Цели:
- Развитие у детей зрительной памяти, быстроты реакции, сообразительности, смекалки, воображения, речи.
- Расширять кругозор, развивать интерес к знаниям.
- Воспитывать взаимовыручку, уважительное отношение к друг другу.
Оборудование: Плакаты, фотографии о космосе и космонавтах; плакат с планетами “солнечной системы”; ребусы; рисунок “Большая медведица”; математическая карточка “+” или “-”; листы, фломастеры; экран соревнования; игрушка - попугай, призы; (на доске - примеры и условие задачи).
Ход урока
Ученик:
Были мы совсем недавно
Малыши-карандаши!
Вместе с Вами очень робко
В 1-ый класс вошли.
И всё пошло своим путём
Мы цифры, буквы узнаём,
Мы пишем, мы считаем.
И книги мы читаем.
И он, и ты, и я…
Мы все товарищи, друзья,
Мы все одна семья!
В походах, в играх и труде -
Всегда, во всем, везде!
Учитель: Конечно, всегда, во всем и везде мы с вами одна дружная семья. И, сегодня я предлагаю вам поиграть в космическую игру “Здравствуй, инопланетянин”. Давайте представим, что вы инопланетяне.
Ученик:
В умах учёных много лет
Жила мечта заветная
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
Прекрасен этот звёздный мир, я знаю,
Но вот уже земной встречаю я рассвет
Земля, земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
Учитель: Я приветствую инопланетян и гостей. Сегодня вы все встретились на планете Земля. Капитаны, представьте свои экипажи.
Приветствие команд
1 команда: Вас приветствует экипаж инопланетян созвездия Мира.
Готовьтесь, отважные, в радостный
Путь сквозь бурю и ветер, и шторм.
Метель обгоняя, ракеты уйдут
И мы их, друзья, поведём!
Раз - два! Ребята, вперёд!
Три - четыре! Ребята в полёт!
Раз - два - три! Гости мы!
На страже мира мы стоим,
Свою планету отстоим.
2 команда: Вас приветствует экипаж инопланетян созвездия Персей.
5 - 4 - 3 - 2 - 1!
Скорость света набирая,
По вселенной мы летим,
На далекую планету
Поскорей попасть хотим.
Сели в кресло, дали газ
И ракета понеслась!
3 команда: Вас приветствует экипаж инопланетян созвездия Андромеды.
Галактика наша
Далеко от вашей.
Но такой игры
Мы не могли пропустить.
От чистого сердца желаем
Сильнейшему в ней победить,
Смелее ввысь
К далеким звездам унестись!
Учитель: Итак, мы поприветствовали друг друга и теперь первое задание для капитанов.
1. Конкурс капитанов
Учитель: Нас с вами 4 человека. Я предлагаю подать друг другу руки. Вам надо подумать и ответить. Сколько всего рукопожатий получится при этом? (6)
За правильный ответ - 1 балл
Пока капитаны думают, я предлагаю вам конкурс-разминку.
Каждой команде я буду задавать вопрос, на который она быстро даёт ответ. За правильный ответ присуждается 1 балл.
2. Конкурс "Разминка"
Учитель: - Какой самый быстрый вид транспорта? (Ракета)
- Как называется костюм космонавта? (Скафандр)
- Как называется “хвостатая” звезда? (Комета)
- В каком месяце 28 дней? (В любом)
- Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки? (Которые остановились)
- Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневные часы. (Солнце)
- Сколько минут нужно варить яйцо, сваренное в крутую? (Нисколько)
- 2 дочери, 2 матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (3)
- Шёл в город человек. На встречу шли четверо его знакомых. Сколько человек шло в город? (1)
(Подведение итога конкурса капитанов)
3. Конкурс “Большая медведица”
Учитель:
1, 2! Скорость света.
3, 4! Мы летим
И с большой медведицей
В синем небе встретимся!
Итак, конкурс “Большая медведица”. В тёмную безоблачную ночь можно увидеть тысячи звёзд. Звёзды объединены в созвездия. И у каждого созвездия есть своё имя. Вот это созвездие называется Большая медведица (показываю плакат). В нем 7 звезд. Созвездие напоминает ковш. 3 звезды - это ручка ковша, а 4 - сам ковш. Посмотрите внимательно на рисунок и запомните расположение звёзд. Вы должны на листах зарисовать расположение звезд Большой медведицы, каждый член экипажа рисует по одной звезде и передает листок и фломастер следующему участнику. Оценивается соответствие оригиналу и качество исполнения. (1 - 3 балла)
4. Конкурс “По кратерам Луны”
Учитель: Земля - удивительная планета. На ней живут люди, животные, растения.
- У меня есть рисунок одного из растений (показ рисунка).
Что это за растение?
- Из какой геометрической фигуры елочка? Сосчитайте, сколько треугольников вы видите? (7)
- А на других планетах жизни нет. Американские космонавты побывали на Луне, видели лунные кратеры, острые камни, трещины, безжизненную поверхность.
- Внимание! Конкурс “По кратерам Луны”. Вы должны перейти “Лунный кратер”, т.е. правильно и быстро решить примеры.
- Откройте тетради, запишите число и решите примеры.
За правильное выполнение - 1 балл
Учитель: Инопланетяне, а знаете ли вы, что нашу Землю можно назвать большим магнитом? Почему? Она притягивает к себе все предметы. А когда вы были далеко от Земли, то вы, наверное, заметили, что почти ничего не весили. Кто-то из вас плавал, летал, висел в корабле вниз головой. Почему? Что это? (Это невесомость).
Физминутка “Невесомость”
Мы летчиками смелыми
Быстрее стать хотим.
В ракетах настоящих
Мы в космос полетим.
Над нами звезды светлые
Зажгутся в вышине.
Российский флаг поднимем
На Марсе и Луне.
5. Конкурс “Завтрак космонавта”
Учитель:
Во вселенной нет столовых
И буфетов тоже нет,
Так что нужно быть готовым
Захватить с собой обед!
- Да, пищу космонавт берёт с собой. Еда запаяна в пакеты. Космонавту не нужны ложки, вилки. Они пищу выдавливают из тюбика прямо в рот. Но сейчас наши космонавты на земле и им нужны будут, как и всем землянам, и ложки, и вилки, и т. д.
- Итак, конкурс “Завтрак космонавта”.
- Я должна накрыть стол для гостей. Сначала я поставлю 6 чашек и 8 тарелок, а потом еще 10 чашек и 8 тарелок. На сколько человек надо было накрыть стол? (16)
- Решение запишите в тетрадь.
6. Конкурс “Планета Земля”
Учитель: - Наша планета находится среди 9 планет Солнечной системы. Все эти планеты вращаются вокруг Солнца. Ближе всех к Солнцу находится Меркурий, затем Венера, потом наша голубая планета Земля, следующие планеты Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и последняя, самая дальняя планета от Солнца, - Плутон.
Я объявляю конкурс “Планета Земля”. Каждый экипаж должен разгадать ребус. Отгадкой является географическое место на Земле (т. е. страна, город).
Учитель: Да, очень много на Земле прекрасных городов, удивительных стран. А вот попугай Кеша летом был в деревне. Он там занимался подсчётами, но у него ничего не вышло. Помогите ему записать решение.
- Сколько лапок у пяти цыплят? (2+2+2+2+2 = 10)
- Сколько крыльев у трёх гусей? (2+2+2 = 6)
- Сколько ног у трёх коров? (4+4+4 = 12)
7. Подведение итогов
Учитель: - Пока жюри подводит итоги, я пользуюсь случаем, что я учитель, а учителя задают домашнее задание. Я хочу вам тоже дать задание, а назову я его сегодня не "домашнее", а "космическое задание":
- Из 5 палочек построить фигуру, зарисовать.
- Найди ошибку и исправь:
22 + 8 + 30 = 63
75 - 5 - 70 + 9 = 0
- Победила дружба! (Лучшим инопланетянинам оценка “5”, остальным награда “Сладкая астрономия”).
- Вот и пришла пора расстаться. Спасибо, что прилетели к нам на игру.