Внеклассное мероприятие "Народные весенние праздники и обрядовая поэзия"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:познакомить учащихся с церковно-народными весенними праздниками, обрядами, поэзией; развивать память, речь; воспитывать любовь к старине.

Оборудование: фигурки жаворонков, испеченных из теста, икона Богородицы, яровое зерно; печенье в виде креста с начинками из уголька, зернышка, лучинки, чаинки, монетки и др; ветки вербы; крупная соль в солонке; испеченная Пасха, крашеные яйца; кокошники, сарафаны, русские рубахи; рисунки учащихся к теме урока как оформление.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент. Сообщение темы и задач урока.

П. Вступление.

“Когда-то все на Руси начиналось с весны, - пишет В.Белов в “Ладе”. – В крестьянском труде после Масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. И все же весной приходят особые радости”.

Наступает ожидаемое, предугадываемое обновление природы. Человек должен в это время совершить свою вечно повторяющуюся (и в то же время всякий раз особую) миссию по отношению к природе, к самому себе. “Так уж устроен мир: если вспахал, то надо и сеять, а коль посеяно, то и взойдет. А что взойдет, то и вырастет, и даст плод, и, хочешь не хочешь, ты будешь делать то, что предназначено провидением”.

Новый цикл сельскохозяйственных работ человек украсил множеством ритуальных действий и наиболее поэтическими обрядовыми песнями, заклинаниями.

III. Благовещение.

Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела:
Весь хлеб у нас проела!

Такими словами в самом начале марта, когда повсюду лежал еще снег, по древнему языческому обычаю встречали весну. К ее приходу из теста пекли фигурки жаворонков – с хохолками, с расправленными крылышками, словно летящих.

(Педагог демонстрирует фигурки жаворонков, испеченных из теста.)

Поднимаясь на высокие строения или горки, дети подбрасывали фигурки, произнося заклинания:

Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое коровье,
Второе овечье,
Третье человечье!

“Жаворонков” пекли для всех членов семьи. В них запекали орехи, изюм, из угольков делали глаза, называли их птюшками. По печенью гадали: “Запекали в них уголь, деньги, хмель, жито. Жито – к житию, деньги – к богатству, хмель – к веселью”. А пойманных раньше певчих птиц выпускали на волю. Верный этой традиции, А.С.Пушкин писал:

В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

Древний языческий праздник наступления весны сросся с христианским – Благовещением, в основе которого лежит евангельское повествование о том, как архангел Гавриил сообщил деве Марии благую весть о скором рождении у нее божественного младенца.

Об особом отношении к этому церковному празднику свидетельствуют народные поверья и поговорки:

“На Благовещение и Пасху грешников в аду не мучают”.

“Каково Благовещение проведешь, таково и весь год”.

“На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косу не плетет”.

По народному преданию, кукушка, вопреки запрету работать в этот день, единственная из всех птиц свила гнездо и была наказана Богом: по сей день она не имеет своего гнезда и вынуждена подкладывать яйца в чужие.

Крестьяне верили, что от помощи Богородицы, к которой нужно обращаться в день Благовещения со словами молитвы, зависит судьба урожая. Икону ставили рядом с яровым зерном, предназначенным для посева.

(Педагог обращается к иконе Богородицы со словами молитвы (рядом - яровое зерно))

Мать Божия!
Гавриил – Архангел!
Благословите,
Благословите,
Нас урожаем благословите:
Овсом да рожью,
Ячменем, пшеницей
И всякого жита сторицей!

IV. Средокрестие.

Сразу за семью днями разгульного масленичного веселья начинался семинедельный период строгости, святости, воздержания – Великий пост.

Пришла редька да хрен, да книга Ефрем.

Великий пост обмочит хвост. (Ожид.оттепель).

Одной из самых значительных вех Великого поста была ночь со среды на четверг в середине Великого поста, когда “пост ломается пополам”.

Четвертая – серединная – неделя поста называется “средокрестной”.

(Выступает 1 группа учащихся. Начинают девушки в кокошниках и сарафанах.)

1-я девушка: В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли специальное печенье в виде креста, а также “наподобие разных земледельческих орудий, например, в виде сохи, косы, бороны”. В кресты, которые пеклись по числу членов семьи, хозяйка закладывала куриное перышко, “чтобы куры велись”, или ржаное зерно, “чтобы хлеб уродился”, или даже человеческий волос, “чтобы голове было легче”.

Кому попадался крест с каким-либо из этих предметов, считался счастливым.

Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля и огороды.

2-я девушка: Кое-где кресты использовали для гадания, тогда в них запекали кусочек угля, монетку и пр. и по доставшемуся печенью судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни, об урожае и т.д. Так, уголек сулил печаль, зерно – хороший урожай, лучина – гроб, чаинка – нечаянная жизнь, кусочек кирпича – плохое житье, овсяное зерно – благополучие, монетка – богатство.

(Девушки предлагают нескольким учащимся печенье в виде креста, те разламывают его и по тому,
какая там “начинка”, судят о предстоящих событиях
).

1 парень: В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста, пели (выкрикивали) специальные песни и получали за это угощение – те же “кресты”, пироги.

(Поет) Кресты – пророки,
Побежали по дороге,
Увидали Христа,
Заиграли в три листа!
Хрен да редька обломились,
Под гору покатились!
Хозяин с хозяйкой выходите,
По крестику выносите!

2 парень:

(Поет) Тетушка – лебедушка,
Поветь – то упала,
Коров – то задавила,
Кадка молока опрокинулась,
Христов – то день пододвинулся!
Подавайте крест,
Поливайте хвост!

1 парень:

Тетушка Анна,
Садись на окошко,
В осиново лукошко,
Чем хочешь поливай,
Только крест подавай!
Кто не даст креста –
Упадет изба!

(Девушки в кокошниках подают “кресты” - печенье парням.)

V. Вербное воскресенье. (Выступ.2 гр.учащихся)

1 уч. Вербная неделя, “вербница” - предпасхальная неделя, шестая неделя Великого поста. Говорят в народе:

“Без вербы – не весна”.
“Верба распутицу ведет, гонит с реки лед”.
“Если хорошо цветет верба – пашня будет удачной”.

2 уч. В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине. В костромских селениях пекли “барашки” - печенье в форме вербных почек.

По верованию крестьян, если съесть девять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки.

1 уч. Ветками принесенной из церкви вербы хлестали друг друга и в первую очередь детей, приговаривая (учащийся подходит к 1 парте и “хлещет” веточками вербы):

Верба, верба, CCC Верба красна
Верба хлест, Бьет напрасно,
Верба хлест Бьет за дело,
Бьет до слез. Верба хлест -
Верба синя Бьет до слез!
Бьет несильно,

Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой с вербного воскресенья.

2 уч. Придя от заутрени, хозяин бросает веточки вербы в пищу домашней скотине в надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкают под крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и домой возвращалась бы исправно, не терялась бы в лесу.

1 уч. Распространено мнение, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени вбить в стену своего дома колышек освященной вербы – средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость

.VI. Чистый четверг. (Выступает 3 гр.уч-ся)

1 уч. Четверг на страстной неделе – “великий четверг” - сосредоточил вокруг себя огромное число поверий, примет, действий, представлений. Великий четверг называют также чистым четвергом.

“Какова погода в чистый четверток, такова и в Вознесение”.
“В Великий четверг мороз, так и под кустом овес”.

2 уч. В четверг перед Пасхой варили кисель (обычно овсяный), выносили его в миске на улицу и кричали: “Мороз, мороз! Иди кисель есть! Не бей наш овес, нашу рожь, а бей быльник крапивник!” или “Мороз, мороз, не морозь наш овес! Киселя поешь, нас потешь!”

В этот день хозяин перед восходом солнца выходил на улицу и потряхивал соху, чтобы хлеб лучше родился. В иных деревнях выходили взрослые мужчины и женщины и изображали пахоту, молотьбу, косьбу, даже разыгрывали сцены полевых работ в доме, полагая, что это скажется лучшим образом на самих работах и на урожае.

1 уч. Множество обрядов Великого четверга было связано с желанием очистить дом, огород, двор “от грязи, накопившейся за зиму, от нечисти, затаившейся в углах, предупредить болезни и другие напасти”. В самых разных местах принято было собирать можжевельник и окуривать им внутренние помещения, огород, вымя коровам и козам, бочки для огурцов и капусты.

Иногда через дымящийся верес (можжевельник) прогоняли скотину и перешагивали сами – это считалось очень действенным средством против болезней и нечисти. Скотину еще и стегали вересом, чтобы не лягалась.

2 уч. В этот же день самым тщательным образом вымывают и украшают избу: расстилают чистые, праздничные половики, развешивают красивые полотенца и занавески, кое – где пол в горнице посыпают белым песком.

Обязательным было и купание в бане “Моются в бане до восхождения солнца, говоря, что и ворон перед этим днем купает детей своих… Всходя на полок, приговаривают: “Хрещеный на полок, нехрещеный с полка”.

Выходя из бани, оставляют на полке ведро воды и веник для “хозяина” (байника) и, перекрестившись, произносят: “Тебе, баня, на стоянье, а нам на здоровье!”

1 уч. Сугубо великочетверговым делом было приготовление “четверговой соли”; обычную соль завертывали в тряпочку и перепекали в печи, иногда с красной гущей. (Показывает такую соль в солонке.) Объясняли, что такая соль оказывалась очищена от скверны, т.е. прикосновения руки Иуды – предателя, поэтому она обладала целебными свойствами и хранилась в течение года как лечебное средство для людей и для скота.

VII. Пасха. (Выступает 4 гр. уч.)

1 уч. Велик день, Светлый день – так называют этот праздник. По старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля. У крестьян существовало поверье, что на Пасху “солнце играет”. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой (поет):

Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнычно, покатись,
Красное, нарядись!

В народе заметили: “Мороз или гром на первый день Пасхи предвещают хороший урожай льна”, “Как дождь или погоды в первый день Пасхи, дак весна дождлива будет”. “Кто на первый день Пасхи разобьет что – либо – умрет в этот год”.

2 уч. Масса примет, суеверий, обычаев приурочены народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскрешение Иисуса Христа.

“По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить во двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным,” - писал С.В.Максимов на основе многочисленных наблюдений и сведений.

3 уч. Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: “Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в портчонках!”; “Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!”

Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет локоть, значит ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха – к свиданию; губа чешется – к поцелуям, бровь станет чесаться - кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы быть крепкой…

1 уч. Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.

На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. (Показывает крашеные яйца). На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

2 уч. Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивались качели для детей, а в традиционном месте (на площади) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели.

На качелях катаются все, возле них “образуется нечто вроде деревенского клуба”: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармошками. Первенствующую роль занимают здесь, девушки, которые без устали катаются с парнями.

На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.

3 уч. С Пасхи гуляния молодежи переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей.

На середину лужка выходит парень – запевала и с помощью других начинает песню (поет):

При компаньи мало стало, ccc Ты, Феденька, поди к нам,
Веселиться не с кем стало! Ехремыч, приступись!
Ой, братцы, мало нас, Ой, братцы, мало нас,
Ой, дружки, немножко! Ой, дружки, немножко!

и т.д., пока не пригласит всех присутствующих парней. Затем таким же образом вызывают девиц. После этого, взявшись за руки, образуют круг, который движется то в ту, то в другую сторону.

(3 парня и 3 девушки образуют круг, взявшись за руки, и поют):

У Казани у реки озеро воды.
Молодец коня поил, коня воронова.
Коль водицу конь не пьет,
Молодца горе берет.
В карман ручки он сует,
С рублик денег достает,
Красным девкам подает.
Одна девушка смела
К молодчику подошла,
С парня рубличек взяла,
В караван гулять пошла.
В караване на лужке
Целоваться всем в кружке.

После этих строк играющие целуются.

(Можно использовать видео).