Открытый урок по теме: "Урок — диалог с природой"

Разделы: Экология


Экология – метафора этики. Обрести её смысл, значит, понять,
“кто он, человек, овладевающий силами природы?
Каковы его права и обязанности по отношению и к природе, и к самому себе?
И есть ли предел этих прав? А если есть, то каков он?”

Н.И. Конрад

Цели урока:

Образовательные: выработать правила поведения в окружающей природе.
Развивающие: продолжить формирование у студентов умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, применять полученные теоретические знания на практике.
Воспитывающие: выработка личностного отношения к природе, формирование у студентов экологического мышления и соответствующих ему правил поведения.

Структура урока:

  1. Объявление темы, цели урока, организация учебно-познавательной деятельности в группах.
  2. Самостоятельная работа в группах.
  3. Диалог с природой.
  4. Выводы из этого диалога.
  5. Выработка правил, норм поведения в окружающей природе.
  6. Выводы по работе.
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Урок начинается со вступительного слова преподавателя.

Коренные народы Якутии (Саха), коим судьбой определена труднейшая доля жить в самых экстремальных условиях на земном шаре, всегда проявляли тягу к жизни, преодолевая немыслимые трудности и из поколения в поколение передавали проверенные практикой экологические традиции, обычаи и навыки, ставшие не только достоянием, но и фундаментом духовности, экологической культуры. А что такое духовность? Духовность – это обретение смысла жизни, считают народы Севера. А смысл жизни они видят в гармонии человека с природой. Мы живем на земле древних эвенков. Это один из самых экологически культурных народов мира. Чтобы не быть голословной, я приведу слова Жана Малори (участник Международной конференции “Национальная школа ”: концепция и технология развития): “Если в работе экологов Запада доминируют техника и технология, то у народов Севера есть высокое экологическое сознание, высокая экологическая культура. Надо гордиться этим, не стесняться своей религии, своих обычаев и обрядов”.

Явления природного развития ребенка объединяются в философском утверждении народа “Человек – дитя природы”. Второй половиной этой ментальной мысли народа является утверждение “Природа – дом человека”.

Менталитет северных народов сохранил в этих двух утверждениях способ выживания нации в полной гармонии с природой, опыт познания природы народ сохранил в Олонхо, философском учении о сотворении мира, в веровании народа Саха, получившем название “Учение Айны”.

Якуты питают исключительно уважительное отношение к коренным местам своего обитания. Находясь на священных аласах, даже нельзя называть местности по названию, а только почтительно и уважительно – “эбэ”, что означает “мать-прародительница”.

Это происходит потому, что в памяти современных якутов древние аласы насыщены духовной информацией в виде реальных образов – остатков древних жилищ, могильников, ритуальных памятников – священных “сэргэ” и других, а также укоренившимся представлениям о существовании различных нематериальных сил.

Во-первых, отношение человека к этим нематериальным силам налагает на него особые правила поведения в природе, в основе которых лежит почитание духов, осторожность в действиях, уважение к окружающей среде. Такой уклад жизни имел исключительное значение в сохранении первозданности окружающей среды уже только потому, что обеспечивал покой среди обитателей животного мира в весенне-летний период размножения, способствовал устойчивому функционированию природных экосистем. В свою очередь, природа дарила человеку красоту и высокий уровень продуктивности.

Во-вторых, мировоззрение древних якутов накладывало отпечаток на их общественное поведение и формировало рациональное природопользование. Сюда входило ограничение потребностей в использовании ресурсов природы, т.е. добывать столько, сколько необходимо для проживания, и не больше. Одновременно было принято взамен взятого столько же и восстановить. Все это связано с таким якутским понятием как "сэт", что означает наказание, кара. Это понятие обозначает, что ничто, что нанесло какой-то вред природе, не проходит.

По традиционному природопользованию весь жизненный уклад эвенков был подчинен их главной деятельности – охоте. В соответствии с изменением времен года, годичный цикл подчинялся строгому распорядку. Охота начиналась весной – в марте. В апреле-мае продолжали охотиться на крупного зверя. Брали ровно столько, сколько было необходимо для пропитания. В июне охотились на изюбра.

Во время выращивания и ношения детенышей самками охота прекращалась. Они переключались на ловлю рыбы. В августе-сентябре шла заготовка ягод и растений. С сентября месяца по февраль эвенки выходили на пушной промысел. Раньше строго соблюдали сроки, время охоты. Это относится к самым главным законам традиционного природопользования.

С охотой связаны основные обряды и культы эвенков. Выходу на охоту предшествовало бескровное жертвоприношение духам.

Охотничью удачу гарантирует не только умиротворение духов с помощью жертвоприношения, но и соблюдение определенных правил поведения в тайге. Духи тайги любят тишину. Люди стараются не говорить о добыче. Множество различных запретов и ограничений при охоте связано с почитанием отдельных животных.

М.Н. Хайгалов выделял пять основных причин подобного отношения к животным:

  1. непосредственно боготворение, например, вследствие небесного происхождения;
  2. обожание животного как родоначальника племени, т.е. поклонение племенному (родовому) тотему;
  3. обожание животного, представляемого воплощением божества или хозяина целого вида;
  4. обожание животного, отличающегося умом;
  5. уважение за силу и страх перед ними, вследствие их вреда.

Эвенки считали, что хозяином тайги является медведь. Количество медведей, отпущенных на долю одного охотника строго ограничено. Не больше 60 медведей, а 61 медведь может задрать охотника.

Запретом убивать животное охраняются все без исключения родовые тотемы, т.е. животные первопредки. Этот запрет, существующий и сегодня, строго соблюдается эвенками, способствуя сохранению отдельных видов животных и птиц. Представители эвенкийского рода Чолколгны (эвен – род орла) почитают орла как первопредка, верят в свое происхождение от него.

Существовали и продолжают сохраняться особые правила поведения в местах поклонения, нарушение которых непременно ведет к наказанию нарушителя, соблюдается особый режим природопользования в подобных местах:

  1. “Чисто должно быть, убрано”.
  2. “Вокруг святого места нельзя рубить деревья”.
  3. “Стрелять нельзя”.
  4. “Ничего не трогать”.
  5. “Зверей, если загонят туда, не трогают вообще”.

Вот таковы некоторые экологические традиции и обычаи народов Севера. Умирают самые старые носители обычаев, молодежь покидает родные места, и чем дальше, тем больше традиций мы теряем. Вы, уважаемые студенты, должны знать и помнить обычаи и традиции своих предков, проверенные практикой. Всегда должны помнить, что человек – дитя природы, как всегда говорят народы Севера.

Сегодня мы работаем по группам. Каждая группа ( групп может быть от 2 до 6 ) получает задание подготовиться по определенной теме.

1 группатрадиционное природопользование ( как охотились, как относились к животным, как рыбу ловили, как соблюдались сроки охоты ).
2 группаохотничья магия (обряд перед охотой, угощение хозяев, обычай при охоте на медведя).
3 группа – табу ( тотемические животные: лебедь, орел, волк).
4 группасвятые места, обряды совершаемые на святых местах.

Роль Природы выполняет преподаватель.

I.

В диалог с Природой вступает 1 группа.

Природа: рассказывает, как народы Севера охотились, относились к животным, как рыбу ловили, как соблюдались сроки охоты.

Учащиеся 1 группы: что нам надо делать, чтоб сохранить окружающую природу.

Совместно пишут 1, 2, 4, 5 заповеди.

В диалог с Природой вступает 2 группа.

Природа: рассказывает об охотничьей магии (обряд перед охотой, угощение хозяев, обычай при охоте на медведя ).

2 группа: мы думаем, что все это современному человеку не нужно. Ведь мы живем в XXI веке.

Природа: конечно, не стоит идеализировать все традиции эвенков, но взять из этого положительное, рациональное – необходимо.

Все вместе составляют 6 заповедь.

В диалог с Природой вступает 3 группа.

Природа: табу (тотемические животные: лебедь, орел, волк ).

Запретом убивать животное охраняли все без исключения родовые тотемы, т.е. животные первопредки.

3 группа: сейчас есть “Красная книга” туда входят все исчезающие виды животных и птиц. Мы в первую очередь должны охранять их.

Природа: так получилось потому, что люди перестали соблюдать нормы поведения в природе.

3 группа и Природа составляют 7, 8, 9 заповеди.

В диалог с Природой вступает 4 группа.

Природа: святые места, обряды совершаемые святых местах. Естественными природными заповедниками, запретными для видов человеческой деятельности, кроме общения с высшими силами-духами природы и духами предков, являются святые места, где молились эвенки, якуты, русские.

Совершая обряд жертвоприношение, каждый пришедший сюда надеется на благоволение духов.

Статус священности имели озера, горы, леса, аласы и т.д.

4 группа: в 1966 году принят закон об ООПГ РС(Я). Этот закон усилил правовую охрану системы Священных Прекрасных Земель (Ытык Кэрэ Сирдэр). Эти территории должны обеспечить возрождение природосберегающих традиций народов Севера.

Вместе с Природой 4 группа составляют 10 заповедь.

Каждая группа клянется выполнять все заповеди, ради сохранения жизни на Земле.

II. Домашнее задание: распространить моральный кодекс поведения в природе среди cвоих знакомых, друзей.

НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ (ЗАПОВЕДИ )

  1. Жить в дружбе с дикой природой, не считать себя её владыкой.
  2. Нельзя бить дичь во время промысла всю без остатка, бить спящих животных, убивать любую живность ради баловства, нельзя брать все яйца из гнезда.
  3. Охотник, уходящий на долгий отдых должен убрать все самоловные снасти, обезопасить волчьи ямы, загонные изгороди и другие ловчие устройства.
  4. нельзя нарушать покой и убивать птиц и зверей с малыми детенышами.
  5. Подкармливать зверя, чтобы не покидал свою территорию, выводил на ней потомство.
  6. Не навреди живой природе, ибо она твоя родная мать, а ты лишь дитя её.
  7. Не истощай природу, ибо её блага – достояние будущих поколений.
  8. Береги природу. Относись к ней ответственно. Ибо беды ниспосланные тобой природе, обернутся против тебя же и твоих потомков.
  9. Помогай природе залечивать тобою же нанесенные раны. Дурными действиями не унижай и не оскорбляй её.
  10. Все в природе имеет свою душу и нуждается в почтительном, уважительном отношении к себе.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Обряд перед охотой

Маленькая баночка. Кладет туда отец углей, крошит мясо. Жир, “Зловонная трава” туда – богородная *. У него было такое железное человечье лицо: глаза, нос, рот. Здесь повешена веревочка, а тут с боков дырочка, туда материал положит, привяжет в эту дырочку. Он висел у нас**. Вокруг дома обойдет три раза – внутри, потом подходит к нему, к этому лицу. Берет из баночки жир и ему в рот кладет. Не от огня, а такой который сырой, толкает, не оставляет. Чтоб удача была. Завтра идет на охоту. Это лицо висело на стене, на этой, на северо-западной.

У каждого свое было. У соседа, например, лисица, сделана из дерева. За середину так подвешена висит. Они тоже ниточку повесят, потом тоже этот обряд делают, ему в рот жир кладут. Потом на охоту шли все. У другого там опять другое.


* чабрец

** маска. Возможно, что описываемая маска является изображением верховного божества.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Угощение хозяев

Кой-какой продукт соберут так, в горсть и в какую строну идет, название было: Суя, Гарга, Алла, вот туда и дают хозяевам. 20 октября у наших охотников праздник был – выход на охоту, открытие сезона. Соревновались, своим оружием хвастались. Показывали, хвастали как, чем ловить будешь, после этого уходили. Например. Мой дед Степан был, он в открытие сезона уходит на всю зиму, в марте выходит из тайги. Когда в тайге жили, маленько чайком капали*. И сейчас тоже, моей матери 93 года, утром первый чай в огонь обязательно брызнет. Без этого нельзя. Невозможно.


* Описывается обряд ежедневного жертвоприношения огню.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

<Эвенки> по родам делились. Талугун – по нашему это ТЭПКОР**. Примерно так на русский язык – чаша, деревянная чаша. Вот, например, ЧОЛКОЛГНЫ – есть такой род. ЧОЛКОЛГНИН – это означает орел. У русских, везде есть такая птица. До сих пор нельзя убивать. Нельзя трогать, убивать для всех, эвенки не убивают. Когда орла убиваешь – большой грех. Лебедя нельзя убивать.


* Тэптэгир – название эвенкийского рода.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Биология в школе. № 3 М., “Школа-пресс”, 1997 г.
  2. Биология в школе. № 3. М., “Школа-пресс”, 1999 г.
  3. Васильев Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки. М., 1969 г.
  4. Забелин С.И. Время терять, и время искать. М., 1998 г.
  5. Зайцева И.В., Интигримова Т.П., Протопопова И.В. Экологические традиции народов Севера. Якутск, 1999 г.
  6. Зверева Р.П. Страна моя Оленья. Новосибирск, 1988 г.
  7. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., “Просвещение”, 1991 г.
  8. Международная жизнь. М., 1995 г.
  9. Народное образование Якутии. № 1. Якутск, 1997 г.
  10. Николаев М.Е. Арктика: боль и надежда России. Якутск. “Саха-Центр”, 1994 г.
  11. Николаев М.Е. генетический вектор. Развитие человека и общества: реалии и проблемы. М., “Айыына”, 1999 г.
  12. Николаев М.Е. Для будущих поколений. Якутск, НИПК “Сахаполиграфиздат”, 1999 г.
  13. Попова Г.С. Воспитание детей у народа Саха. Якутск, “Бичик”, 1998 г.
  14. Шевлякова Е.Д. Экологическое воспитание школьников. СПБ., “Просвещение”, 1992 г.
  15. Экологические проблемы Якутии. Якутск. 1996 г.