Цель урока: проведение итогового занятия в виде соревнования повышает интерес к предмету, стимулирует повторение пройденного материала, заставляет аккуратно вести тетради и выполнять домашние задания.
КВН позволяет подвести итоги, проверить качество знаний по изученным темам в веселой игровой форме.
КВН проводиться по следующим темам:
- История развития вычислительной техники;
- Состав компьютерной системы;
- Способы получения и передачи информации;
- Кодирование информации.
В КВН участвовали 3 команды, ведущий, жюри в составе 5 человек, специальный член жюри, болельщики. Соревнование оценивалось как командно, так и персонально. За правильные ответы команда получала очки, а ответившие – медали. В конце соревнования награждались команда-победительница и ребята, набравшие большее количество медалей.
Для того, чтобы в игре участвовали все члены команды, участники команд получали номера, и на определенные задания игроки вызывались по номерам.
Ученикам 2-го класса предлагалось 8 заданий, ученикам 3-го класса – 10 заданий.
ЗАДАНИЯ КВН
I. История развития вычислительной техники
Детям предлагаются карточки с изображением вычислительных “приборов”: пальцев, счетов, арифмометра и компьютера. Нужно расположить их в порядке появления.
Оценка: если все карточки расставлены правильно, то команда получает 1 очко, если есть ошибки, то их предлагается исправить другому учащемуся, который при правильном ответе получает медаль.
II. Кроссворд
- Устройство, при помощи которого человек вводит информацию в компьютер.
- Набор условных обозначений для записи заранее определенных понятий.
- Устройство, при помощи которого считали люди в древние века.
- Печатающее устройство.
- Запоминающее устройство.
- Список, из которого нужно выбрать команду.
- Устройство, на которое выводится информация.
- Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков.
- Главное устройство, “мозг” компьютера, который управляет всеми устройствами компьютера и выполняет вычисления.
По очереди выводят вторые, третьи и т.д. члены команды, выбирают карточку с номером вопроса, на который будут отвечать.
Оценка: за каждый правильный ответ команда получает 1 очко, иначе вызывается помощник, который за правильный ответ получает медаль.
III. Способы получения и передачи информации
По этой теме проводится несколько конкурсов, в которых дети должны при помощи различных органов чувств получить информацию и передать ее другим.
1. Ребенок из каждой команды с завязанными глазами должен определить, какой предмет ему дали (игрушки - кошка, собака, заяц и т.д.). за правильный ответ - 1 очко.
2. Участнику устно необходимо объяснить понятие, не называя его (ведро, чашка, самовар). Ответить, что было задумано, может участник любой команды, за правильный ответ - 1 очко; если ответ неправильный, то его команда больше отвечать не может. За лучшее объяснение ребенок получает медаль.
3. Участник должен нарисовать понятие (дворник, учитель, повар). Угадать нарисованное должна команда-соперник, за что она получает 1 очко. За лучший рисунок дается медаль. Пока дети рисуют, ведущий задает остальным загадки в стихах. Загадки брались из приложения к журналу “Информатика и образование” “Информатика в начальном образовании” № 2, 2000 г.
После выполнения каждого задания обсуждается, каким способом командами была получена информация, за правильный ответ - медаль.
IY. Способы передачи информации
С помощью мимики и жестов, не произнося ни звука, нужно объяснить следующие фразы:
а) слон купается;
б) обезьяна ест банан;
в) кот умывается.
Отвечает участник любой команды, за правильный ответ - 1 очко, за лучшее изображение - медаль. После конкурса участники должны ответить, каким способом была получена информация и какой способ ее представления был использован. За правильный ответ - медаль.
Y. Кодирование информации. Расшифровать слова, зашифрованные перестановкой букв
Каждому участнику предлагается карточка с заданием, разгадав которое он подходит к судье и называет его. Неразгаданные слова разгадывают все вместе.
Оценка - по согласию жюри.
YI. Кодирование информации. Расшифровать слова, зашифрованные числами
Каждой букве сопоставлено число, узнать которое можно, решив пример. Примеры решают очередные участники команд. Закодированные слова имеют отношение к информатике (“принтер”, “монитор”, “дискета”) и объясняются после угадывания.
За правильно разгаданное слово команда получает 2 очка. Дополнительное 1 очко команде, выполнившей задание первой. Если есть ошибки, то вычитается 1 очко.
YII. Кодирование информации. Расшифровать фразу.
Каждая команда делится на группы по 2 человека. Каждой группе выдается карточка с закодированным при помощи знаков фрагментов фраза, а также ключ к шифру. Участникам предлагается расшифровать текст. В конце фрагмента объединяются во фразу. За правильное выполнение - 1 очко. Дополнительно 1 очко команде, выполнившей задание первой.
YIII. Составить рассказ по картинкам
Каждой команде дается по 4 картинки, иллюстрирующие известные сказки “Три поросенка”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”. Но в каждую сказку внесено изменение: на картинках присутствует компьютер. Командам предлагается придумать современный вариант сказки. Работает команда полным составом, рассказывает сказку капитан. За рассказ дается 1 очко. Дополнительное очко дается за лучший рассказ, медалью отмечается мастерство лучшего рассказчика.
IX. Конкурс тетрадей
Рабочие тетради учеников собираются предварительно. О том, что будет проводиться конкурс тетрадей, ученики были предупреждены заранее, тем самым давалась возможность привести в порядок тетради тем, кто ведет их неаккуратно. Тетради были проверены, учитывались как ведение тетради, так и правильность выполнения домашних заданий. Лучшие тетради отмечаются медалью и приносят команде 1 очко, за несданные или очень неаккуратные тетради 1 очко вычитается.
X. Нарисовать портрет в Paint
Из каждой команды выбирается художник, который рисует портрет члена жюри. Лучший рисунок оценивается 2 очками, командам предлагается угадать, кого изобразил каждый художник. Угадавшие получают медаль.
За тем, чтобы предоставить возможность заработать медаль в первую очередь тому участнику, который первый поднял руку, следит специальный член жюри.
Из предложенных заданий ученикам 2-го класса предлагались все, кроме 5-го и 10-го.