Организация лексико-грамматических игр в структуре семантического поля

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные детям с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Обследование вновь поступающих в ДОУ детей ежегодно выявляет у них дефицит лексики, смысловых связей, синонимических и антонимических отношений, поэтому одним из центральных направлений в коррекционной работе мною была определена проблема развития лексической системности. С учетом современных психолингвистических представлений А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Е.Н. Винарской, Н.И. Жинкина о слове, структуре его значения, закономерностях формирования лексики в онтогенезе я строила свою работу по следующим направлениям:

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности,
  • формирование познавательной деятельности;
  • уточнение значений слов;
  • формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
  • совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
  • организация семантических полей (группировка слов на основе общности семантических признаков).

Занятия проводила, опираясь на поэтапную организацию семантических полей в онтогенезе (по Н. В. Серебряковой и А.И. Лаврентьевой):

1) включение значение слова в значение словосочетаний

2) усвоение смысловых связей слов, имеющих ситуативную, образную связь

3) формирование понятий, процессов классификации

4) выделение отношений синонимии.

Дети стали лучше усваивать материал, отвечать на вопросы, но в самостоятельной речи мало использовали новую лексику. Сложности актуализации слов проявлялись в употреблении их в излишне широком либо слишком узком значении, непонимании смысла, использовании слова лишь в определенной ситуации. Процесс поиска слова у детей был замедлен, отвлекался на ассоциации различного характера; проявлялся в искажениях звуковой структуры слов ( мяукает — мяучает). Таким образом, системные отношения между лексическими единицами языка оставались недостаточно сформированными.

Опираясь на собственный профессиональный опыт и диагностические данные, я предположила, что становление лексической системности у старших дошкольников с нарушениями речи будет происходить наиболее эффективно, если

- придерживаться онтогенетической последовательности в формировании словаря и ассоциативных связей,

использовать тематическую организацию лексических игр и упражнений,

тщательно отобрать лексический материал,

сделать акцент на смысловой аспект,

- лексические игры проводить во всех видах деятельности.

Решая противоречие между тематическим принципом построения логопедических занятий и отсутствием упорядоченных практических материалов по организации семантического поля, я разработала собственную систему коррекционных игр.

Составленные на основе семантического алгоритма, игры и упражнения выстраивала в систему последовательно повторяющихся и постепенно усложняющихся речевых категорий. Для каждого вида игр предусматривала и номинативную, и адьективную и предикативную лексику, учитывала многоканальность восприятия. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к слову, творческих способностей. Лексическим материалом пользовалась как с применением реальных предметов, картинок, схем, так и без наглядности, опираясь только на вербальные возможности детей. Использовала задания на словообразование, целью которых ставила уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений. Тематическая организация дала возможность варьировать количество и сложность работ. Темы соответствуют принятым в логопедической практике: "овощи", “зима", "мебель" … Игры проводила как часть занятия, в подгрупповой и в индивидуальной работе, а также вне занятий – в режимных моментах, во время прогулки, в домашних заданиях, привлекала к работе воспитателей и родителей.

В соответствии с принципом природосообразности на материале каждой лексической темы я расположила игры в следующем порядке:

Игры с родственными словами:

- “Семья слов”. Вместе с детьми “выращивала” дерево родственных слов от данного “дедушки-корня” ( Ветер – ветры - ветра – ветерок – ветрище – ветреный - ветровка – ветряной– обветрить – заветрить – обветренный)

- “Чужое слово”. В ряд родственных слов включала одно слово, созвучное остальным, но отличное по семантике (рис, рисунок, рисовать, зарисовка).

Варианты этого задания – “поймай чужака”, “слово-шпион”, “слова маскируются” требовали от детей выделить существенный смысловой признак, определить не родственное слово и обосновать свой выбор.

Игры с антонимами.

Назвать пару слов – неприятелей (соперников, “слов-наоборот”).

Среди трех слов детям необходимо узнать пару антонимов, повторить их и доказать правильность ответа (высокий – большой – низкий).

- “ Выбрать из 3-4-х слов одно противоположное по смыслу”.

Слова подбирала, связанные по ситуации, которые вне контекста не являлись антонимами, тем самым осложняла выбор. Обязательно просила дать аргументированный полный ответ, активизируя мышление, развивая навыки построения связного высказывания. Например, из ряда лесник – лес, охота, дровосек, дети выбрали слова-соперники лесник и дровосек. Потому что лесник сажает, охраняет деревья, а дровосек их срубает.

“Закончи предложение словом-неприятелем”.

Более сложный вариант выполнения задания, поскольку при ответе дети опирались только на свой активный словарь (У подберезовика ножка темная, а шляпка…). Затем нужно было повторить пару антонимов светлаятемная. Придумать свое предложение с этой парой.

Березовая кора светлая, а еловая… темная.

- “Сравни”. Детям предлагались два предмета и параметр, по которому их можно противопоставить. Нужно было построить предложение с противительным союзом “а” и самостоятельно подобрать нужную пару антонимов. Например, сравни по высоте куст и дерево – Дерево высокое, а куст низкий.

- Игра с мячом “Скажи наоборот” проводилась для закрепления материала и противопоставления лексики в рамках заданной темы (броски мяча можно заменить пантомимой): начинается-кончается, утро-вечер, теплеет – холодает, сыро - сухо, ясный - пасмурный, радостно - грустно, заморозки – оттепель, и т.д.

Игры с синонимами.

“Придумать предложение с каждым из слов-приятелей”.

Ветер – вихрь – ураган. (синонимический ряд дается педагогом, выясняются оттенки значений, затем повторяются все слова).

“Конкурс слов-сравнений”. Задание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово? Утренний густой туман похож на… сметану, снег, сугроб, вату…

Вместе с детьми выясняла, чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно назвать словами – приятелями (цвет, непрозрачность). Олицетворения дети позже использовали при составлении рассказов.

“Как сказать?” Самостоятельный подбор синонимов к данному слову на основе предварительной работы. Как сказать, если что-то или кто-то движется по кругу? - кружится, вьется, вращается, вертится, крутится…

Игры с многозначными словами и словами, имеющими переносное значение.

“ У кого? У чего?” У кого и у чего бывают слезы? – у девочки, у бабушки, у дождя, у росы, у природы, у неба… Каждый вариант рассматривался в контексте, включался в предложение, подбирались синонимы, уточнялась семантика.

“Сравни и объясни”. Дети должны были самостоятельно предположить, как появилось данное значение слова, уточнить его, подобрать синонимы, включить словосочетание в предложение. Сыплет черемуха снегом – сыплет муку – сыплет дождь – сыплет частушки. Сыплет – роняет что-то частое, мелкое, сеет. Можно ли сказать “сыплет ливень”? Нельзя, потому что во время ливня капли крупные, сильные, как струи. Поэтому ливень бьет, хлещет.

- “ Когда так говорят?”. Колючий ветер – с помощью синонимического ряда дети объясняют семантику выражения.

5. Игры на развитие ассоциаций, способствующие развитию мыслительной деятельности, в частности операций сериации, обобщения, сравнения, классификации, установлению причинно-следственных связей.

- “Выбрать лишнее слово”. Грустная, печальная, тонкая, унылая. Лишнее слово – “тонкая”, потому что оно рассказывает о толщине, а все остальные о настроении. Какое слово можно подобрать вместо лишнего, тоже рассказывающее о печальном настроении? – хмурая, расстроенная.

- “Пара к паре”. Догадайтесь, почему слова стоят в паре и найдите такую же пару одинокому слову. Туча – дождь, стручок - …(грядка, урожай, горошина). Пара стручок – горошина, потому что дождик падает из тучи, а горошина из стручка.

Осина – лист, сосна -…(хвоя, бор, береза). Пара сосна – хвоя, потому что на осине растут листья, а на сосне – хвоя.

“Смысловые ряды”. Продолжи Осень - весна, утро -…вечер (слова-противники),

сок - бутылка, варенье -…банка вместилище, тара).

“ Что общего у предметов?” Крокодил, киви, огурец – зеленый цвет.

“ Выбери правильный ответ” и докажи.

Зимних месяцев –… три, пять, семь, один.

“ Отгадай предмет по названию его частей”

Носок, пятка, голенище, каблук, молния, подошва – сапог.

Рассмотрим игры в рамках единого тематического цикла на примере темы “Осень”:

Игры с родственными словами.

1.“Семья слов” Дождь – дожди – дождик –дождичек - дождевик - дождевичок – дождинка – дождиночка - дождливый – дождить – дождевой…

Сырость – сырой – отсыреть - сыроватый – сыроежка…

Ветер – ветерок – ветрище – ветрина – ветряной – ветреный – ветра – ветры - обветрить – обветренные(губы) - заветрить…

2. “Чужое слово”. Осень, синий, осенний. Мокрый, крыша, мокрица, промокнуть.

Дождь, дрожь, дождинка, дождливый.

Игры с антонимами.

1.Назвать пару слов-неприятелей: Ночь, сутки, день. Пасмурно, холодно, ясно.

Выбрать из 3х - 4х слов одно, противоположное по смыслу.

Спички / свеча, пожар, огнетушитель, костер/.

3.Закончить предложение словом-“неприятелем”.

День становится короче, а ночь …длиннее.

4.“ Сравни”. По температуре воздуха: лето и осень; зиму и осень.

5. “ Скажи наоборот “ Начаться – закончиться, начало – конец, ранний – поздний.

Игры с синонимами.

1.Придумать предложение с каждым из слов – приятелей: Ветер – вихрь - ураган.

Ненастный – пасмурный – хмурый.

2. “Конкурс слов-сравнений”:

Утренняя дымка похожа на …

Густой туман похож на …

Блестящая на солнце паутинка похожа на …

3.“Как сказать?” Листья опадают с деревьев кружат, опускаются, падают, валятся, отрываются, сыплются…

О плохой погоде? Пасмурная, непогожая, дождливая, холодная, облачная, хмурая…

Игры с многозначными словами и словами, имеющими переносное значение.

1.“ У кого? У чего?” Слезы? -…у дождя, у росы, у девочки, у неба...

2.“ Сравни и объясни” Хмурое утро – хмурое лицо; сырой картофель – сырой день;

полная корзина – полная женщина; гложет тоска – гложет кость;

сыплет черемуха снегом – сыплет муку – сыплет дождь – сыплет частушки;

погода расстроилась – гитара расстроилась – мама расстроилась;

3.“ Когда так говорят?” Колючий ветер, цыплят по осени считают

Игры на развитие ассоциаций.

1. “Лишнее слово”: - грустная, печальная, тонкая, унылая;

- сентябрьский, осенний, октябрьский, ноябрьский; - моросить, спать, капать, лить,

2.“Пара к паре” (аналогии): Туча – дождь, стручок - …(грядка, урожай, горошина)

3.“Смысловые ряды”. Назвать 4е слово: осень-весна, утро - … (вечер)

4. “Что общего у предметов?”: дождь, лужа, река - …вода

5. “Выбери правильный ответ”: осенних месяцев …(один, пять, три, семь)

6. “Отгадай предмет по названию его частей”

Ручка, спицы, кнопка, ткань, чехол - ... зонтик

Работа в данной технологии значительно улучшила уровень организации лексико-грамматического строя речи и мыслительной деятельности у детей. Разработанная и внедренная система игр стимулировала у воспитанников возникновение обширных валентностей и смысловых связей новых слов; способствовала одновременному решению коррекционно-речевых и общеразвивающих задач, дети научились:

  • выделять общий понятийный признак;
  • осуществлять классификацию на основе существенных свойств;
  • проявлять четкие представления о родовидовых отношениях;
  • дифференцировать понятия;
  • точно понимать значения слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;

Катамнестические данные показали 100% успешность обучения выпускников группы русскому языку и чтению в первом классе, высокий уровень коммуникативных возможностей.