Цель: развивать мышление, творческие способности у детей; прививать любовь к родному языку; повторить правила правописания безударных гласных, пословицы.
Оборудование: на доске речка, на берегу населенные пункты; плоты (3 шт.); награды-медальки; станции: Блудная; Отгадкино; Повторкино; Мульти-пульти; Ударная; Стихотворная; Пословиц.
Ход занятия
В: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по реке “Грамматика”, а поплывем на плотах, будем делать привалы на различных станциях. Сейчас мы выберем рулевых у каждого ряда.
Итак, в путь. Но что такое, нам поступил сигнал “SOS - спасите наши души”, сигнал идет с населенного пункта “Блудное”.
Что же там случилось?
- Там потерялась буква. Поможем, ребята найти букву.
- Итак, делаем остановку на станции “Блудное”. Рулевые, стой!
Ребенок:
Неизвестно: как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
В: Я буду читать стихи, а вы должны назвать нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного.
I команда:
Закричал охотник - ой!
Двери гонятся за мной. (з)
II команда:
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом, на крючок попался дом. (с)
III команда:
На пожелтевшую траву гонит лев свою листву. (с)
I команда:
На виду у детворы крысу красят маляры. (ш)
II команда:
Мы собрали васильки
На головках у нас - щенки. (в)
III команда:
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (д)
I команда:
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке. (м)
II команда:
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом (н)
III команда:
Мишка дров не напилил
Печку кепками топил. (щ)
I команда:
Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме,
Там ползет зеленый лук (ж)
С длинными усами.
II команда:
Жучка гости не доела (к)
Неохота, надоело.
III команда:
Синеет море перед нами,
Летает майка над волнами. (ч)
(Награждаются наградами-медальками “Блудное”).
В: Продолжаем путешествовать, следующая наша остановка “Отгадкино”.
Я читаю загадку, а вы отгадываете. Кто отгадал, тому даю букву, с которой начинается ответ, после всех загадок у каждой команды должно получиться слово из сложенных букв.
I команда:
Чист и ясен, как алмаз.
Дорог не бывает.
Он от матери рожден,
Сам ее рождает. (Лед)
II команда:
Дом по улице идет
На работу нас ведет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
III команда:
Бежит свинка, железная спинка,
Льняной хвостик. (Игла)
I команда:
Конь стальной, хвост льняной. (Игла)
II команда:
Полон хлевец белых овец. (Зубы)
III команда:
С подружками и сестрами
Она приходит к нам.
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам. (Газета)
I команда:
Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар)
II команда:
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
III команда:
Новая посудина, а вся в дырах. (Решето)
I команда:
В середине алый, сахарный,
А кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
II команда:
Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
III команда:
Ты за ней, она от тебя,
Ты от нее, она за тобой. (Тень)
Молодцы! И получите медали “Отгадалкин”.
В: Плывем дальше и подплываем к станции “Повторяйкино”. Здесь будут участвовать почти все.
Один из играющих называет кого-либо из животных, допустим, “Лиса”. Следующий - "лиса" и свое название животного - "медведь”. Следующий перечисляет "лиса", "медведь" и добавляет свое. Если кто-нибудь не сумеет повторить или перепутает порядок, он выбывает из игры.
(Награждается медалью “Самому лучшему Повторяке”).
В: Следующая наша остановка необычная, называется “Мульти-пульти”.
В этом конкурсе участвуют рулевые.
(Звучит музыка из мультфильма, игрок должен отгадать мультфильм).
I команда: “Ну, погоди!”
II команда: “Пластилиновая ворона”.
III команда: “Бременские музыканты”.
(Награждаются медалью “Заяц”).
В: На пути у нас остановка “Ударная”. Давайте вспомним знакомое нам правило о правописании безударных гласных и хором повторим.
Если буква гласная
Вызвала сомнения,
Ты немедленно ее
Ставь под ударения.
В: Теперь я буду называть одно за другим слова с безударной гласной, а вы к каждому слову должны подобрать проверочные слова:
тропа - тропы
гора - горы
окно - окна
трава - травы
волна - волны
садовник - сад
нога - ножка
река - речка
листок - лист
поля - поле
Я вижу, что вы хорошо запомнили правило, очень быстро находите проверочные слова. Молодцы!
(Медали “Ударник”).
В: Едем дальше, станция “Стихотворная”.
Здесь, я думаю, мы долго не задержимся. Я буду читать стихи, а вы должны досказать их.
I команда:
Они обычно для шитья
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
Называются … (Иголки)
II команда:
Я в дверях, в замке,
Я в нотной строке.
Я и гайку отвинчу
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать. (Ключ)
III команда:
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, в шеренгу вас построю. (Линейка)
Молодцы!
В: Причаливаем, последняя станция “Пословиц”. Я читаю пословицы, а вы их продолжаете:
I команда: Ученье свет, а … … … (не ученье тьма)
II команда: Все за одного - … … … (один за всех)
III команда: Что посеешь, … … … (то и пожнешь)
I команда: В гостях хорошо, … … … (а дома лучше)
II команда: Не имей 100 рублей, … … … (а имей 100 друзей)
III команда: Скоро сказка сказывается, … … … (да не скоро дело делается)
Молодцы! Наш путь закончился.
(Подсчет медалей).