Сотрудничество Центра развития ребенка с семьей

Разделы: Работа с родителями


В общей концепции развития дошкольного учреждения вопросу работы с родителями наших воспитанников как настоящих, так и потенциальных (населением микрорайона) мы отводим одно из важных мест. В период экспериментальной работы, в связи с изменением модели построения образовательного пространства нам пришлось тщательно продумать и изменить методику общения с родителями. Мы начинаем общаться с родителями нашего воспитанника, задолго до того как ребёнок поступает в детский сад. Во время первого посещения мы даём понять родителям, что видим в них равноправных членов педагогического коллектива, готовых к конструктивному, партнёрскому взаимодействию. Родителям предлагается побеседовать с психологом и педагогами, которым предстоит работать с ребёнком. Это позволяет не только собрать необходимый для дальнейшей работы анамнез развития малыша, но и обеспечивает принцип опережения в подготовке ребёнка к поступлению в детский сад.

Основную цель в работе с родителями наших воспитанников мы видим в создании единого образовательного пространства “Семья – Центр развития ребёнка”.

Для реализации этой цели нами сформулированы следующие задачи:

  • Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
  • Создание атмосферы общности интересов;
  • Поиск и распространение эффективных форм работы с семьёй;
  • Разработка и апробация программы изучения семьи;
  • Оказание помощи семье в вопросах воспитания и обучения на основе диагностики;
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • Повышение социального статуса центра среди жителей микрорайона;
  • Привлечение родителей к управлению Центром..

Активный курс на создание единого образовательного пространства должны поддерживать не только педагоги, но родители, и в этом нам помогает участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду. Мы планируем и проводим как можно больше совместных мероприятий, в которых родители не просто зрители, но и активные участники. Это всевозможные конкурсы, КВНы, посиделки, детско-родительские занятия. Одной из популярных и эффективных форм совместной работы в нашем Центре стали детско-родительские проекты (различные задания творческого характера, расчитаные на совместную работу взрослого и ребёнка). Обратная связь осуществляется с помощью комплекса анкет и блиц опросов.

Посещая наш Центр, родители видят своего ребёнка в новой обстановке. Обогащают своё представление о нём, его способностях, более объективно оценивают малыша. Получают возможность непосредственно видеть педагогический процесс.

Конечно, как и в любой другой работе, в работе с родителями не обходится без трудностей, вот лишь некоторые из них

  • Пассивность части родителей;
  • Стремление педагогов полностью взять на себя инициативу в общении;
  • Отсутствие социального педагога.

Структура взаимодействия с семьями воспитанников включает следующие направления работы (Приложение 1):

  • Консультирование;
  • Психолого-педагогическое просвещение;
  • Семейные тренинги;
  • Социометрия;
  • Распространение позитивного опыта семейного воспитания;
  • Привлечение родителей к управленческой деятельности.

В практике работы с родителями используются следующие формы работы:

  • Родительские конференции4
  • Консультации;
  • Анкетирование;
  • Выставки;
  • Праздники и развлечения;
  • Совместные проекты;
  • Соревнования;
  • Выпуск газеты для детей и родителей;
  • Родительский клуб;
  • Патронаж семей.

Одним из перспективных направлений работы с семьями воспитанников, является организация деятельности Попечительского совета. Попечительский совет Центра, был создан 22.01.2001 года, учредителями попечительского совета выступили родители воспитанников Центра. Попечительский совет был создан общественное объединение, некоммерческая организация. В такой форме попечительский совет Центра функционирует вот уже более 3 лет.

Цели Попечительского совета

  • Привлечение дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития Центра;
  • Совершенствование материально-технической базы Центра;
  • Участие в развитии образовательного процесса;
  • Улучшение условий воспитания и обучения. Повышение социальной защищённости воспитанников

В состав попечительского совета входят родители воспитанников 12 человек (по одному представителю от каждой группы), руководитель учреждения, спонсоры.

Попечительский совет располагает следующими средствами: личные добровольные взносы, регулярные индивидуальные взносы родителей воспитанников, средства спонсорской помощи.

Попечительским советом Центра были предложены следующие формы предоставления помощи Центру развития ребёнка

 

Ресурс

Форма помощи

Финансовый 1) перечисление денег на счёт Образовательного учреждения в виде разового взноса;
2) регулярные денежные перечисления (ежеквартальные);
3) оплата текущих расходов;
4) льготы и скидки на товары и услуги
Материально- технический 1) безвозмездная передача различного имущества;
2) предоставление товаров, расходных материалов;
3) предоставление помещений
Человеческий 1) выполнение работ силами организации-благотворителя;
2) добровольный труд (волонтёрский)
Символический 1) общественная, публичная поддержка;
2) гарантийные письма, ходатайства, рекомендации
Интеллектуальный 1) профессиональная консультационная поддержка (юридическая, бухгалтерская, маркетинговая, и.т.д.)

В целях совершенствования работы с семьями воспитанников педагогическим коллективом Центра разработана подпрограмма “Семья” (Приложение 2). Данная подпрограмма является дополнением к программе развития Центра и определяет ведущие направления организации взаимодействия с семьями воспитанников на 2002-2007 годы.

В течении учебного года работа по организации взаимодействие с семьями воспитанников планируется по следующим блокам:

  • Рекламный блок;
  • Блок совместной деятельности;
  • Блок творческой деятельности;
  • Блок педагогического просвещения родителей.

Форма работы

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные

Отметка овыполнении

1

2

3

4

5

1. Рекламный блок

Маркетинговые исследования, повышение статуса Центра в микрорайоне Разработка рекламных буклетов В течение года Носкова А.Г.

Акопян Н.A.

Бордусь Е.В.

 
Популяризация Центра в средствах массовой информации.      
Анкетирование с целью выявления образовательных запросов родителей, представителей ближайшего социума.      
Благотворительные акции      
Дни открытых дверей      

2. Совместная деятельность

Создание банка данных о семьях воспитанников Заполнение социальных паспортов Октябрь-декабрь Воспитатели груп  
  Социологический скрининг семей январь Бордусь Е.В.  
  Педагогический мониторинг потребности в дополнительных услугах (блиц-опрос) ноябрь Акопян Н.А.  
Родительские собрания Групповые родительские собрания в соответствии с планом работы

Сентябрь – организационные

Январь –тематические

Апрель- итоговые

В течение года Воспитатели групп  

1

2

3

4

5

Иные формы взаимодействия Конференция для родителей вновь поступивших детей февраль Акопян Н.а.

Бордусь Е.В.

 
Организация работы клуба “Молодая семья” В течении года Акопян Н.а.

Бордусь Е.В.

специалисты

 
Анкетирования и опросы

-Выявление образовательных запросов родителей.

-Потребность в дополнительном образовании

- информированность о ходе образовательной работы в группе

В течение года Носкова А.Г.

Акопян Н.А.

 
Дни открытых дверей6

-Давайте познакомимся (для посещающих группу “Малышок”)

 

- Наш любимый детский сад (итоги работы года)

февраль

 

 

 

май

Акопян Н.а.

Бордусь Е.В.

Воспитатели групп раннего возраста

Носкова А.Г.

Акопян Н.а.

Бордусь Е.В.

 
Организация деятельности попечительского совета и родительского комитета В течение года Носкова А.Г.  
Заключение договоров с родителями В течение года Носкова А.Г.  
Тематические акции:

-Брусничка

Цветочек

Сентябрь

Март

 

 

   

3. Творческая деятельность

Совместные проекты Что нам осень подарила октябрь Акопян Н.А.

ПереломоваО.В.

Ревека Е.В.

 
Моя любимая игрушка ноябрь Акоппян Н.А.

Герасименко Т.т.

Дьяченко А.А.

 

1

2

3

4

5

  Новогодние украшения своими руками декабрь Воспитатели групп  
Конкурсы Дочки -матери март Музыкальные руководители  
Дамские шляпки март Музыкальные руководители  

4. Педагогическое просвещение родителей

Консультации В соответствии с планами служб, специалистов и воспитателей В течении года Специалисты

Воспитатели

 
Наглядная пропаганда Оформление рекламных стендов В течении года Акопян Н.А.  
Оформление уголка попечителя февраль Носкова А.Г.  
Информационные стенды в группах октябрь Воспитатели групп  
Папки-памятки для родителей   Бордусь Е.В.  
Тематические выставки В течении года Акопян Н.А.

Специалисты

воспитатели

 
Консультативная помощь Консультационный пункт для родителей (по запросам) В течении года Бордусь Е.В.  
Консультационный пункт по развитию речи В течении года Холмогорова Л.В.  

 Наша программа.