Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе профессионального образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия “профессиональная компетентность”. Профессиональная компетентность учителя я понимаю, как способность учителя к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности (1).
Понятие эффективности трактуется от латинского (эффэктус) – действие, как результат, следствие чего-нибудь, где реализована поставленная цель (2).
При использовании понятия компетентности используются различные классификации.
Остановлюсь на интеллектуально-педагогической компетентности, определяемую как способность педагога к выполнению мыслительных операций, предметом которых являются педагогические объекты (понятия, явления, процессы). Одновременно она предполагает и владение необходимыми педагогическими объектами – знаниями и опытом, а также требует достаточного уровня интеллекта (3).
Выделю компонентный состав интеллектуально-педагогической компетентности и критерии его сформированности:
Компоненты интеллектуально-педагогической компетентности | Критерии их сформированности у педагога |
Анализ и синтез | Глубина проникновения в части (стороны,
аспекты) рассматриваемого процесса (явления,
понятия); Характер выявленных причинно-следственных связей. |
Сравнение | Объем сравнения (наличие полного числа
признаков сходства и различия сравниваемых
объектов); Характер основания сравнения (признаки сравнения – случайные, несущественные, существенные и обобщенные); Способ проведения сравнения (выделение признаков объектов, наличие сходств и различий); Степень понимания сути сравнения (в т.ч. умение сформулировать алгоритм сравнения). |
Классификация | Выбор признака классификации; Установление родо-видовых отношений; Обоснование градации понятий, входящих в тот или иной класс; Умение критически рассмотреть неудачную классификацию и заменить ее более содержательной; |
Абстрагирование | Умение выделять существенные признаки
исходя из поставленной цели; Умение представить (смоделировать) абстрактный предмет. |
Обобщение и конкретизация | Умение сравнивать объекты обобщения,
выделять в них существенное, давать определение
образовательному понятию; Умение выделять из единичного общее и подводить частное под общее; Умение делать выводы из других фактов или явлений; |
Аналогия | Количество аналогий за единицу времени; Степень достоверности формулируемых суждений. |
Фантазия | Скорость процессов воображения (за
единицу времени); Необычность, оригинальность образов (уровень творчества); Богатство фантазии (разнообразие используемых образов); Впечатлительность, эмоциональность образов (уровень и эмоций у коллег). |
Гибкость и критичность мышления | Нахождение новых путей решения; Выделение существенных сторон7 изменений; Готовность к планированию: Настойчивость; Готовность исправлять свои ошибки; Поиск компромиссных решений. |
В рамках обсуждаемого вопроса у учителей нашей школы кроме реализации стандартного набора функций, реализуемых в урочной и внеурочной деятельности - планирования, организации и регулирования, контроля и анализа – могут иметь место различные формы демонстрации своей интеллектуально-педагогической компетентности, такие как мастер - класс, педагогическая мастерская, конференция, составление портфолио, описание опыта профессиональной деятельности, творческий отчет и пр.
Работа предметных методических объединений в своей деятельности приближается к уровню работы кафедры.
На рост интеллектуально - педагогической компетенции учителя работают в нашей школе системы аттестации, методической работы, научно - исследовательской деятельности, повышения квалификации, назначения классных руководителей.
Продемонстрировать свою компетентность педагоги могут на ежегодных традиционных, очень популярных, школьных конкурсах “Учитель года” ( участвуя во всех его этапах) и “Классный классный”.
Литература:
Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. – М.,1995,с.641.
Фридман А.М. Экономика. – М., 1998, с.118.
Введенский В.Н. Интеллектуально-педагогическая компетентность как ключевая компетентность специалиста системы образования. –Челябинск, 2003. – с. 21-24.