В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Поэтому и рисование не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одарённых детей, и даже для детей которые не собираются впоследствии быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда, как говорится в отзыве, приводимом выше, краски и рисунок начинает говорить ребёнку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.
Одна из проблем в рисовании состоит в том, что для детей начальных классов уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения.
Ребёнок должен научиться владеть материалом, тем особым способом выражения, который даёт декоративно-прикладное искусство. Только культивируя это овладение материалом, мы можем поставить на правильный путь развитие детского рисования.
Цель моей работы на уроках изобразительного искусства – пробудить интерес учащихся к прекрасному, к творческому воображению, развитию индивидуальных способностей и проявлений учащихся.
Чтобы достичь своих целей, провожу уроки-праздники, образцы по сценарию, упражнения, вариации, импровизации. Они помогают создать условия творческого участия школьников в учебном процессе. Во время проведения всех типов уроков игра – один из методов и приёмов в организации творческой и коллективной работы младших школьников.
Тип урока: обобщающий.
Форма: урок - ярмарка.
Тема: Ярмарка ремесел.
Цель:
- Образовательная: создать и представить изделия заданного промысла.
- Развивающая: развивать художественный вкус, внимание, память, творческие способности учащихся.
- Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду предков, к традициям русского народа.
Оборудование: изделия мастеров, плакаты с пословицами и поговорками; образцы по промыслам.
Технические средства: записи русской народной музыки.
План:
I. Организационный момент (активизация внимания).
II. Сообщение темы и целей занятия.
III. Активизация мыслительной деятельности.
Слава нашей старине!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Выход скоморохов
Звучит музыкальный фон (русская народная музыка).
I скоморох:
Приходи, народ!
Разевай пошире рот.
Нынче время для потех -
Веселить мы будем всех.
На ярмарке ремесел
Мы вас о многом спросим.
Ведь мы совсем не плохи -
Потешники и скоморохи!
II скоморох:
Приходи, народ!
Разевай пошире рот,
Добрым людям здесь почет,
Всех нас ярмарка зовет.
I скоморох:
А на ярмарке товары -
Расписные самовары,
Продаются вилы, санки
И конфеты, и баранки.
II скоморох:
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша
До чего же, хороша.
I скоморох:
А гжельская посуда,
Это просто чудо!
IV. Обобщение материала.
“Волшебный сундучок”
По традиции старинной
Много лет, веков подряд
Внучкам бабушки дарили
Не наряды, просто клад
Вот и мне моя бабуля
Подарила сундучок
Кладезь мудрости народной
Это вам не пустячок.
Учитель достает из сундучка конверты по промыслам.
I группа:
- Эй, вы гости - господа,
Из какого вы села
/Хохлома/
II группа:
- А, вы, сестры и браты,
Из какой вы слободы?
/Дымковской/
III группа:
- А, вы, ребята - молодцы,
С какой ответьте станции.
/Гжельская/
V. Сообщение учителя.
Издавна стремились люди украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Из поколения в поколение передавались секреты красоты. Сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. Благодаря им нам по-прежнему улыбаются веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, радуют глаз расписные глиняные “барыни” и свистульки. По всему свету разошлись изделия народных мастеров. И наша задача не забывать традиции нашего народа, возрождать забытые промыслы.
Одним из традиционных праздников была русская ярмарка. На которой мастера обменивались товаром, и сегодня вы будете мастерами, представляющими каждый свой промысел. Ваша задача создать и представить изделия своего промысла.
Представители каждого промысла подойдут и выберут свои изделия, которые будут вашими помощниками.
На столе у вас есть заготовки изделий, которые вы должны расписать. А после продать свое изделие.
VI. Практическая работа /в ходе практической работы индивидуальная работа с учащимися/.
VII. Физминутка.
Скоморох:
Делу время - потехе час
Веселил нас много раз
Русский танец “перепляс”
Учитель:
Раз, два, три, четыре
Круг поуже, круг пошире!
На носочки и на пятки
А потом пляши присядку!
Влево, вправо повернулись
И на место все вернулись.
VIII. Проверка знаний учащихся.
а) Представление работ
I группа:
Хохлома
Удивляет прорастая,
Как-то празднично жива,
Молодая, непростая
Черно-красная трава.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы,
Входим в царство золотое,
В мир волшебной хохломы.
Дети-мастера описывают свои изделия. В ходе описания те дети, которые отгадали о каком предмете идет речь, покупают изделия, а мастера получают баранку.
II группа:
Дымковская игрушка
Мы игрушки знатные
Складные да ладные
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Хозяйка с ярмарки идет,
Игрушки деточкам несет.
Игрушка не простая,
Свистулька расписная.
III группа:
Гжель
Гжель прославила себя
Дивными узорами.
Голубую сказку встретишь
На блюдечке фарфоровом.
Голубые капельки, усики, отводки,
Завитки и листики, лютика - головки
Мастера наносят
Движением ловким.
Продажа изделий мастеров других промыслов проводится по аналогии.
IX. Итог занятия.
Слово учителя:
- Не каждый человек может стать настоящим
мастером. Когда мастера создают свои
произведения, они шутят, поют песни, частушки.
Музыка и песни живут в самой природе изделий. Кто
ее не слышит, тот не сможет создать произведение
искусства. Душу тут надоиметь светлую, светлую. С
такой душой и рождается творчество.
И мне бы хотелось закончить наше занятие словами:
(запись на доске) “Мы гордимся стариной,
стала нам она родной”.
Скоморохи:
- Ой, вы, гости дорогие,
Люди свойские, простые!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям! - Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!
- А каждый из вас получит за работу баранку, в которой будет пожелание “по труду и награда”.