Профессиональная компетентность учителя средней школы

Разделы: Администрирование школы


Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе профессионального образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия “профессиональная компетентность”. Профессиональная компетентность учителя я понимаю, как способность учителя к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности (1).

Понятие эффективности трактуется от латинского (эффэктус) – действие, как результат, следствие чего-нибудь, где реализована поставленная цель (2).

При использовании понятия компетентности используются различные классификации.

Остановлюсь на интеллектуально-педагогической компетентности, определяемую как способность педагога к выполнению мыслительных операций, предметом которых являются педагогические объекты (понятия, явления, процессы). Одновременно она предполагает и владение необходимыми педагогическими объектами – знаниями и опытом, а также требует достаточного уровня интеллекта (3).

Выделю компонентный состав интеллектуально-педагогической компетентности и критерии его сформированности:

Компоненты интеллектуально-педагогической компетентности

Критерии их сформированности у педагога

Анализ и синтез Глубина проникновения в части (стороны, аспекты) рассматриваемого процесса (явления, понятия);

Характер выявленных причинно-следственных связей.

Сравнение Объем сравнения (наличие полного числа признаков сходства и различия сравниваемых объектов);

Характер основания сравнения (признаки сравнения – случайные, несущественные, существенные и обобщенные);

Способ проведения сравнения (выделение признаков объектов, наличие сходств и различий);

Степень понимания сути сравнения (в т.ч. умение сформулировать алгоритм сравнения).

Классификация Выбор признака классификации;

Установление родо-видовых отношений;

Обоснование градации понятий, входящих в тот или иной класс;

Умение критически рассмотреть неудачную классификацию и заменить ее более содержательной;

Абстрагирование Умение выделять существенные признаки исходя из поставленной цели;

Умение представить (смоделировать) абстрактный предмет.

Обобщение и конкретизация Умение сравнивать объекты обобщения, выделять в них существенное, давать определение образовательному понятию;

Умение выделять из единичного общее и подводить частное под общее;

Умение делать выводы из других фактов или явлений;

Аналогия Количество аналогий за единицу времени;

Степень достоверности формулируемых суждений.

Фантазия Скорость процессов воображения (за единицу времени);

Необычность, оригинальность образов (уровень творчества);

Богатство фантазии (разнообразие используемых образов);

Впечатлительность, эмоциональность образов (уровень и эмоций у коллег).

Гибкость и критичность мышления Нахождение новых путей решения;

Выделение существенных сторон7 изменений;

Готовность к планированию:

Настойчивость;

Готовность исправлять свои ошибки;

Поиск компромиссных решений.

В рамках обсуждаемого вопроса у учителей нашей школы кроме реализации стандартного набора функций, реализуемых в урочной и внеурочной деятельности - планирования, организации и регулирования, контроля и анализа – могут иметь место различные формы демонстрации своей интеллектуально-педагогической компетентности, такие как мастер - класс, педагогическая мастерская, конференция, составление портфолио, описание опыта профессиональной деятельности, творческий отчет и пр.

Работа предметных методических объединений в своей деятельности приближается к уровню работы кафедры.

На рост интеллектуально - педагогической компетенции учителя работают в нашей школе системы аттестации, методической работы, научно - исследовательской деятельности, повышения квалификации, назначения классных руководителей.

Продемонстрировать свою компетентность педагоги могут на ежегодных традиционных, очень популярных, школьных конкурсах “Учитель года” ( участвуя во всех его этапах) и “Классный классный”.

Литература:

Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. – М.,1995,с.641.

Фридман А.М. Экономика. – М., 1998, с.118.

Введенский В.Н. Интеллектуально-педагогическая компетентность как ключевая компетентность специалиста системы образования. –Челябинск, 2003. – с. 21-24.