Интегрированный урок ИЗО и МХК: "Тайны китайской живописи"

Разделы: МХК и ИЗО


Методические рекомендации: в данных материалах к уроку мировой художественной культуры и изобразительного искусства предлагается сценарий интегрированного занятия с рядом методических рекомендаций и сценарный план урока.

Оформление класса: зал оформлен по модели интерьера китайской живописной мастерской.

Наглядный материал: иероглифы, пейзажи, костюмы, музыкальные инструменты)

Форма урока: театрализованная программа, исследования учащихся,работа в творческих группах,

Цель урока: проследить историю развития китайской живописи и поэзии, опробовать графические и живописные материалы при выполнении этюдов.

Введение (рассказ учителя о новом виде искусства). Сегодня, ребята, мы окунемся в мир Востока и познакомимся с еще одним видом изобразительного искусства стран мира, с тайной китайской живописи. Традиционная китайская живопись существенно отличается от западной. По форме она близка к европейскому импрессионизму - с той только разницей, что существовала уже за много веков до появления последнего. Картина - это иной мир, где трава может быть черной, а лица людей - красными. Но все вместе, в едином контексте смотрится органично, художник видит гармоничное слияние человеческого и природного. Китайская живопись движется от сложного к простому. Если рисуется рыба, то чистое пространство вокруг обозначает воду, при рисовании горы чистое пространство может превратиться в облако. Традиционная живопись стремится к монохромному, одноцветному полотну, полагая, в духе даосских представлений, что "пять цветов слепят человека". Имеется в виду, что изобилие внешних красот может отвлечь от красоты внутренней, подлинной. Обычно картины пишутся как бы на одном дыхании, не отрываясь. Часто люди по нескольку дней не отходят от полотна. И лишь закончив картину в целом, художник может вернуться к ней позже и уточнить детали. На китайских картинах, как правило, присутствуют иероглифы. Это название картины, имя автора и личная печать художника. Без личной печати картина считается незаконченной. Очень часто картина украшается стихами из традиционной китайской поэзии, подходящими по настроению или по мысли, а также философскими изречениями. Мы с вами сегодня попробуем выполнить небольшую работу на тему “Горы”, “ Цветы и травы” в технике китайской живописи. Но прежде чем приступить к практическому заданию необходимо познакомиться с самой техникой и теми материалами при помощи которых станет возможным выполнение композиции. Сегодня вам предстоит работать в творческих группах. И учащиеся 1 команды мастеров приготовили рассках о технике и материалах живописи в Древнем Китае.

Учащимся предлагается (домашнее задание) исследовать один из разделов живописи

Творческая мастерская №1“ТЕХНОЛОГИЯ и МАТЕРИАЛЫ”

Учащийся 1. Традиционная китайская живопись отличается от других видов этого искусства даже в области принадлежностей. Здесь используется особая бумага - из бамбука, соломы или риса или ткань. После того, как картина написана, она наклеивается на длинный свиток бумаги "сюаньчжи". В традиционной китайской живописи используются краски, изготовленные из смолотых цветных камней. Такого рода краски не выцветают. Бумага, на которой пишутся картины, также очень устойчива и не разрушается веками и даже тысячелетиями. В живописи, как и в каллиграфии, используется тушь разных видов - из сажи, из соснового угля и из лакового пепла.

Учащийся 2. Важное значение в живописи играют кисти художника. Кисти делятся на мягкие и твердые. Существует разные сорта кистей, наиболее распространены в китайских мастерских кисти из конского волоса, из заячьего волоса, из овечьей шерсти и самые- самые тоненькие из крысиного волоса.

Творческая мастерская №2 “ВОЛШЕБНЫЕ СВИТКИ”

Учащийся 3. Оформление картины само по себе является искусством. Сначала тонкую рисовую бумагу или шелк, на котором написана картина, наклеивают на толстую бумагу, затем вокруг обклеивают соответствующим настроению и стилю картины шелком. Вертикальные картины после этого оформляют как свиток, приделывая довольно тяжелые деревянные ручки сверху и снизу, горизонтальные же помещают в рамку. Многие очень длинные горизонтальные картины, предназначенные для длительного рассматривания по частям, оформляются также в виде свитка. Каждый раз, когда хочется полюбоваться картиной, их раскладывают, а затем так же тщательно сворачивают, что само по себе уже является своего рода искусством.

Учащийся 4. Первые известные в Китае изображения, картины - узкие фризы в пещерных храмах. Позже эти условные, почти орнаментальные полосы расширились до больших размеров. Так же эти храмы украшались свитками, вертикальными и горизонтальными. Вертикальный свиток - это обычно одна или несколько жанровых сценок, помещенных одна над другой, а горизонтальный - картина, бесконечная в обе стороны, своеобразная живописная книга. Пропорции свитков были канонизированы. Свитки очень ценились и предназначались для сосредоточенного их рассматривания и созерцания. Становились они и предметом коллекционирования, каждый коллекционер ставил на свитке свою печать. Свитки хранились в специальных ящичках и никогда не вывешивались надолго.

Творческая мастерская №3 “СЮЖЕТЫ и ЖАНРЫ”

Учащийся 5. Картины, в соответствии с представлениями китайцев, создают настроение, приносят удачу, ограждают от неприятностей, отгоняют злые силы. Очень много в оценке картины зависит от личности художника: мастер, обладающий большой духовной силой, взращенной и отточенной за долгие годы занятий своим делом, способен воплотить часть своей силы в картину. И поэтому китайцы ценят в картине не только видимую, внешнюю красоту, но и красоту внутреннюю, силу и энергию. Китайская живопись разительно отличается от западной не столько набором технических средств, сколько принципиально отличным художественным языком, куда более условным и декоративным.

Учащийся 6. Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Так, существовали анималистические жанры ("Цветы и птицы", "Растения и насекомые"), бытовые жанры ("Люди и предметы"), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и пейзажная живопись ("Горы и воды"). В Китае не существовало натюрморта в привычном для нас смысле, неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизни и времени. Если рисовали камни или фрукты, то рядом с камнем всегда растение, а фрукты всегда на ветке. Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж, в котором отражались эстетические качества природы, вечное обновление, гармония и незыблемость бытия. Такие представления оказали огромное влияние на всю китайскую живопись и во многом определили ее лицо.

Творческая мастерская №4 “ПРИЕМЫ И КОМПОЗИЦИЯ”

Учащийся 7. Китайские живописцы использовали целый комплекс формальных приемов, таких как "плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, "глубины" и особый масштаб, то есть то, что мыслилось более значительным и изображалось больше, независимо от естественного масштаба. Так же в распоряжении живописцев был целый арсенал технических средств: большое количество различных видов мазков, линий, размывов и т. п. Причем каждый прием использовался для передачи совершенно определенного эффекта или состояния.

Учащийся 8. Основные понятия китайской живописи: "дух", "идея", "стиль" и "основа образа". Сочетание и динамическое равновесие противоположностей было важнейшим понятием как для всей китайской культуры в целом, так и для живописи, в частности. Поэтому не было никакого подвига в "изобретении" собственного стиля. Идеальным считалось сочетание традиционной манеры и собственных новаций. На своих работах мы представили этюды “ Горы и воды”, теперь познакомившись с новым видом живописи будет интересно написать и другие жанровые композиции.

Заключительная часть урока

Учитель. Каждый художник был еще и поэтом, эта традиция жива до сих пор. Завершая свое полотно- свиток, мастер посвящал ему свои стихи. Так и мы, завершая нашу работу можем прочесть эти строки известного китайского поэта Ван Вэя:

Плывут облака
Отдыхать после знойного дня,
Стремительных птиц улетела последняя стая.
Гляжу я на горы, и горы глядят на меня,
И долго глядим мы друг другу не надоедая.

В заключение урока учащимся предлагается домашнее задание: попробовать в новой технике написать на ткане работы на любимые темы и оформить их, посвятить поэтические строки своим живописным произведениям.