Методика организации работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Сегодня, в ситуации модернизации образования и перехода на 12-летнее обучение, создание профильных классов, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состояние здоровья школьников и организации всего воспитательно-образовательного процесса. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.

Доля здоровых детей неуклонно уменьшается. Особо это касается детей школьного возраста. Анализ отчетов школьного врача МОУ “Средняя общеобразовательная школа №7” отразил следующую ситуацию. Так, например, по результатам медосмотра, проведенного в сентябре 2000 г. видно, что 32% детей пятого класса имеет отклонения в развитии опорно-двигательной системы, а в 11 классе таких детей насчитывается 61%. Неутешительные результаты были получены и при исследовании остроты зрения учащихся. В 5 кл наблюдается снижение остроты зрения у 23% учащихся , а в 11 классе 37% детей нуждаются в коррекции зрения. Что касается других заболеваний, то тут ничуть не лучше картина: детей с диагнозом ВСД в 5 кл. - 28%, в 11 кл. 34%, количество тубинфецированных детей увеличивается с каждым годом в среднем на 40%. При обследовании детей в 2001 г. было установлено, что процент роста заболеваемости детей увеличился в среднем на 37%. Таким образом, наблюдается несоответствие между современными требованиями, необходимыми для процесса становления и самоопределения школьников в условиях постоянно развивающейся социально-культурной среды и уровнем физического и психического здоровья детей.

Учитывая данные медицинских осмотров и тот факт, что в течении учебного года 63% учащихся систематически пропускают занятия по болезни, в нашей школе весь учебно-воспитательный процесс был сориентирован на использование здоровьесберегающих технологий.

В настоящее время существует большое количество программ здоровьесберегающего направления, используемых в образовательных учреждениях. Рассмотрим программу “Здоровье”, используемую в МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 7”.

Программа разработана на 2002-2007 год. В ходе разработке концептуальных подходов были сформулированы проблема, цель и задачи программы. В рамках программы была создана специальная медицинская группа, в которой занимаются дети с ослабленным здоровьем по щадящему режиму.

Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, или имеющие незначительные отклонения состояния здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме интенсивности физических нагрузок (в том числе, временных).

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10- 15% от общей численности учащихся) относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппа “А” (обучающиеся с обратными заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу). Подгруппа “Б” (обучающие с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями)).

При комплектовании групп по сходным методикам объединяются учащиеся по следующему принципу: 1 группа - заболевания ССС, органов дыхания, миопии; 2 - желудочно-кишечные заболевания, гинекологические, пиелонефрит. Заболевания ОДА можно подключать в любую из групп. При занятиях строго соблюдать ограничения в выполнении упражнений.

Основным критерием для включения учащегося в СМГ является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебной программой, объектом и структурой физической нагрузки, а также требованием к уровню освоения учебного материала.

Следующим критерием является выяснение степени физической подготовленности, т.к. необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Особое внимание в этой оценке обращают на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Следующим критерием является функциональное обследование учащихся с нарушением центральной нервной системы, от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций. Важным критерием отбора детей в СМГ - это оценка внешних факторов, в которых они находятся: условия жизни, особенности питания, психологический климат.

В спецмедгруппах дети должны сознательно относится к своему здоровью и уметь пользоваться всеми средствами и методами физического воспитания, для восстановления утраченного здоровья. Занятия физической культурой дают возможность больному ребенку освоить физические упражнения, которые помогают ему превозмочь болезнь. Преодоление собственной слабости формирует волю,  характер; преображает личность: исчезает скованность, страх, комплекс неполноценности. Единство воспитательных, оздоровительных и образовательных задач для учащихся СМГ является залогом успеха в процессе адаптации их к условиям школы в частности и, в общем - к дальнейшей жизни.

На занятиях в СМГ придерживаются общепринятой структуры урока. Но имеется одна особенность: занятие состоит из четырех частей.

Вводная часть (3-4 мин) - это подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения. Подготовительная часть (10-15 мин) начинается с ОРУ, выполняемых сначала в медленном темпе, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз, а в дальнейшим 6-8 раз. Одним из первых подготовительных упражнений является потягивание, которое облегчает выполнение последующих физических нагрузок, улучшая приспособление сердечно-сосудистой системы к условиям мышечной деятельности. В этой части занятий особое внимание следует уделить дыханию, специальным дыхательным упражнениям, которые позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом.

Рис.1

Основная часть занятия составляет 15-18 минут и отводится для обучения и тренировки. В ней осваиваются основные образовательные задачи. Физиологическая кривая занятий должна иметь наибольший подъем во второй половине основной части. Очень важно в это время избегать утомления. Важно подбирать комплексы физических упражнений с учетом специфики заболеваний.

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Заключительная часть (5 мин) включает упражнения на расслабление и дыхательные. Основная задача заключительной части - расслабление и правильное дыхание.

Рис.8

Учащиеся должны уметь измерять частоту пульса по сигналу преподавателя в течение 10 сек. Такой подсчет производится 4 раза в течение каждого занятия: до занятия, в середине его - после наиболее утомительного упражнения основной части,-  непосредственно (в первые 10 с) после занятия и через 5 мин восстановительного периода.

Учебная программа по предмету предусматривает для учащихся специальной медицинской группы освоение зачетных требований по теоретическому разделу, который является общим и для учащихся основной медицинской группы. Результатом освоения программы учащихся спецмедгруппы является их перевод в подготовительную группу.

Для детей страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата была организована специальная медицинская группа.

С первых дней занятий в СМГ у учащихся были сняты антропометрические данные, были проведены контрольные тесты, которые были оформлены в виде таблиц.

Таблица 1.

Антропометрические данные

Ф.И.О. Возраст Вес Рост Голова Грудь
             

Таблица 2.

Тесты

Приседание 1 этап Приседание 3 этап Броски ловля теннис. мяча

1 этап

Броски ловля теннис. мяча

3 этап

Тест Ромберга (1) 1 этап Тест Ром берга (1) 3 этап

 

Тест Ром-берга (2) 1 этап Тест Ромберга(2) 3 этап

 

Тест Ромберга 1 этап Тест Ромберга 3 этап Прыжки на скакалке 1 этап Прыжки на скакалке 3 этап

Рекомендации для проведения тестов:

- приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость;

- броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе - это свидетельствует о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции;

- тест Ромберга;

- прыжки через скакалку на двух ногах помогают дать оценку координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног.

Диагностика отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата младших школьников по медицинским картам показала следующий результат.

Рис.9

Тесты, проведенные в начале учебного года и в конце, показали, что наблюдается значительный прирост в физическом развитии детей младшего школьного возраста.

Таблица 3.

Эффективность использования занятий в группе “Здоровье” младших школьников

  Начало учебного года Конец учебного года Среднегодовой прирост в %
Приседания (до утомления) 80,1 ± 6 89,7 ± 6,1 12
Броски и ловля мяча 12 ± 9 17,2 ± 8,8 42
Тест Ромберга 18,85 ± 5,8 19,4 ± 5,6 20,1
Прыжки через скакалку 31,7 ± 8,3 36,1 ± 8,9 13,9

Создание валеологической образовательной среды, способствующей не только сохранению, коррекции, но и развитию физического здоровья способствует формированию способностей к творчеству и обеспечивает высокий потенциал творческих способностей каждого обучающегося.

Также наблюдается повышение успеваемости школьников, как на уроках физического воспитания, так и по остальным предметам, возрастает адаптивная способность учащихся к воздействию окружающей среды.