Работа историков в экспериментальном режиме школы № 22 г. Перми

Разделы: История и обществознание


В школе № 22 с углубленным изучением иностранных языков, работающей над проектом создания Европейской двуязычной школы (Российского варианта), цели, содержание и технологии обучения школьников определяются общей концепцией школы: "обучение иноязычному общению в контексте диалога двух культур", воспитание не просто личности, а личности, мыслящей в духе общечеловеческих ценностей, готовой к труду и общению, к свободной адаптации в Европе.

Школа готовит выпускников - представителей пермской интеллигенции, "способной к плодотворному экономическому, техническому, гуманитарному сотрудничеству с интеллектуалами Европы и мира в качестве равноценных партнеров на благо России" ([10, c.6], схема сотрудничества).

С учетом содержания, обучения, организации учебного процесса, в рамках проекта ЕДШ, билингвистического развития и билингвального образования в школе особое место занимает преподавание обществоведческих и исторических дисциплин (экономика, социология, право, обществознание и история).

Преподавание истории представляет собой целостную систему знаний по предмету с едиными подходами в преподавании, общими требованиями к знаниям и умениям учащихся (Приложение № 2), критериями оценки по истории (Приложение № 3). Концептуальной основой программ является цивилизационный, культурологический и интегративный подход.

Акцент делается на выделении особенностей исторического развития России и ведущих мировых держав в общей системе мировых цивилизаций. Отечественная и всемирная история представляется как единый и целостный исторический процесс.

Интеграция исторических знаний (по краеведению и истории России, Всемирной истории) осуществляется при изучении каждого исторического периода и на всех ступенях образования учащихся, например:

3 класс Пропедевтический курс

Тема “Удивительный мир истории”

Генеалогия.

История моей семьи.

6 класс Средние века.

Тема “Средние века. Лента времени. Исторические источники периода”.

Археологические памятники.
9 класс Новая история.

Тема "Первая мировая война. Основные военные действия на фронтах."

Россия в первой мировой войне

(основные военные сражения на Восточном фронте).

11класс Новейшая история.

Тема "Современный этап развития мирового сообщества".

Постсоветский период развития России: особенности и проблемы

Преподавание исторического образования в едином режиме дает возможность показать взаимодействие не только социально-политических процессов истории России и зарубежных стран, но и провести взаимосвязь между разными школьными дисциплинами, т.е. реализовать в полной мере интегративный подход в обучении.

На уроках русского языка в словарный диктант включаются исторические понятия, такие как: цивилизация, национализм, сепаратизм, неоконсерватизм, деколонизация, двоевластие, коллективизация и др. Этим достигается не только свободное владение терминологией, но и грамотность письменной речи учащихся.

В ходе изучения литературы есть художественные темы и образы, напрямую связанные с историей нашей страны и других стран - художественные особенности былин, народного эпоса и мифов; произведения Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского и т.д. Знакомство с художественным творчеством писателей помогает эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, художественно-образному восприятию и представлению изучаемых исторических событий.

Проблемы и особенности современного развития стран и регионов требуют от учащихся обобщенных знаний по политической и социальной географии России и зарубежных стран. Учащиеся знакомятся с целым комплексом экономических понятий и явлений, особенно, при изучении истории XX века, при рассмотрении вопросов, связанных с рабочим движением в странах мира; регулированию государством трудовых соглашений (закон Вагнера, закон Тафта-Хартли и др.); условия и основные характеристики: традиционной, командной и рыночной экономик; классификация крупных промышленных предприятий - монополий (трест, синдикат, концерн, корпорация, акционерное общество) и их взаимодействие с государством (антитрестовский закон Шермана), особенности современного капитализма и государственные программы экономических преобразований (Р.Кейнс, Ф.Рузвельт, М.Тетчер, Р.Рейган и др.)

Особо тесным является взаимодействие истории и других обществоведческих дисциплин: право, политология, социология, философия: вопросы научных знаний, соотнесение теории и практики; формирование научных школ и научной терминологии; история научных открытий (революция в естествознании и появление новых наук в к. XX в.); учащиеся выбирают из сведений, полученных при изучении химии, биологии, физики и математики.

Изучая на уроках истории проблемы, связанные со странами, язык которых изучается (Франции и Англии), учащиеся используют аутентичную литературу (учебные и художественные тексты на ИЯ), что позволяет применить знания иностранных языков, учит сопоставлять точки зрения отечественных и зарубежных историков, получать информацию из разных источников. Очевидным становится возможность включения билингвального компонента в изучении истории. Для успешного решения вопросов БР и БО учащихся МО историков имеет "куратора", учителя французского языка, который помогает в составлении словаря-минимума исторических терминов, в подборе необходимого тестового материала на иностранном языке. Кроме того, учитель французского языка участвует в планировании и реализации уроков истории, реализующих систему БО, главная цель которых сделать естественным использование ИЯ на уроках других предметов, в том числе и истории.

Единство учебно-воспитательных целей, системный подход в преподавании всех школьных предметов, обусловленный экспериментальным режимом, дал новый стимул в работе учителей школы, стал общим направлением в творческих педагогических поисках.

Работа в экспериментальном режиме изменила работу МО. За последние 2 года историками проделана большая работа:

- составлен русско-французский словарь исторических терминов и реалий с 3 по 11 класс по всем историческим курсам; количество основных терминов и реалий в среднем составляет 30-35 лексических единиц в год (Приложение № 4);
- в 2001/2002 учебном году идет работа по внедрению словаря в учебный процесс, отбор эффективных приемов использования французско-русской терминологии на уроках;
- в курсах истории (3–11 класс) выделены темы для использования аутентичной литературы, осуществляется подбор исторических текстов с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся и уровнем обучености по иностранным языкам (Приложение № 5);
- проходят интегрированные уроки (3 - 11 классы) "История + Французский язык" в рамках "Диалога культур" Россия – Франция, например:

6 класс (Средневековье) - "Жанна д`Арк - национальная героиня Франции"
8 класс (Новая история) - "Наполеоновские войны (1799-1815)"
9 класс (Новейшая история) - "Новые направления в искусстве. Дягилев и русские сезоны".

- для отслеживания результатов работы в экспериментальном режиме составлены рефлексивные карты по истории для учащихся 3–11-х классов (Приложение № 7);

- для анализа эффективности организации учебного процесса и содержания изучаемого предмета, составлены анкеты для учащихся 3–11-х классов (Приложение № 6).

Изменились и формы организации учебного процесса. Приоритетной становится групповая форма работы учащихся. Каждый ученик может попробовать себя в роли консультанта и организатора, а также исполнителя конкретно поставленной задачи, научиться приемам коллективной работы, выработки общего решения и аргументированного ответа, навыкам групповой рефлексии и саморефлексии.

Эксперимент по осуществлению БР и БО, интегрированный подход в обучении способствует:

- повышению интереса к школьным дисциплинам, в частности, и к предмету истории, формированию нравственных ценностей и политической убежденности;
- активизации учебной деятельности учащихся на уроках, развитию их творческих способностей, навыков коллективной работы, развитию критического исторического мышления через постановку проблемных и нетрадиционных задач;
- применению французского языка не только как средства коммуникативного общения, но и как способа обучения, эффективного средства получения новой информации.

Объединение знаний истории и других школьных дисциплин расширяет кругозор учащихся, формирует общеучебные навыки и умения, обеспечивает учащимся успех при осмыслении сложных современных политических и социально-экономических процессов.

Завершается историческое образование в школе (11 класс) курсом "Россия и мир в XX веке". Масштабы и глубина социально-политических изменений XX в. стали беспрецедентны для мировой истории. События века придали истории действительно всемирный и глобальный характер, наполнили историческую науку альтернативными взглядами на основные события современной истории [8, с.3].

Для осмысления проблемных и спорных вопросов современной истории, систематизации огромного научно-публицистического материала с учетом новых подходов в преподавании истории и специфики обучения учащихся на III ступени обучения в школе (профильно-ориентированном) автором был создан УМК по истории XX века [13, с.176].

УМК по истории XX века является результатом многолетней работы учителя в школе № 22 на третьей ступени обучения. УМК содержит:

- авторскую программу по истории "Россия и мир XX века";
- тематическое планирование курса;
- критерии оценки знаний по истории;
- дидактические материалы;
- разработки уроков по темам;
- результаты учебной деятельности школьников.

Также учителем собран "портфель", содержащий: иллюстративный раздаточный материал к урокам, карточки с индивидуальными заданиями, основными терминами, понятиями, датами, разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, печатный материал по истории XX века из средств массовой информации и специальной методической литературы, ученические и творческие работы по проблемным вопросам современной истории и т.д.

"Портфель" формируется по основным периодам истории XX века:

- 1870-1918 гг. (Всемирная история).
- начало XX века - 1917 год (История России).
- 1918-1939 гг. (Всемирная история).
- 1917-1939 гг. (История России).
- 1939-1945 гг. (Всемирная История - II Мировая война, История России - Великая Отечественная война).
- 1945-1990-е гг. (Всемирная история, История России).

Реформирование системы преподавания истории, корректировка учебных программ с учетом новых концептуально-методических подходов потребовало и изменения в приемах обучения. Обучение стало дифференцированным, личностно-ориентированным. Самостоятельные, практические и контрольные работы составляются с учетом индивидуальных особенностей школьников, даются в нескольких вариантах с учетом разноуровневых заданий.

Критерий такого распределения сводится к тому, чтобы для каждого ученика работа была посильной, то есть реально выполнимой, но и требовала напряжения, усилий для ее выполнения. В заданиях содержатся вопросы для обязательного выполнения, а также дополнительные задания и задания повышенной сложности. Учащиеся 9–11-х классов, с учетом своих способностей, степенью подготовки к зачету и необходимого конечного результата (оценки), могут частично воспользоваться записями своей рабочей тетради (оценка ставится от четырех) или всеми учебными материалами (оценка - "3").

Вариативность подходов учитывается и при составлении творческих заданий, в решении проблемных вопросов по истории, в выполнении тестовых заданий [13, с.175]. Работы могут состоять из повторительно-обобщающих тестов по теме или блоку тем, пройденных за определенный отрезок учебного времени. Тесты для самоконтроля состоят из 10 вопросов, последний из которых представляет собой проблемное задание, и учащийся должен сам написать ответ в виде тезисных утверждений, не менее 3-х фраз (Приложение № 1).

Основными методами организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся остаются как традиционные формы уроков, такие как семинарские занятия, урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок-видео, так и нетрадиционные формы организации учебной деятельности, которым отдается предпочтение: "Литературный салон", "Турнир", "Путешествие", "Экскурсии в музей", Пресс-конференции", "Круглый стол" и др.

Системный подход в преподавании истории (цивилизационный, культурологический и интегративный) в рамках модели исторического образования в школе № 22:

- формирует целостные представления о всемирно-историческом процессе;
- приобщает подрастающее поколение к общемировым гуманистическим ценностям;
- повышает национально-патриотические чувства, воспитывает бережное отношение к памятникам русской культуры;
- формирует позитивное отношение к культурно-историческому опыту других стран;
- определяет гражданскую позицию и политические убеждения личности.

ЛИТЕРАТУРА

I. Нормативные и программные документы:

1. Письмо Министерства Образования РФ N 616/11 от 21.06.94 г.
2. Документы N 53 1999 г., //Приложение к газете "1 Сентября"
3. Вестник образования N 9, 1999 г.
4. Программа по истории для X - XI-х классов А.М. и А.Н. Кацва //Преподавание истории N 6, 1995 г.
5. Программа учебного курса истории для старших классов Е.А.Гевуркова и В.И.Егорова //Преподавание истории, N 1, 1996 г.
6. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней. Для 3 - 11-х классов образовательных учебных заведений. Центр гуманитарного образования: Москва, 1998.
7. Программы Министерства общего и профессионального образования РФ по истории. Москва, 1998 г.
8. Программа по истории для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, - М., Дрофа, 1999.
9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории, - М., Дрофа, 2000.
10. Концепция ЕДШ (Российский вариант), - Пермь, 1998.
11. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе, - М., Владос, 2000.
12. Захарова Е.И. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе, - М., Владос, 2001.
13. Многокультурное измерение исторического образования: Теория и практика, - Екатеринбург, 2001.
14. Проблемы исторического и обществоведческого образования в системе "школа - ВУЗ", - Пермь, 1997.