Экология – метафора этики. Обрести её
смысл, значит, понять,
“кто он, человек, овладевающий силами природы?
Каковы его права и обязанности по отношению и к
природе, и к самому себе?
И есть ли предел этих прав? А если есть, то каков
он?”
Н.И. Конрад
Цели урока:
Образовательные: выработать правила
поведения в окружающей природе.
Развивающие: продолжить формирование у
студентов умений анализировать и обобщать
изученный материал, систематизировать
полученные знания, применять полученные
теоретические знания на практике.
Воспитывающие: выработка личностного
отношения к природе, формирование у студентов
экологического мышления и соответствующих ему
правил поведения.
Структура урока:
- Объявление темы, цели урока, организация учебно-познавательной деятельности в группах.
- Самостоятельная работа в группах.
- Диалог с природой.
- Выводы из этого диалога.
- Выработка правил, норм поведения в окружающей природе.
- Выводы по работе.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Урок начинается со вступительного слова преподавателя.
Коренные народы Якутии (Саха), коим судьбой определена труднейшая доля жить в самых экстремальных условиях на земном шаре, всегда проявляли тягу к жизни, преодолевая немыслимые трудности и из поколения в поколение передавали проверенные практикой экологические традиции, обычаи и навыки, ставшие не только достоянием, но и фундаментом духовности, экологической культуры. А что такое духовность? Духовность – это обретение смысла жизни, считают народы Севера. А смысл жизни они видят в гармонии человека с природой. Мы живем на земле древних эвенков. Это один из самых экологически культурных народов мира. Чтобы не быть голословной, я приведу слова Жана Малори (участник Международной конференции “Национальная школа ”: концепция и технология развития): “Если в работе экологов Запада доминируют техника и технология, то у народов Севера есть высокое экологическое сознание, высокая экологическая культура. Надо гордиться этим, не стесняться своей религии, своих обычаев и обрядов”.
Явления природного развития ребенка объединяются в философском утверждении народа “Человек – дитя природы”. Второй половиной этой ментальной мысли народа является утверждение “Природа – дом человека”.
Менталитет северных народов сохранил в этих двух утверждениях способ выживания нации в полной гармонии с природой, опыт познания природы народ сохранил в Олонхо, философском учении о сотворении мира, в веровании народа Саха, получившем название “Учение Айны”.
Якуты питают исключительно уважительное отношение к коренным местам своего обитания. Находясь на священных аласах, даже нельзя называть местности по названию, а только почтительно и уважительно – “эбэ”, что означает “мать-прародительница”.
Это происходит потому, что в памяти современных якутов древние аласы насыщены духовной информацией в виде реальных образов – остатков древних жилищ, могильников, ритуальных памятников – священных “сэргэ” и других, а также укоренившимся представлениям о существовании различных нематериальных сил.
Во-первых, отношение человека к этим нематериальным силам налагает на него особые правила поведения в природе, в основе которых лежит почитание духов, осторожность в действиях, уважение к окружающей среде. Такой уклад жизни имел исключительное значение в сохранении первозданности окружающей среды уже только потому, что обеспечивал покой среди обитателей животного мира в весенне-летний период размножения, способствовал устойчивому функционированию природных экосистем. В свою очередь, природа дарила человеку красоту и высокий уровень продуктивности.
Во-вторых, мировоззрение древних якутов накладывало отпечаток на их общественное поведение и формировало рациональное природопользование. Сюда входило ограничение потребностей в использовании ресурсов природы, т.е. добывать столько, сколько необходимо для проживания, и не больше. Одновременно было принято взамен взятого столько же и восстановить. Все это связано с таким якутским понятием как "сэт", что означает наказание, кара. Это понятие обозначает, что ничто, что нанесло какой-то вред природе, не проходит.
По традиционному природопользованию весь жизненный уклад эвенков был подчинен их главной деятельности – охоте. В соответствии с изменением времен года, годичный цикл подчинялся строгому распорядку. Охота начиналась весной – в марте. В апреле-мае продолжали охотиться на крупного зверя. Брали ровно столько, сколько было необходимо для пропитания. В июне охотились на изюбра.
Во время выращивания и ношения детенышей самками охота прекращалась. Они переключались на ловлю рыбы. В августе-сентябре шла заготовка ягод и растений. С сентября месяца по февраль эвенки выходили на пушной промысел. Раньше строго соблюдали сроки, время охоты. Это относится к самым главным законам традиционного природопользования.
С охотой связаны основные обряды и культы эвенков. Выходу на охоту предшествовало бескровное жертвоприношение духам.
Охотничью удачу гарантирует не только умиротворение духов с помощью жертвоприношения, но и соблюдение определенных правил поведения в тайге. Духи тайги любят тишину. Люди стараются не говорить о добыче. Множество различных запретов и ограничений при охоте связано с почитанием отдельных животных.
М.Н. Хайгалов выделял пять основных причин подобного отношения к животным:
- непосредственно боготворение, например, вследствие небесного происхождения;
- обожание животного как родоначальника племени, т.е. поклонение племенному (родовому) тотему;
- обожание животного, представляемого воплощением божества или хозяина целого вида;
- обожание животного, отличающегося умом;
- уважение за силу и страх перед ними, вследствие их вреда.
Эвенки считали, что хозяином тайги является медведь. Количество медведей, отпущенных на долю одного охотника строго ограничено. Не больше 60 медведей, а 61 медведь может задрать охотника.
Запретом убивать животное охраняются все без исключения родовые тотемы, т.е. животные первопредки. Этот запрет, существующий и сегодня, строго соблюдается эвенками, способствуя сохранению отдельных видов животных и птиц. Представители эвенкийского рода Чолколгны (эвен – род орла) почитают орла как первопредка, верят в свое происхождение от него.
Существовали и продолжают сохраняться особые правила поведения в местах поклонения, нарушение которых непременно ведет к наказанию нарушителя, соблюдается особый режим природопользования в подобных местах:
-
“Чисто должно быть, убрано”.
- “Вокруг святого места нельзя рубить деревья”.
- “Стрелять нельзя”.
- “Ничего не трогать”.
- “Зверей, если загонят туда, не трогают вообще”.
Вот таковы некоторые экологические традиции и обычаи народов Севера. Умирают самые старые носители обычаев, молодежь покидает родные места, и чем дальше, тем больше традиций мы теряем. Вы, уважаемые студенты, должны знать и помнить обычаи и традиции своих предков, проверенные практикой. Всегда должны помнить, что человек – дитя природы, как всегда говорят народы Севера.
Сегодня мы работаем по группам. Каждая группа ( групп может быть от 2 до 6 ) получает задание подготовиться по определенной теме.
1 группа – традиционное
природопользование ( как охотились, как
относились к животным, как рыбу ловили, как
соблюдались сроки охоты ).
2 группа – охотничья магия (обряд
перед охотой, угощение хозяев, обычай при охоте
на медведя).
3 группа – табу ( тотемические
животные: лебедь, орел, волк).
4 группа – святые места, обряды
совершаемые на святых местах.
Роль Природы выполняет преподаватель.
I.
В диалог с Природой вступает 1 группа.
Природа: рассказывает, как народы Севера охотились, относились к животным, как рыбу ловили, как соблюдались сроки охоты.
Учащиеся 1 группы: что нам надо делать, чтоб сохранить окружающую природу.
Совместно пишут 1, 2, 4, 5 заповеди.
В диалог с Природой вступает 2 группа.
Природа: рассказывает об охотничьей магии (обряд перед охотой, угощение хозяев, обычай при охоте на медведя ).
2 группа: мы думаем, что все это современному человеку не нужно. Ведь мы живем в XXI веке.
Природа: конечно, не стоит идеализировать все традиции эвенков, но взять из этого положительное, рациональное – необходимо.
Все вместе составляют 6 заповедь.
В диалог с Природой вступает 3 группа.
Природа: табу (тотемические животные: лебедь, орел, волк ).
Запретом убивать животное охраняли все без исключения родовые тотемы, т.е. животные первопредки.
3 группа: сейчас есть “Красная книга” туда входят все исчезающие виды животных и птиц. Мы в первую очередь должны охранять их.
Природа: так получилось потому, что люди перестали соблюдать нормы поведения в природе.
3 группа и Природа составляют 7, 8, 9 заповеди.
В диалог с Природой вступает 4 группа.
Природа: святые места, обряды совершаемые святых местах. Естественными природными заповедниками, запретными для видов человеческой деятельности, кроме общения с высшими силами-духами природы и духами предков, являются святые места, где молились эвенки, якуты, русские.
Совершая обряд жертвоприношение, каждый пришедший сюда надеется на благоволение духов.
Статус священности имели озера, горы, леса, аласы и т.д.
4 группа: в 1966 году принят закон об ООПГ РС(Я). Этот закон усилил правовую охрану системы Священных Прекрасных Земель (Ытык Кэрэ Сирдэр). Эти территории должны обеспечить возрождение природосберегающих традиций народов Севера.
Вместе с Природой 4 группа составляют 10 заповедь.
Каждая группа клянется выполнять все заповеди, ради сохранения жизни на Земле.
II. Домашнее задание: распространить моральный кодекс поведения в природе среди cвоих знакомых, друзей.
НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ (ЗАПОВЕДИ )
- Жить в дружбе с дикой природой, не считать себя её владыкой.
- Нельзя бить дичь во время промысла всю без остатка, бить спящих животных, убивать любую живность ради баловства, нельзя брать все яйца из гнезда.
- Охотник, уходящий на долгий отдых должен убрать все самоловные снасти, обезопасить волчьи ямы, загонные изгороди и другие ловчие устройства.
- нельзя нарушать покой и убивать птиц и зверей с малыми детенышами.
- Подкармливать зверя, чтобы не покидал свою территорию, выводил на ней потомство.
- Не навреди живой природе, ибо она твоя родная мать, а ты лишь дитя её.
- Не истощай природу, ибо её блага – достояние будущих поколений.
- Береги природу. Относись к ней ответственно. Ибо беды ниспосланные тобой природе, обернутся против тебя же и твоих потомков.
- Помогай природе залечивать тобою же нанесенные раны. Дурными действиями не унижай и не оскорбляй её.
- Все в природе имеет свою душу и нуждается в почтительном, уважительном отношении к себе.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Обряд перед охотой
Маленькая баночка. Кладет туда отец углей, крошит мясо. Жир, “Зловонная трава” туда – богородная *. У него было такое железное человечье лицо: глаза, нос, рот. Здесь повешена веревочка, а тут с боков дырочка, туда материал положит, привяжет в эту дырочку. Он висел у нас**. Вокруг дома обойдет три раза – внутри, потом подходит к нему, к этому лицу. Берет из баночки жир и ему в рот кладет. Не от огня, а такой который сырой, толкает, не оставляет. Чтоб удача была. Завтра идет на охоту. Это лицо висело на стене, на этой, на северо-западной.
У каждого свое было. У соседа, например, лисица, сделана из дерева. За середину так подвешена висит. Они тоже ниточку повесят, потом тоже этот обряд делают, ему в рот жир кладут. Потом на охоту шли все. У другого там опять другое.
* чабрец
** маска. Возможно, что описываемая маска является изображением верховного божества.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Угощение хозяев
Кой-какой продукт соберут так, в горсть и в какую строну идет, название было: Суя, Гарга, Алла, вот туда и дают хозяевам. 20 октября у наших охотников праздник был – выход на охоту, открытие сезона. Соревновались, своим оружием хвастались. Показывали, хвастали как, чем ловить будешь, после этого уходили. Например. Мой дед Степан был, он в открытие сезона уходит на всю зиму, в марте выходит из тайги. Когда в тайге жили, маленько чайком капали*. И сейчас тоже, моей матери 93 года, утром первый чай в огонь обязательно брызнет. Без этого нельзя. Невозможно.
* Описывается обряд ежедневного жертвоприношения огню.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
<Эвенки> по родам делились. Талугун – по нашему это ТЭПКОР**. Примерно так на русский язык – чаша, деревянная чаша. Вот, например, ЧОЛКОЛГНЫ – есть такой род. ЧОЛКОЛГНИН – это означает орел. У русских, везде есть такая птица. До сих пор нельзя убивать. Нельзя трогать, убивать для всех, эвенки не убивают. Когда орла убиваешь – большой грех. Лебедя нельзя убивать.
* Тэптэгир – название эвенкийского рода.
ЛИТЕРАТУРА
- Биология в школе. № 3 М., “Школа-пресс”, 1997 г.
- Биология в школе. № 3. М., “Школа-пресс”, 1999 г.
- Васильев Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки. М., 1969 г.
- Забелин С.И. Время терять, и время искать. М., 1998 г.
- Зайцева И.В., Интигримова Т.П., Протопопова И.В. Экологические традиции народов Севера. Якутск, 1999 г.
- Зверева Р.П. Страна моя Оленья. Новосибирск, 1988 г.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., “Просвещение”, 1991 г.
- Международная жизнь. М., 1995 г.
- Народное образование Якутии. № 1. Якутск, 1997 г.
- Николаев М.Е. Арктика: боль и надежда России. Якутск. “Саха-Центр”, 1994 г.
- Николаев М.Е. генетический вектор. Развитие человека и общества: реалии и проблемы. М., “Айыына”, 1999 г.
- Николаев М.Е. Для будущих поколений. Якутск, НИПК “Сахаполиграфиздат”, 1999 г.
- Попова Г.С. Воспитание детей у народа Саха. Якутск, “Бичик”, 1998 г.
- Шевлякова Е.Д. Экологическое воспитание школьников. СПБ., “Просвещение”, 1992 г.
- Экологические проблемы Якутии. Якутск. 1996 г.