Стихотворение Бунина "Листопад". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • учить детей пользоваться средствами речевой выразительности: паузой, логическим ударением,
  • варьировать темп чтения,
  • формировать навыки осмысленного чтения,
  • воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к окружающей природе.

Учитель. Ребята, чем интересна пора золотой осени? Посмотрите на рисунок к стихотворению. Какие краски использовал художник? А вот на известной вам картине И. Левитана краски богаче – посмотрите. Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение Бунина о золотой осени.

Показ иллюстрированной книги “Листопад”, предложить прочитать ее дома целиком. Чтение стихотворения учителем.

Учитель. Что такое терем?

Дети. Богатый, нарядный, красивый дом.

Учитель. Как вы думаете, почему И. Бунин сравнивает лес с теремом?

Дети. Он, как терем, нарядный и пестрый – лиловый, желто-золотой, красный.

Учитель. Какое настроение вызывает у поэта лес – терем?

Дети. Лес он показывает веселым, и сам радуется золотой осени.

Чтение стихотворения самостоятельно детьми.

Учитель. А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает автор в свой терем, как он “построен” и где стоит.

Чтение детьми первых десяти строк.

Учитель. Итак, отметим еще раз краски – слова, которые нам понадобятся для рисования – “постройки терема”.

Чтение детьми первого четверостишия.

Учитель. А теперь посмотрим “строительный материал”.

Чтение следующих шести строк. Ребята отмечают, что терем состоит из желтых березок.

Учитель. Как они стоят? Прочтите.

Дети. Будто желтою резьбой блестят в лазури голубой.

Учитель. Смотрите внимательно, какая рисуется картина: березки, как желтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба. Что еще входит в наш терем?

Дети. Елочки стоят, как вышки, они темно-зеленые.

Учитель. Верно, они очень стройные и похожи на вышки. Еще есть клены. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале. Какие же листья у кленов?

Дети. Они золотые, багряные, желто-красные.

Учитель. Ну вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт?

Дети. Между кленами в листве есть просвет в небо, как оконца…

Учитель. Где стоит наш терем?

Дети. (чтение до “Сегодня так светло кругом”) Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора.

Учитель. Хорошо. Посмотрим, как изображен двор. Найдите этот отрывок, прочтите его.

Чтение детьми отрывка.

Учитель. Красив ли наш двор? Давайте все вместе “нарисуем” и терем расписной, и двор.

Перечитывание всего стихотворения вслух. “Рисование” словесных “картин”, используя еще раз все краски для рисования.

Учитель. Смотрите, какое богатство красок – слов у нашего поэта – художника. А теперь еще раз назовите “объекты” - что будет нарисовано.

Дети. Голубое небо. Редкие желтые березы. Стройные зеленые елочки. В лесу между деревьями просветы – оконца. Широкая поляна около леса. Серебристая паутина тянется по ней. Играет белый мотылек.

Учитель. Прекрасно! Но мы должны с вами изобразить еще тишину, “мертвое молчание”, как говорит поэт. Как это изобразить?

Дети. Деревья и листья не шевелятся, от ветра.

Учитель. И вся эта картина залита солнцем. Мы его забыли нарисовать. А без солнца краски не были бы такими яркими. Закройте глаза. Представьте всю картину целиком. Ну а теперь будем читать так, чтобы все представили и расписной терем, и светлую поляну, и “мертвую тишину”. Как будем читать: быстро, медленно, спокойно?

Дети. Спокойно.

Учитель. Но надо еще передать и восхищение картиной.

Чтение первой части стихотворения до обобщения “Сегодня так светло кругом…”

Учитель. Смотрите, ребята, дальше повторяются слова: сегодня так светло кругом, такое мертвое молчание. Почему поэт их повторяет, что он хотел сказать?

Дети. Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо.

Чтение стихотворения несколько раз, пробуя интонацию.

Учитель. Это стихотворение, поэтому последние слова каждой строки надо произносить с малым ударение, потому что они рифмуются, и это надо показать.

Домашнее задание. выучить стихотворение наизусть.

Литература:

  1. Эльконин Д.Б. “Как учить детей читать” – Москва: Знание, 1976.
  2. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. Под ред. Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловой Н.Н. – Москва: Педагогика, 1997.