
255 млн. т. У нас, в Кайеркане, тоже добывают
каменный уголь. На юге Красноярского края
большой буроугольный Канско-Ачинский бассейн.
Ребята! А знаете ли вы что, мы с вами живём в
столице. Наш Талнах называют рудной столицей
России. Талнахские рудники, на которых работают
многие из ваших родителей, кладовые, в которых
скрыты сказочные богатства в виде полезных
ископаемых. Руды, добываемые у нас в Талнахе
очень богатые. Из них получают 85% российского
никеля и кобальта, 75% меди, 95% металлов платиновой
группы. Талнахские рудники – гордость
Норильской горной компании.
VIII. Работа в контурной карте.
Учитель. Нанесите на карту полезные ископаемые, которые добываются в нашей местности. (Учитель показывает у доски, учащиеся в контурных картах).
IX. Работа по учебнику.
Учитель. Сейчас вам предстоит выполнить трудное, но интересное задание. Каждая команда делится на две группы. Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые и записать их характеристики в тетради.
1-я команда 1) Торф |
2-я команда 1) Известняк |
Индивидуальное задание получают заранее учащиеся группы “Б” (слабые), в классе повторяют и рассказывают.
На доске:
|
Учитель. Полезные ископаемые – это клад нашей страны. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Чтение статьи по учебнику “охрана подземных богатств”. Выделение главного, обсуждение прочитанного.
Учитель. Международная экологическая
организация “Гринпис” (Зелёный мир) постоянно
выступает за решение экологических проблем, в
частности и той, что мы затронули сегодня на
уроке. Ведёт борьбу за правильное, бережное
отношение к подземным богатствам. И напоминает
нам о том, что подземные богатства – это
богатства, которые не возможно восстановить.
В конце урока подведём итог: вам предстоит
отгадать кроссворд.
Вопросы:
По горизонтали: 1. Он очень
прочен и упруг, 3. Этот мастер белый-белый 4. Он очень нужен детворе, 5. На кухне у мамы 6. Без неё не побежит 8. Она варилась долго |
По вертикали: 1. Если
встретишь на дороге, 2. Покрывают им дороги, 7. Росли на болоте растения, 9. Он чёрный, блестящий, |
Ответы:
По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.
По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.
X. Итог урока. Обобщение.
Учитель. Молодцы! Все на уроке потрудились хорошо. С кроссвордом справились замечательно.
Выставляются отметки за урок.
XI. Домашнее задание.
1. Постоянное. Обращать внимание на последние сообщения газет, радио и телевидения. Нет ли информации о новых действиях “Гринпис” в защиту природы.
2. Практическое задание. Попробуй выяснить, какие материалы были использованы для строительства нашей школы. Пройдись по школе с тетрадью и карандашом. Проверь наличие указанных в списке “А” строительных материалов. Проведи линии от названий материалов к тем местам, где ты их обнаружил (список “Б”).
А дерево |
Б окно |
Подсчитай, сколько различных видов стройматериалов было использовано при строительстве твоей школы.