Цель:
- Развитие и коррекция эмоционально–волевой сферы
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием “настроение”;
- Раскрыть роль настроения в процессе жизнедеятельности человека и его общения с другими людьми, чувствовать настроение в природе музыки;
- Формирование умения управлять настроением;
Обогащать словарь детей словами, обозначающими основные базовые эмоции, чувства, настроение.
Оборудование:
- Фотографии людей и природы.
- Музыкальные записи: Шостакович - “Вальс – шутка”, Бетховен – “Лунная соната”, Мусоргский – “Ночь на Лысой горе”, Чайковский – “Шестая симфония”.
- Карточки и лицами, изображающими разное настроение.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о настроении, постараемся узнать, что такое “настроение”. Из чего оно состоит, как выглядит, где находится и куда уходит.
А начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово.
- У вас сегодня хорошее настроение? Трудно ли вам было настроиться на занятие?
- Настроение – это эмоциональное состояние человека. Слово “настроение” произошло от слов “строй”, “настраиваться”.
- Как вы думаете, где находится настроение. В какой части тела?
(Ребятам предлагается с помощью пантомимы показать человека с хорошим, плохим настроением. Воспитатель подводит детей к мысли, что настроение находится… в ногах, руках, голове – во всем теле.)
- А как может появиться настроение? Откуда оно приходит?
(Примерные ответы детей: Хорошее настроение – отличная отметка в школе, хорошие известия, встреча с другом, от хорошей музыки, книги, фильма, погоды. Плохое настроение – болезнь, ссора, плохая весть, погода.)
- А сейчас мы с вами посетим нашу картинную галерею. В ней три зала. Картины в залах распределены по настроению, а как называются залы, я хочу, чтобы вы догадались сами.
(Фотографии людей и картины природы распределены на три группы по настроению, эмоциональной окраске: радость, грусть, горе.
Ребята путешествуют по залам, называют настроение, чувства, которые вызывают фотографии, краски, преобладающие в том или ином зале.
Зал “Радость” - настроение восторженное, радостное, светлое, веселое. Краски – яркие, теплых тонов.
Зал “Грусть” - сосредоточенность, размышление, раздумье, печаль. Краски – бледные.
Зал “Горе” - тревога, страх, страдание, боль. Краски – темные, мрачные.)
- Ребята, кто из вас хотел бы попасть в эту картину? Почему? (Воспитатель предлагает совершить путешествие и рассказать о своих ощущениях.)
- Ребята, как вы думаете, настроение есть в музыке? Сейчас вы прослушаете несколько музыкальных произведений различных по эмоциональной настроенности.
Слушая музыку, вы должны определить ее настроение и пройти в тот зал, какому эта музыка соответствует.
(“Вальс – шутка”. Зал “Радость” - веселье, легкость, удовольствие, тепло.)
- Какие чувства вызывает эта музыка, какое настроение? Слушая это произведение, в какой зал вы бы вошли?
(“Лунная соната”. Зал “Грусть” - размышление, спокойствие, раздумье, светлая грусть.
“Ночь на Лысой горе”. Зал “Горе” - тревога, страх.
“Шестая симфония”. Зал “Горе” - тоска, скорбь, душевное страдание, огорчение, боль, отчаяние.)
- А сейчас мы с вами поиграем, отдохнем и расслабимся.
Игра “Сосредоточенность”:
Командир сидит за столом, внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления. (Ребенку предлагается передать настроение и эмоции.)
“Отвращение”:
Бабушка ошиблась, вместо сахара в чай насыпала соль. Мальчик сделал глоток. “Ой! Какой противный чай!”
“Что там происходит”:
Мальчики стоят кругом и что–то рассматривают. Девочка шла мимо, ей захотелось посмотреть, что там происходит, но она не решается подойти.
(И в конце занятия, чтобы закрепить умение управлять своим настроением и чувствами, воспитатель предлагает карточки лиц с разным настроением.)
- Попробуйте отобразить мимикой и почувствовать эмоциональное состояние данного человека.
- Представьте себе, что у вас горе, вам грустно, а люди вокруг смеются. Как вы будете себя чувствовать? Что бы вы хотели услышать, если бы у вас было такое настроение? Произнесите эти слова своему соседу по парте.
- Итак, ребята, вы сегодня узнали, что такое настроение, рассмотрели различные его виды. Поняли, что настроение должно отражать ситуацию и состояние человека. Вы попытались прочувствовать то или иное эмоциональное состояние.
- Повнимательнее вглядитесь друг в друга, попробуйте понять, почувствовать настроение другого человека. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение.