В общей концепции развития дошкольного учреждения вопросу работы с родителями наших воспитанников как настоящих, так и потенциальных (населением микрорайона) мы отводим одно из важных мест. В период экспериментальной работы, в связи с изменением модели построения образовательного пространства нам пришлось тщательно продумать и изменить методику общения с родителями. Мы начинаем общаться с родителями нашего воспитанника, задолго до того как ребёнок поступает в детский сад. Во время первого посещения мы даём понять родителям, что видим в них равноправных членов педагогического коллектива, готовых к конструктивному, партнёрскому взаимодействию. Родителям предлагается побеседовать с психологом и педагогами, которым предстоит работать с ребёнком. Это позволяет не только собрать необходимый для дальнейшей работы анамнез развития малыша, но и обеспечивает принцип опережения в подготовке ребёнка к поступлению в детский сад.
Основную цель в работе с родителями наших воспитанников мы видим в создании единого образовательного пространства “Семья – Центр развития ребёнка”.
Для реализации этой цели нами сформулированы следующие задачи:
- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
- Создание атмосферы общности интересов;
- Поиск и распространение эффективных форм работы с семьёй;
- Разработка и апробация программы изучения семьи;
- Оказание помощи семье в вопросах воспитания и обучения на основе диагностики;
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- Повышение социального статуса центра среди жителей микрорайона;
- Привлечение родителей к управлению Центром..
Активный курс на создание единого образовательного пространства должны поддерживать не только педагоги, но родители, и в этом нам помогает участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду. Мы планируем и проводим как можно больше совместных мероприятий, в которых родители не просто зрители, но и активные участники. Это всевозможные конкурсы, КВНы, посиделки, детско-родительские занятия. Одной из популярных и эффективных форм совместной работы в нашем Центре стали детско-родительские проекты (различные задания творческого характера, расчитаные на совместную работу взрослого и ребёнка). Обратная связь осуществляется с помощью комплекса анкет и блиц опросов.
Посещая наш Центр, родители видят своего ребёнка в новой обстановке. Обогащают своё представление о нём, его способностях, более объективно оценивают малыша. Получают возможность непосредственно видеть педагогический процесс.
Конечно, как и в любой другой работе, в работе с родителями не обходится без трудностей, вот лишь некоторые из них
- Пассивность части родителей;
- Стремление педагогов полностью взять на себя инициативу в общении;
- Отсутствие социального педагога.
Структура взаимодействия с семьями воспитанников включает следующие направления работы (Приложение 1):
- Консультирование;
- Психолого-педагогическое просвещение;
- Семейные тренинги;
- Социометрия;
- Распространение позитивного опыта семейного воспитания;
- Привлечение родителей к управленческой деятельности.
В практике работы с родителями используются следующие формы работы:
- Родительские конференции4
- Консультации;
- Анкетирование;
- Выставки;
- Праздники и развлечения;
- Совместные проекты;
- Соревнования;
- Выпуск газеты для детей и родителей;
- Родительский клуб;
- Патронаж семей.
Одним из перспективных направлений работы с семьями воспитанников, является организация деятельности Попечительского совета. Попечительский совет Центра, был создан 22.01.2001 года, учредителями попечительского совета выступили родители воспитанников Центра. Попечительский совет был создан общественное объединение, некоммерческая организация. В такой форме попечительский совет Центра функционирует вот уже более 3 лет.
Цели Попечительского совета
- Привлечение дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития Центра;
- Совершенствование материально-технической базы Центра;
- Участие в развитии образовательного процесса;
- Улучшение условий воспитания и обучения. Повышение социальной защищённости воспитанников
В состав попечительского совета входят родители воспитанников 12 человек (по одному представителю от каждой группы), руководитель учреждения, спонсоры.
Попечительский совет располагает следующими средствами: личные добровольные взносы, регулярные индивидуальные взносы родителей воспитанников, средства спонсорской помощи.
Попечительским советом Центра были предложены следующие формы предоставления помощи Центру развития ребёнка
Ресурс |
Форма помощи |
Финансовый | 1) перечисление денег на счёт
Образовательного учреждения в виде разового
взноса; 2) регулярные денежные перечисления (ежеквартальные); 3) оплата текущих расходов; 4) льготы и скидки на товары и услуги |
Материально- технический | 1) безвозмездная передача различного
имущества; 2) предоставление товаров, расходных материалов; 3) предоставление помещений |
Человеческий | 1) выполнение работ силами
организации-благотворителя; 2) добровольный труд (волонтёрский) |
Символический | 1) общественная, публичная поддержка; 2) гарантийные письма, ходатайства, рекомендации |
Интеллектуальный | 1) профессиональная консультационная поддержка (юридическая, бухгалтерская, маркетинговая, и.т.д.) |
В целях совершенствования работы с семьями воспитанников педагогическим коллективом Центра разработана подпрограмма “Семья” (Приложение 2). Данная подпрограмма является дополнением к программе развития Центра и определяет ведущие направления организации взаимодействия с семьями воспитанников на 2002-2007 годы.
В течении учебного года работа по организации взаимодействие с семьями воспитанников планируется по следующим блокам:
- Рекламный блок;
- Блок совместной деятельности;
- Блок творческой деятельности;
- Блок педагогического просвещения родителей.
Форма работы |
Содержание работы |
Сроки проведения |
Ответственные |
Отметка овыполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Рекламный блок |
||||
Маркетинговые исследования, повышение статуса Центра в микрорайоне | Разработка рекламных буклетов | В течение года | Носкова А.Г. Акопян Н.A. Бордусь Е.В. |
|
Популяризация Центра в средствах массовой информации. | ||||
Анкетирование с целью выявления образовательных запросов родителей, представителей ближайшего социума. | ||||
Благотворительные акции | ||||
Дни открытых дверей | ||||
2. Совместная деятельность |
||||
Создание банка данных о семьях воспитанников | Заполнение социальных паспортов | Октябрь-декабрь | Воспитатели груп | |
Социологический скрининг семей | январь | Бордусь Е.В. | ||
Педагогический мониторинг потребности в дополнительных услугах (блиц-опрос) | ноябрь | Акопян Н.А. | ||
Родительские собрания | Групповые родительские собрания в
соответствии с планом работы Сентябрь – организационные Январь –тематические Апрель- итоговые |
В течение года | Воспитатели групп | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Иные формы взаимодействия | Конференция для родителей вновь поступивших детей | февраль | Акопян Н.а. Бордусь Е.В. |
|
Организация работы клуба “Молодая семья” | В течении года | Акопян Н.а. Бордусь Е.В. специалисты |
||
Анкетирования и опросы -Выявление образовательных запросов родителей. -Потребность в дополнительном образовании - информированность о ходе образовательной работы в группе |
В течение года | Носкова А.Г. Акопян Н.А. |
||
Дни открытых дверей6 -Давайте познакомимся (для посещающих группу “Малышок”)
- Наш любимый детский сад (итоги работы года) |
февраль
май |
Акопян Н.а. Бордусь Е.В. Воспитатели групп раннего возраста Носкова А.Г. Акопян Н.а. Бордусь Е.В. |
||
Организация деятельности попечительского совета и родительского комитета | В течение года | Носкова А.Г. | ||
Заключение договоров с родителями | В течение года | Носкова А.Г. | ||
Тематические акции: -Брусничка Цветочек |
Сентябрь Март
|
|||
3. Творческая деятельность |
||||
Совместные проекты | Что нам осень подарила | октябрь | Акопян Н.А. ПереломоваО.В. Ревека Е.В. |
|
Моя любимая игрушка | ноябрь | Акоппян Н.А. Герасименко Т.т. Дьяченко А.А. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Новогодние украшения своими руками | декабрь | Воспитатели групп | ||
Конкурсы | Дочки -матери | март | Музыкальные руководители | |
Дамские шляпки | март | Музыкальные руководители | ||
4. Педагогическое просвещение родителей |
||||
Консультации | В соответствии с планами служб, специалистов и воспитателей | В течении года | Специалисты Воспитатели |
|
Наглядная пропаганда | Оформление рекламных стендов | В течении года | Акопян Н.А. | |
Оформление уголка попечителя | февраль | Носкова А.Г. | ||
Информационные стенды в группах | октябрь | Воспитатели групп | ||
Папки-памятки для родителей | Бордусь Е.В. | |||
Тематические выставки | В течении года | Акопян Н.А. Специалисты воспитатели |
||
Консультативная помощь | Консультационный пункт для родителей (по запросам) | В течении года | Бордусь Е.В. | |
Консультационный пункт по развитию речи | В течении года | Холмогорова Л.В. |