Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Наблюдения желательно начинать с первых летних каникул, когда ребята научились читать и писать.
Сначала в своем классе мы завели рабочие альбомы, которые называли тетрадями, дневниками. В этих альбомах ребята составляли схемы, таблицы, рассказывали о своих наблюдениях, делали зарисовки, подбирали пословицы и стихи.
Работа с альбомами продолжается и во втором классе. В своих дневниках ребята указывают, где, когда видели радугу, почему они обратили свой взгляд на необычную форму листьев, облаков, корней и т.д.
С третьего класса ребята начинают конкретные наблюдения, создающие целостное представление о строении, образе жизни, развитии живых существ.
Заданием такого рода для летних наблюдений может быть наблюдение за домашними животными.
Задания построены по следующему плану: наблюдения за строением и формой тела животных, их поведением и использованием в хозяйстве человека.
I. Наблюдения за домашними птицамиКуры, утки, индюки, гуси – разные виды домашних птиц. Желательно наблюдать за несколькими видами, сравнивая их между собой.
1. Наблюдения за строением и формой тела домашних птицНаблюдай и заполняй таблицу 1.
Таблица 1
Строение тела домашних птиц
Наблюдения | Куры | Утки | Гуси | Индюки |
---|---|---|---|---|
|
Наблюдения:
1. Чем покрыто тело домашних птиц?
2. Есть ли у домашних птиц крылья и сколько их?
3. Сколько ног у домашних птиц?
4. Какие ноги: длинные или короткие?
5. Какая шея: длинная или короткая?
6. Есть ли у домашних птиц на лапах широкая перепонка?
7. Какой формы клюв: острый, сжатый с боков или широкий и тупой?
8. Мигают ли птицы, могут ли они закрывать глаза?
9. Есть ли у домашних птиц на голове заметные уши?
10. Есть ли у птиц на голове какие-нибудь украшения: гребень, яркие кожистые выросты, хохлы из перьев и т.п.?
11. Можно ли отличить самца от самки и если да, то чем они отличаются?
12. Попроси взрослых помочь тебе. Поймайте птицу. Потрогай рукой ее спинку.
13. Просунь ладонь под крыло птицы поглубже и немножко подержи там. Теплая или холодная птица внутри?
14. Намокают ли перья птиц перед дождем?
15. Какого цвета бывают домашние птицы?
16. Что получает человек от домашних птиц?
2. Наблюдения за передвижением птиц
Наблюдай и заполняй таблицу 2 “Передвижение домашних птиц” (по форме таблицы 1).
Наблюдения:
1. Могут ли домашние птицы летать ( например взлетать на забор)?
2. Могут ли домашние птицы плавать?
3. Легко ли ходят и бегают по земле?
3. Наблюдения за поведением домашних птиц
Наблюдай и заполняй таблицу 3 “ Поведение домашних птиц” по той же форме.
Наблюдения:
4. Наблюдения за развитием домашних птиц1. Любят ли птицы, чтобы их гладили и брали в руки?
2. Что едят домашние птицы?
3. Где ищут корм: на лугу, среди мусора, в реке, в озере?
4. Скребут лапами землю, когда ищут корм, или нет?
5. Как едят: склевывают с земли, обрывают листья растений, вылавливают частички пищи из воды, процеживая ее клювом?
6. Как птицы рассматривают мелкие предметы: двумя глазами или одним, склонив голову набок?
7. Дерутся ли между собой птицы разных видов (например, куры и гуси)?
8. Дерутся ли между собой птицы одного вида (куры с курами и т. п.)?
9. Как выражают угрозу: кричат, пищат, взъерошивают перья, хлопают крыльями, делают вид, что нападают?
10. Узнают ли птицы одного двора друг друга “в лицо”? Прогоняют ли чужих?
11. Узнают ли птицы свою хозяйку “в лицо” или по голосу?
12. Далеко ли домашние птицы отходят от своего дома и знают ли они дорогу домой?
13. Чувствуют ли домашние птицы: собираются ли к определенному часу к кормушке, в сарае на ночь?
14. Ухаживают ли и как за своим оперением?
15. Где любит купаться : в песке или в воде?
(можно ограничиться наблюдением за одним видом)
Пронаблюдать и ответить письменно на вопросы:
1. Что нужно сделать с яйцами, чтобы из них вылупились птенцы?
2. Сколько дней домашняя птица насиживает яйца? Запиши дату, когда наседка начала насиживать яйца, и дату, когда вылупились первый и последний птенцы.
3. Кто насиживает яйца: петух или курица, селезень или утка и т.п.?
4. Отличается ли оперение наседки от оперения других птиц того же вида, не выпали ли у нее перья на брюшке?
5. Чем покрыто тело маленьких птенцов: перьями или пухом? Какого цвета?
6. Могут ли птенцы вскоре после вылупления ходить, бегать, пищать, клевать, открыты ли у них глаза?
7. Сколько птенцов бывает у одной домашней птицы?
8. Учит ли птица-мать своих птенцов находить пищу, показывает ли она им, что нужно клевать?
9. Охраняет ли птица-мать своих птенцов от опасности, например от кошки или собаки? Проследи, как она это делает?
10. Защищает ли птица-мать своих птенцов от дождя и холода и как?
11. Есть ли у птицы-матери особый “язык”, на котором она “разговаривает” с птенцами?
12. Издают ли такие же звуки другие куры, у которых нет птенцов?
13. Слушаются ли птенцы свою мать?
14. Как ведет себя птенец, отбившийся от выводка?
15. Запиши число, когда у птенцов начали расти перья. Сосчитай, через сколько дней после вылупления птенцов ты это заметил.
16. Чем кормят маленьких птенцов?
17. Если дома есть точные кухонные весы, можно следить за скоростью роста, взвешивая одного и того же птенца через равные промежутки времени, например, каждый третий день. Птенца при этом нужно сажать в коробку. Птенца лови осторожно, не причини ему вреда! Результаты взвешивания и свои подсчеты аккуратно записывай в таблицу 4.
Таблица 4
Скорость роста цыпленка (утенка и т.п.)
Дата | Масса пустой коробки |
Масса коробки с цыпленком |
Масса цыпленка |
Прибавка в массе цыпленка |
---|---|---|---|---|
Примечание: чтобы определить массу цыпленка, нужно от массы коробки с цыпленком отнять массу пустой коробки; чтобы определить прибавку в массе цыпленка, нужно от последнего результата взвешивания отнять предыдущий.
18. Сосчитай, через сколько дней цыпленок стал в два раза тяжелее, чем был в первое взвешивание.
19. Какова масса твоего тела? Какой она будет, если станешь в два раза тяжелее?
20. Сможешь ли ты стать в два раза тяжелее за столько же дней, что и цыпленок?
21. Сделай вывод, кто быстрее растет: ты или цыпленок.
5. Выводы из наблюдений
Внимательно просмотри записи своих наблюдений и определи:
II. Наблюдения за домашними зверями1. Какие признаки у домашних птиц одинаковы?
2. Чем разные виды домашних птиц отличаются друг от друга?
3. Что нового для себя ты узнал, наблюдая за домашними птицами?
4. Для чего человек содержит домашних птиц?
5. Нарисуй в альбоме домашних птиц, за которыми ты наблюдал.
Собаки и кошки – самые распространенные домашние звери. Желательно наблюдать одновременно и за собакой и за кошкой, сравнивая их между собой. Это должны быть хорошо тебе известные животные: твои собственные, твоих родных или друзей. К чужим кошкам и собакам близко подходить нельзя, за ними можно наблюдать издали.
И кошка, и собака – хищные звери, у них много общих черт. Но есть и важные отличия.
1. Наблюдения за строением телаНаблюдай и заполняй таблицу 5 (по форме таблицы 1).
Наблюдения:
1. Чем покрыто тело собаки и кошки?
2. Есть ли на голове крупные уши? Могут ли звери, прислушиваясь, шевелить ушами?
3. Как расположены глаза: по бокам головы или спереди?
4. Могут собаки и кошки мигать, есть ли у них веки?
5. Осторожно открой животному рот и рассмотри его зубы. Похожи ли зубы у кошки или собаки? Постарайся нарисовать зубы кошки или собаки в альбоме.
6. Есть на морде длинные жесткие волосы- усы?
7. Рассмотри лапы собаки и кошки. Могут ли эти животные втягивать когти?
8. Тупые или острые когти у собаки и кошки?
9. Блестят ли глаза у кошек и собак в темноте, когда падает на них луч света (можно посветить фонариком)?
2. Наблюдения за движением и поведением собак и кошек
Наблюдай и заполняй таблицу 6 “ Поведение собаки и кошки” (по форме таблицы 1).
Наблюдения:
3. Наблюдения за развитием щенка или котенка1. Как ходят собаки и кошки по полу: бесшумно или стучат когтями?
2. Любят ли забираться на высокие предметы: забор, крышу, дерево?
3. Боятся ли высоты?
4. Чем кошка цепляется, когда забирается на дерево: хвостом, зубами, когтями?
5. Как кошка и собака перебегают открытое пространство, например двор: свободно, не таясь, или крадучись, припадая к земле, затаиваясь?
6. Как ухаживают собаки и кошки за своей шерстью? Умывают ли мордочку лапкой?
7. Как ведут себя в жаркий день?
8. Что едят собаки и кошки?
9. Как охотятся собаки и кошки за добычей? Чтобы узнать это, привяжи на веревочку бумажный бантик и поиграй сначала с кошкой, потом с собакой. Лучше играть с молодыми животными. Они станут охотиться за бантиком, если он будет как живой: медленно ползти по земле, заползать за укрытия. Внимательно следи за кошкой!
10. Прячется ли кошка в засаду, чтобы бантик ее не “видел”?
11. Старается ли подкрасться к бантику бесшумно и незаметно?
12. Бросается ли на бантик стремительным прыжком?
13. Если бантик от кошки “убежал”, она затаивается снова или долго его догоняет?
14. Издает ли кошка громкие звуки, когда охотится за бантиком?
15. Поиграй в бантик с собакой и ответь на вопросы 10-14.
16. Узнают ли собаки и кошки своих хозяев и других знакомых людей?
17. С какой целью держат собак и кошек?
Наблюдай и отвечай на вопросы письменно:
1. Сколько родилось щенков (котят)?
2. Покрыт ли новорожденный шерстью?
3. Открыты ли у него глаза?
4. Издает ли он какие-нибудь звуки?
5. Может ли он ходить?
6. Чем питается маленький щенок ( котенок)?
7. Дай маленькому щенку (котенку) пососать свой пальчик. Сильно ли он присасывается? Как он при этом складывает язычок?
8. Как ухаживает собака или кошка- мать за детенышами: кормит, вылизывает, греет?
9. Защищает ли она своих малышей от опасности?
10. Наблюдай и заполняй таблицу 7.
Таблица 7
Развитие щенка (котенка)
Событие |
Дата |
На какой день |
---|---|---|
События:
1. Родились щенки ( котята ).
2. У щенков (котят) прорезались зубы.
3. Начали открываться глаза
4. Щенки (котята) стали подниматься на ножки.
5. Стали выходить из своего "гнезда" и играть друг с другом.
6. Начали есть из блюдца.
Если дома есть кухонные весы, можно следить за скоростью роста щенков, (котят). Нужно ежедневно взвешивать одного и того же (или всех по очереди) и записывать данные в таблицу 8. Чтобы не перепутать малышей, дай каждому кличку и запомни приметы.
Таблица 8
Дата |
Щенок №1 |
Щенок №2 |
Щенок №3 |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
Масса щенка |
Прибавка в массе |
Масса щенка |
Прибавка в массе |
Масса щенка |
Прибавка в массе |
|
4. Выводы из наблюдений
Внимательно просмотри свои записи и ответь на вопросы:
1. Что общего между собакой и кошкой?
2. Чем отличаются друг от друга собака и кошка?
3. Что нового для тебя ты узнал, наблюдая за собакой и кошкой?
4. Для чего человек содержит собак и кошек?
5. Нарисуй в альбоме собак и кошек, за которыми ты наблюдал.
Возьми в библиотеке книги о собаках и кошках и прочти о разных породах этих животных.
III. Наблюдения за крупными домашними животными
Коровы, козы, свиньи, лошади – крупные и очень сильные животные, которые могут быть опасны. Поэтому наблюдать за ними нужно очень осторожно, близко подходить только в сопровождении взрослых. Если животное привязано, подходи к нему так, чтобы оно не могло достать до тебя, полностью натянув веревку. Будь внимателен и не делай резких движений перед животным.
1. Наблюдения за строением телаНаблюдай и заполняй таблицу 9 “Строение тело коровы, козы, свиньи, лошади (по форме таблицы 1).
Наблюдения:
2. Наблюдения за поведением крупных домашних животных1. Чем покрыто тело этих животных?
2. Сколько у них ног?
3. Чем заканчиваются ноги у этих животных? Сколько копыт на ноге: одно, широкое и сплошное, или два?
4. Есть ли рога на голове? Какие: ветвящиеся или заостренные?
5. Есть ли на глазах веки с ресницами?
6. Большие ли у них уши? Шевелят ли они ими, прислушиваясь?
7. Какой конец морды у этих животных: мягкий, нежный или жесткий, как будто из резины?
8. Есть ли у самок крупное вымя?
Наблюдай и заполняй таблицу 10 “Поведение коровы, козы, свиньи, лошади” (по форме таблицы 1).
Наблюдения:
3. Выводы из наблюдений1. Что едят эти животные? Едят ли они траву, ветки, обгладывают кору?
2. Как берут пищу в рот: губами, зубами, языком?
3. Роют ли землю мордой?
4. Жуют ли жвачку, отрыгивая и пережевывая еще раз уже проглоченную ранее пищу?
5. Много ли едят и пьют воды?
6. Узнают ли своих хозяев?
7. Знают ли дорогу домой?
8. Внимательно посмотри, как хозяйка доит корову или козу. Попробуй свежевыдоенное молоко. Какое оно: теплое или холодное?
9. Дают ли маленьким телятам, козлятам, поросятам, жеребятам сосать молоко из вымени коровы, козы, свиньи, лошади или поят их из соски, из ведра?
10. Погладь маленького теленочка, дай ему пососать твою руку. Сильно ли он присасывается?
11. Запрягают ли этих животных в повозку?
12. Узнай, как называется то, что надевают на лошадь, когда ее запрягают. Запиши.
13. Для чего человек содержит этих животных?
1. Чем похожи друг на друга корова, коза, свинья, лошадь?
2. Чем они отличаются друг от друга?
3. Что нового ты узнал, наблюдая за этими животными?
4. Может ли человек обойтись без этих животных?
5. Нарисуй в альбоме животных, за которыми ты наблюдал.
ЛИТЕРАТУРА
1. В.М.Пакулова В.И.Кузнецова, Методика преподавания природоведения, Москва “Просвещение” 1990.
2. “ Наблюдения на уроках природоведения”, Москва “ Просвещение”. Начальная школа № 4, 1991.
3. “ Ноосфера Вернадского”, Начальная школа, № 6, 1998.
4. “ Экологическое воспитание младших школьников”, Начальная школа, № 5, 2003.