Урок исторической правды

Разделы: История и обществознание


В 2005 году мировая общественность будет в очередной раз отличить знаменательную дату окончания второй мировой войны, победу над фашизмом. Нашему народу эта победа далась особенно тяжело, мы понесли огромные людские и материальные потери, страна в своем развитии была отброшена на несколько десятилетий назад.
В ходе II мировой войны возникает антигитлеровская коалиция, основную роль в которой играли СССР, США и Великобритания. Благодаря усилиям народов этих стран, была одержана победа в самой страшной войне в истории человечества.
22 июня 1941 г. Германия совершила нападение на СССР – для советского народа началась Великая Отечественная война, на первом этапе которой мы потерпели ряд поражений и были вынуждены отдать врагу значительную часть своей территории, затем, смогли переломить ситуацию в свою пользу и перейти в контрнаступление.
В течение всей войны правительства США и Великобритании оказывали Советскому Союзу значительную материальную помощь, прежде всего военным снаряжением, техникой, продовольствием. В тот период и Черчилль и Рузвельт в своих посланиях Сталину неоднократно подчеркивали, что именно СССР несет на своих плечах основную тяжесть войны. Однако после окончания войны ряд видных западных политических деятелей, в том числе и Черчилль, стали утверждать, что война была выиграна благодаря усилиям Великобритании и США. Чем дальше уходит от нас та эпоха, тем настойчивее звучат эти утверждения.
К сожалению, в последние годы и в современной России все настойчивее распространяется эта версия (достаточно посмотреть учебник Кредера по Новейшей истории).
Исходя из всего вышеизложенного, и родилась идея серии уроков исторической правды, один из которых предлагается вашему вниманию.

Тема: Военно-стратегическая ситуация на фронтах второй мировой войны летом 1942 – летом 1943 гг.

Цель: анализ и оценка вклада каждой из стран антигитлеровской коалиции в разгром военных сил блока фашистских государств (в период II половины 1942 – I половины 1943 гг.)

Задачи:

  • Отразить реальную картину военных действий на основных фронтах II мировой войны.
  • Исходя из анализа военно-стратегической ситуации, а также людских, материальных потерь и затрат, сделать вывод о реальном вкладе каждой из трех основных стран антифашистской коалиции в коренной перелом на фронтах II мировой войны.
  • Выработать у учащихся умение на основе научного анализа формировать собственное понимание и оценку исторических явлений и событий.

Оборудование урока: карты и атласы II мировой войны, технические средства обучения.

Форма урока: учебное семинарское занятие или научная конференция.

Место проведения: учебная аудитория или актовый зал в зависимости от количества учащихся.

Методические рекомендации. Урок предназначен для учащихся 11-х классов, поскольку требует определенных навыков и умений самостоятельной работы со сложным историческим материалом, в упрощенном варианте возможен и в 9-х классах. В форме конференции – возможно привлечение девятиклассников. Нецелесообразным является проведение урока продолжительностью 40–45 мин., наиболее оптимальной является учебная пара.

Предварительная подготовка:

– все участники занятия делятся на три примерно одинаковые по численности и силам группы, каждая из которых получает определенное задание: подготовить сообщение по конкретной теме, в данном случае первая группа готовит анализ военно-стратегической ситуации на советско-германском фронте летом 42 – летом 43 гг.; вторая группа анализирует военные действия в Северной Африке; третья – в Тихоокеанском регионе.

Анализ осуществляется по следующей схеме:

1. Соотношение сил противоборствующих сторон к началу периода и в его конце.
2. Важнейшие стратегические операции, их ход и последствия. (по возможности, потери, понесенные в ходе этих операций).
3. Военно-стратегическое и политическое значение для всего дальнейшего хода войны.

– из числа участников семинара выделяется небольшая группа (2–3 человека), которые готовят краткий анализ всей ситуации на фронтах II мировой войны, сложившейся к лету 1942 года (сообщение на 5–7 мин.)
– время на подготовку: от 2 недель до одного месяца.
– из числа учителей школы создается небольшая группа экспертов в количестве 2-х – 3-х человек главная задача которых – оценить уровень подготовки сообщений каждой из групп учащихся и в ходе работы семинара (конференции) подготовить дополнительные или уточняющие вопросы.

Литература:

  • учебники истории России и Новейшей истории для 11 класса,
  • мемуары военных и политических деятелей той эпохи,
  • документы дипломатического и военного характера, переписка Сталина – Рузвельта – Черчилля,
  • военно-исторические фильмы, как документальные, так и художественные (подробный список литературы предлагается учащимся).

ХОД УРОКА

I. Вводная часть: краткое выступление учителя. Роль и место II мировой войны в современной истории (7–10 мин).

II. Основная часть (I этап): последовательные выступления трех групп учащихся с подготовительными сообщениями и предварительное выступление группы с общим обзором военно-политической ситуации на фронтах к лету 1942 года. Продолжительность каждого выступления не более 12–15 мин. Слушатели делают в своих тетрадях краткие заметки и формируют вопросы по теме. Ответы на вопросы после выступления каждой группы (4–5 мин).

II этап. Обсуждение выступлений: анализируя сообщения учащихся, все присутствующие делают выводы о вкладе в общую победу каждой из стран антигитлеровской коалиции. Итоги обсуждения записываются в тетради.

III этап. Заключительная часть урока. Учитель, ведущий предмет, подводит общие итоги занятия и совместно с учителями-экспертами оценивает работу каждой группы (а по возможности – каждого ученика).

Подобные уроки являются привлекательными по форме для старшеклассников, так как позволяют высказать свою точку зрения, выработать навыки самостоятельной работы (известно, что особо ценным является знание, добытое самим учеником), позволяют восстановить историческую справедливость не на основе голословных утверждений отдельных политиков или государственных деятелей, а на основе вдумчивого научного анализа. Очень важным является и воспитательная сторона урока, патриотизм и гордость за свою Родину в данном случае сочетается с пониманием того, что фашизм был разгромлен в результате совместных усилий многих стран и народов.