Место темы в курсе информатики
Я преподаю информатику в гимназии по собственному авторскому курсу. Программа курса составлена на основе “Обязательного минимума содержания образования по информатике” с учетом специфики образовательного учреждения. Преподавание по данному курсу ведется в 6 – 11 классах (в 3 – 5 классах – пропедевтический курс информатики) 1 час в неделю.
Тема “Технология создания сайтов и основы web-дизайна” изучается в 8 классе. На всю тему отводится 14 часов: “Общие вопросы конструирования сайтов” – 2 часа, “Язык HTML” – 5 часов, “Создание и редактирование сайтов с помощью web-редактора” – 4 часа, “Основы web-дизайна” – 3 часа.
Учащиеся должны знать: общие вопросы сайтостроения, современные подходы в технологиях создания сайтов и web-дизайне, понятия “стиль” и “формат”, основы языка HTML; принципы создания сайта инструментальными средствами. Учащиеся должны уметь: представить концепцию сайта и поэтапно ее реализовать; создавать простейший сайт вручную; создавать web-страницы с помощью HTML-редактора.
Рассматривать вопросы дизайна мне кажется необходимым наряду с выработкой технических навыков по созданию web-страниц. Более того, если бы позволили обстоятельства, на эту тему я бы отвела больше времени. Сегодня web-ресурсы являются необходимым источником информации, а, кроме того, для многих учащихся могут стать средством творческой самореализации. Научившись самостоятельно конструировать простейшие сайты, ученики скоро замечают их несовершенство и стремятся изменить свою работу, сделав ее более оригинальной, яркой, запоминающейся. Научить чувству прекрасного, дизайнерскому мастерству, безусловно, за три урока нельзя. Но продемонстрировать детям разные точки зрения (может быть, они найдут в спорах авторитетов аргументы для своей точки зрения), показать некоторые приемы и средства из арсенала дизайнеров-профессионалов мне кажется правильным. Хочу заметить, что эти уроки всегда проходят в горячих (но конструктивных) спорах, вызывают живой интерес у всех ребят, поражают буйством фантазии и оригинальностью некоторых идей.
Конспект урока № 1
Современные подходы к оформлению сайтов.
Юзабилити.
Цели урока:
- обсудить наличие разных мнений и многообразие подходов к проблеме оформления сайта,
- побудить учащихся к анализу различных ситуаций, диктующих то или иное оформление сайта,
- познакомить с понятием юзабилити,
- сформулировать основные рекомендации, повышающие юзабилити web-сайта
Оборудование и материалы к уроку:
демонстрационное оборудование (мультимедийный проектор, экран), функционирующая локальная сеть; программное обеспечение: web-редактор, графические редакторы, текстовый редактор, библиотеки шрифтов, фонов и рисунков, демонстрационные материалы (сайты школьников).
Подготовка к уроку:
1) на партах учащихся находятся тексты задания “Макет” (см. Приложение1.doc)
2) подготовлены (ярлыки на рабочем столе) демонстрационные сайты (1, 2, 3)
3) на предыдущем уроке в качестве домашнего задания учащиеся получили статьи для ознакомления и анализа (см. Приложение0.txt)
Ход урока:
1. Орг. момент, повторение (3 минуты)
Тема сегодняшнего урока – “Современные подходы к оформлению сайтов. Юзабилити” (тема урока представлена на экране).
На предыдущих уроках мы получили знания о технической стороне сайтостроения.
Учитель: Какие знания нам необходимы для того, чтобы создать web-страницу?
(Предполагаемые ответы учеников: знания языка HTML, по крайней мере, основных тегов).
Зачем используют web- редакторы, в частности, MS FrontPage?
(Предполагаемые ответы учеников: ускорение работы; возможность сделать сайт, обладая минимальными знаниями; автоматизация рутинных операций…)
О каких “минусах” web-редакторов необходимо помнить?
(Предполагаемые ответы учеников: излишний код, ограничение некоторых возможностей (например, стандартными средствами нельзя сделать рисунок бегущей строкой), необходимость контроля за абсолютными - относительными адресами, громоздкие динамические эффекты…).
Какой технический прием используется для того, чтобы структура сайта соблюдалась при разных режимах просмотра?
(Предполагаемые ответы учеников: авторская или готовая макетная таблица).
Есть ли вопросы?
Учитель: задает вопросы на повторение
Ученики: отвечают
Результат: актуализация знаний, повторение
2. Тест (5 минут)
А сейчас вы выполните тестовое задание по этой теме. (тест – см. Приложение2.txt)
Какие задания вызвали затруднения?
Учитель: инструктирует, следит за ходом
выполнения теста, констатирует получение
результатов
Ученики: отвечают на вопросы, осуществляют
проверку
Результат: проверка усвоения знаний
3. Обсуждение домашнего задания. (10 минут)
Технические навыки для создания сайтов необходимы, однако не стоит забывать о том впечатлении, которое производит сайт на пользователя.
В качестве домашнего задания вам было предложено познакомиться с несколькими статьями, которые помогут нам в изучении темы.
Какие сегодня существуют подходы к оформлению сайтов? В чем заключается их суть.
Есть ли среди вас сторонники того или иного подхода?
Какие весомые аргументы приводят сторонники “содержательного” подхода?
Как обосновывают свою позицию дизайнеры-графики?
Обсуждение обычно проходит довольно живо. В силу своего возраста ребята часто имеют категоричное мнение, ниже при этом обосновывая его вескими аргументами, которые можно почерпнуть, в том числе, и из предложных статей.
В ходе дискуссии, как правило, удается подвести класс к выводу о том, что в зависимости от цели сайта, главную роль может играть и содержание, и оформление. В этом помогает демонстрация различных работ. Я предпочитаю демонстрировать работы прошлого учебного года (учеников другой параллели), чтобы оценка работ была более объективной. Примеры скриншотов сайтов (сайт1.jpg, сайт2.jpg) – см. приложение.
Какую задачу вы выводили на первый план – оформление или содержание, когда работали над проектом своего сайта в “Блокноте”? А в web-редакторе?
(Предполагаемые ответы учеников: в “Блокноте” - содержание, так как не имели достаточных навыков для оформления; в редакторе смогли больше внимания уделить оформлению, так как меньше времени тратили на рутинную работу).
Учитель: задает вопросы, направляет
беседу, демонстрирует работы
Ученики: аргументируют свою точку зрения,
анализируют работы
Результат: констатация различных подходов к
оформлению сайта, анализ оправданности того или
иного подхода, повышение мотивации, подведение к
новому понятию.
4. Понятие юзабилити. (10 минут)
В статьях вы встречались с понятием “юзабилити”. На сегодняшний момент специалисты не дали окончательного определения.
Как вы понимаете, что входит в понятие “юзабилити”?
(Предполагаемые ответы учеников: задача юзабилити – сделать так, чтобы пользователю было удобно и понятно, как пользоваться ресурсом).
Учитель печатает определение на основании ответов, полученных от учеников. Этот текст ниже темы урока проецируется на экран.
Юзабилити – набор качеств web-сайта, влияющих на эффективность работы и удобство использования продукта.
Откройте главную страницу сайта 3 (см. приложение скриншот сайт3.jpg) “Enterprise”.
С помощью каких приемов автор сайта старается повысить юзабилити?
(Предполагаемые ответы учеников: ученики отмечают структурированность информации – разделы, абзацы, списки; наличие навигационной панели, разумное цветовое решение, подборку шрифтов…).
Попробуем сформулировать общие рекомендации, как сделать сайт понятным и эффективным в использовании.
Высокий уровень юзабилити предполагает:
1) понятный интерфейс:
- панель навигации
- одинаковые названия разделов и ссылок
2) эффективный поиск нужной информации:
- читаемость текста
- выделение разделов
- структура информации (списки, таблицы)
- один абзац – одна идея
Учитель набирает рекомендации, они проецируются на экран.
Известный специалист по юзабилити Якоб Нильсен является автором многих статей; в них он более подробно рассматривает те методы, с помощью которых можно повысить юзабилити сайта.
Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока и суть понятия юзабилити.
Пока ученики переписывают с экрана информацию, текст рекомендаций распечатывается, а учитель раскладывает его на столы.
Ученики: анализируют готовый сайт,
формулируют основные принципы, записывают
основные понятия.
Учитель: демонстрирует готовый продукт,
акцентирует внимание на ключевых моментах,
фиксирует основные факты на экране.
Результат: введение и отработка нового понятия.
5. Проектная деятельность. (10 минут)
По мнению дизайнеров, особое внимание при создании сайта следует уделять первой (главной) странице.
Почему?
(Предполагаемые ответы учеников: это лицо сайта; от того, как выглядит главная страница, зависит, пойдет ли пользователь дальше по сайту…).
После того, как мы сформулировали рекомендации, применим их на практике.
Создайте средствами web-редактора макет первой страницы сайта на заданную тему, стараясь учитывать интересы потенциального пользователя.
На парте у каждого лежит задание (см. Приложение1.doc).
Продумайте, как вы прокомментируете свой макет.
Учитель: формулирует задание, помогает
организовать работу,
подобрать материалы.
Ученики: занимаются проектной деятельностью.
Результат: макет главной страницы сайта.
6. Демонстрация лучших проектов. (5 минут)
Учитель: отбирает наиболее
характерные проекты и демонстрирует их классу.
Ученики: комментируют свой макет, анализируют
чужие работы.
Результат: закрепление понятия.
7. Итог урока:
Существуют разные подходы к оформлению сайта. Сегодня мы убедились в том, что, в зависимости от того, какова концепция, идея нашего сайта, на первый план может выйти или содержание, или дизайн сайта. Но в любом случае мы должны понимать, что пользоваться нашим продуктом будут другие, поэтому надо позаботиться о юзабилити нашего сайта.
8. Домашнее задание:
Продумать идеи сайтов, где на первом месте стоял бы 1) дизайн, 2) содержание. Привести 2 – 3 довода в пользу каждой концепции.
9. Оценки за работу на уроке… Урок окончен, спасибо. До свидания.
Конспект урока № 2
Формат и стиль сайта
Цели урока:
- продемонстрировать разницу между понятиями "формат" и "копия"
- пробудить у учеников мысль, что часто содержание диктует форму представления информации
- усовершенствовать навыки анализа сайта
- развить творческие способности учеников
Оборудование и материалы к уроку:
доступ в Интернет или скриншоты сайтов, обсуждение которых предполагается, демонстрационное оборудование (мультимедийный проектор, экран), функционирующая локальная сеть, графические редакторы, текстовый редактор, библиотеки шрифтов, фонов и рисунков.
Подготовка к уроку:
- осуществить подключение к Интернету
- выложить в открытый доступ демонстрационные материалы (см. Приложение3.pdf)
- разложить групповые задания (см. Приложение4.txt)
- подготовить текст статьи для анализа (см. Приложение5.txt)
Ход урока:
1. Орг. момент, обсуждение результатов домашнего задания (3 - 5 минуты)
Предложите концепции сайтов, где на первое место выйдет оформление или содержание.
Вы доказали, что оба подхода к оформлению сайта имеют право на существование. Действительно, в Сети выложено большое число ярких сайтов разных направлений. Однако часто случается, что мы замечаем на разных сайтах сходные черты. Попробуем проанализировать причину этого сходства.
2. Проблемное групповое задание (7 - 10 мин.)
Для этого необходимо разбиться на группы (по 2 - 3 человека) и один ученик (по желанию) выступает в роли независимого эксперта (файл заданий – Приложение4.txt, Приложение5.txt).
Класс разбивается на 3 – 4 группы (по 2 – 3 компьютера на группу), каждая группа анализирует сайты одного из направлений и находит общие черты в оформлении.
1 группа - поисковые системы, 2 группа - новостные сайты, 3 группа - интернет-магазины.
Индивидуальное задание (одному из учеников по желанию) – изучить статью А. Лебедева в §25 руководства.
3. Анализ результатов задания. Понятие “формат”. (5 минут)
Далее, пользуясь демонстрируемой на большом экране презентацией, представители каждой из групп знакомят всех с результатами своего исследования. После выступления всех групп ребенок, изучавший статью, подводит итог исследования и объясняет понятие "формат". (В данной работе презентация приводится с сокращениями).
Итак, мы увидели, что среди сайтов определенного направления можно увидеть много общего и это объясняется тем, что к оформлению, структуре сайта применимо понятие “формат”.
Запишите в тетради тему, определение формата (см. Презентацию из приложения).
Ученики: выполняют исследовательскую
деятельность в ходе групповой работы
Учитель: осуществляет общее руководство и
консультирует.
Результат: реализация проблемного метода
объяснения нового материала,
знакомство с новым понятием, развитие
аналитических способностей,
умения делать выводы, навыков групповой
самостоятельной работы.
4. Разделение понятий "формат" и "копия" (5 мин.)
Одно дело – сходные элементы оформления, совсем другое – прямое заимствование, копирование дизайна. Стоит разделять понятия формат и копия.
На сайте студии Артемия Лебедева вы найдете музей клонов, в котором демонстрируются сайты, являющиеся результатом плагиата. (см. Приложение3.pdf)
Учитель: демонстрирует материалы и
комментирует
Ученики: аудиальное и визуальное восприятие.
Результат: расширение понятия.
5. Обсуждение понятия "стиль сайта" (8 - 10 мин)
Почему показанные ранее сайты были клонированы?
Чем они обладали?
В чем это выражалось?
Как правило, кто-то из учеников произносит слова “стиль”, “стильный”.
Познакомимся с еще одним сайтов студии Лебедева – сайтом www.akunin.ru
Даже если вы не знакомы с творчеством писателя, попробуйте предположить, о чем, о каком времени его произведения? Как вы узнали? Какие визуальные элементы позволяют это предположить?
(Предполагаемые ответы учеников: логотип, шрифты, иллюстрации, стиль языка…)
Специалисты выделяют следующие элементы стиля сайта: (см. презентацию)
Запишите в тетрадь определение стиля и составляющие его компоненты.
Таким образом, в основе стиля лежит, прежде всего, идея, которой подчинены все визуальные элементы web-страницы.
Ученики: самостоятельно просматривают
загруженный сайт на локальных компьютерах,
фиксируют основные элементы, идет обсуждение
мнений учеников в свободной форме.
Учитель: консультирует и направляет беседу.
Результат: подведение к новому понятию, развитие
критического мышления,
формулировка нового понятия
6. Творческое групповое задание (10 мин.)
Задание лежит на парте, ученики работают теми же группами, что и в начале урока. Для успешного задания необходима библиотека иллюстраций, функционирующая сеть и умение учеников быстро осуществлять обмен данными по сети.
Задание: оформить (графическими средствами) титульную страницу потенциального сайта организации "***", если это: (у каждой группы свое оригинальной направление). (см. Приложение6.txt)
Ход выполнения задания:
2 – 3 минуты необходимы участникам, чтобы обговорить общие вопросы. Далее 1 из участников создает любыми возможными средствами заголовки разного уровня (желательно, имеющие смысл), 2 участник создает панель навигации, 3 участник разрабатывает логотип (можно взять из библиотеки рисунков), 4 участник осуществляет конструирование сетки сайта и группировку созданных объектов на своем компьютере.
Ученики: индивидуальная и групповая
творческая работа над проектом.
Учитель: консультирует, помогает распределить
обязанности,
обеспечивает функционирование локальной сети.
Результат работы: проект титульной страницы
сайта, развитие творческих способностей,
умения работать в команде, закрепление
пройденного материала.
7. Подведение итогов (3 - 5 мин.)
Удалось ли группе (1, 2, 3…) выдержать страницу в едином стиле? Что говорит о выдержке единого стиля страницы? Почему, несмотря на общее название фирмы, сайты групп так отличаются?
Ученики: анализируют работы,
аргументируют.
Учитель: направляет обсуждение, задавая вопросы,
подчеркивает наиболее удачные стилевые решения.
Результат работы: закрепление понятия,
развитие критического мышления,
аргументированной речи.
8. Домашнее задание:
Любыми доступными графическими средствами выразить стиль оформления сайта следующей тематики (на выбор):
- сайт похоронного бюро "Милости просим"
- сайт цветочного магазина "Аленький цветочек"
- сайта съезда любителей экстремальных видов спорта
- сайт пожарной дружины "Взвейтесь кострами"
- сайт ненавистников (любителей) (Филиппа Киркорова, манной каши, и т.п.) и т. д.
9. Оценки за работу на уроке… Урок окончен, спасибо. До свидания.
Урок №3
Критерии оценки сайта как творческого проекта
В зависимости от характера класса, третий (заключительный) урок по теме проходит либо в форме дискуссии по указанной теме, либо учащимся предлагается написать эссе на заданную тему.
В любом случае, цель урока – выработка критериев всесторонней оценки сайта.
Целесообразно предложить детям оценить по этим критериям какой-либо профессиональный сайт и сайт ученика (по желанию).
Многие идеи, изложенные в этом материалы, были разработаны при обучении на курсах
Центра дистанционного образования "Эйдос", 2003 (http://www.eidos.ru)