Цели:
- Раскрыть одну из особенностей басни (может быть написана и в прозе; не только И.Крыловым, но и другими авторами).
- Познакомить с баснями, не входящими в содержание учебника.
Задачи:
- Формировать у ребенка сложное действие одновременного восприятия самого литературного текста (над которым идет работа в классе), слова учителя и мнения одноклассников.
- Формировать навыки чтения, организуя разные виды прочитывания.
- Учить понимать эмоциональный тон литературного произведения.
- Формировать первичные представления о жанрах, законах и специфике басни.
- Воспитывать личность ребенка на морали басни.
- Воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: учебник “Литературное чтение” 3 класс (1часть), Н.А.Чуракова; портреты писателей Г.Х.Андерсен, Л.Н.Толстой, С.В.Михалков, И.А.Крылов (на доске); книги этих авторов или их ксерокопии; карточки с названиями басен и пословиц.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети рассаживаются по группам.
2. Постановка учебной задачи.
- Обратите внимание на доску. Кто знает, зачем на доске записаны эти фамилии? Кто это? Почему они в одной группе?
- Это фамилии писателей.
- А еще почему?
- (Дети затрудняются пока ответить).
- Поработав на уроке, исследуя литературные тексты, с которыми нам предстоит работать, вы сможете ответить на этот вопрос в конце урока (на доске ставится знак?).
3. Исследовательская деятельность детей.
- На партах у вас книги с произведениями. Ваша задача прочитать про себя текст, обсудить в группах и ответить на вопрос: Кто автор произведения? К какому жанру относится? Почему? (1 группа читает “Чиж и голубь” И.Крылова; 2 группа “Услужливый” С.Михалкова; 3 группа “Комар и лев” Л.Толстого).
4. Проверка прочитанного с обсуждением.
1 группа: зачитывают произведение вслух, выражают свое мнение. Начинается обсуждение со всем классом, возможен спор.
- Мы считаем, что это басня, т.к написана в стихотворной форме, герои – животные, есть мораль, схожа со сказкой, высмеиваются негативные черты характера человека.
- Что писал И.Крылов?
- Басни.
(На доске, напротив фамилии И.Круглова пишется слово БАСНИ).
2 группа зачитывает произведение С.Михалкова “Услужливый”. В ходе обсуждения наталкиваются на то, что оно написано в прозе. Дети же привыкли считать, что в стихотворной форме.
- Что заметили?
- В прозе.
- Какой сделали вывод? Открытие?
- Что басня может быть написана и в прозе.
- Чему учит эта басня? Какие недостатки высмеивает?
- Что еще писал С.Михалков? Какие его произведения читали?
(На доске, напротив фамилии С.Михалкова пишется слово БАСНИ).
3 группа зачитывает произведение Л.Толстого “Комар и лев”. Идет обсуждение с доказательством, к какому жанру оно относится.
- Вы уже поняли, что басня может быть написана в прозе. А что еще заметили, открыли для себя после прочтения текстов 2 и 3 группы?
- Раньше не читали басен Л.Толстого и С.Михалкова.
(На доске напротив фамилии Л.Толстого пишется слово БАСНИ).
- Да, гениально придумали мудрецы в древности, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они придумали басню так, чтобы люди поневоле относили её к себе и при этом думали: это басня сложена про меня. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками.
(Чтение учителем басни Г.Андерсена про собаку).
- Можно ли это произведение считать басней? Почему?
- Чему учит? С каким жанром схожа?
- Со сказкой.
- Какое еще открытие сделали?
- Что Г.Х.Андерсен – баснописец.
5. Итог.
- Кто сможет ответить, почему фамилии этих авторов записаны в одну группу?
- Все они баснописцы.
- Посмотрите на фамилию И.Крылов и подумайте, какое задание на дом я хочу вам предложить?
- А что кроме басен писал И.Крылов?
- Правильно, найдите в библиотеке и приготовьте сообщение.
6. Закрепление. Работа в парах.
У одного список с названием произведений, у другого пословицы. Задание: соединить по смыслу.
Пословицы:
“Делу время - потехе час”; “Не рой яму другому - сам в неё попадешь”; “Вперед чужой беде не смейся голубок”; “За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь” и т.д.
Название басен: любые ранее изученные.
7. Итог.
- С каким жанром литературы знакомились?
- Как отличить басню от других видов?
- Чем похожа и отличается от сказки?
- Чему учит мораль?
- Какие недостатки высмеивает?
- Кто себя увидел?
- Поможет ли вам басня в исправлении своих недостатков?