Повышение квалификации учителя на базе общеобразовательной школы

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В условиях гуманизации и демократизации образования каждая школа ищет свой путь в решении проблем образования. Наша школа расположена на центральной улице города, но в то же время в санитарной зоне завода ЧТЗ. Основным микрорайоном являются семейные общежития. Среди наших учеников много социально незащищенных детей. Поэтому наша школа уже давно поставила перед собой цель – отвлечь подростков от “улицы” и воспитать в них общечеловеческие ценности. Отражение этих идей мы увидели в модели "Экология и Диалектика" московского профессора Л.В. Тарасова, и с 1992 года отрабатываем ее в условиях нашей общеобразовательной школы.

Результатом этой работы можно считать признание нас школой года 1998, 1999, 2000 гг. Логичным продолжением деятельности коллектива является и тот факт, что мы являемся Муниципальной экспериментальной площадкой. Тема нашего эксперимента звучит так: “Создание психолого-педагогических условий формирования личности ребенка, ориентированной на устойчивое развитие на основе принципов модели "Экология и Диалектика". Цель эксперимента – развитие ребенка.

Для организации экспериментальной работы в коллективе требуются педагоги с высокой профессиональной компетентностью. Решение этой проблемы мы видим в организации работы, направленной на повышение квалификации учителя в условиях общеобразовательной школы. Таким образом

Повышение квалификации учителя через вовлечение в систему работы педагогических советов.

В течение года у нас проходит 5 педагогических советов

  • август – планирование.
  • ноябрь, декабрь, март – тематические педагогические советы, они определяются на августовском педагогическом совете и вытекают из проблем, выявленных при анализе работы в мае. Все они направлены на достижение цели работы школы.
  • май – анализ результатов работы школы в учебном году и на данном этапе экспериментальной работы в школе.

Например, в 2004–2005 учебном году цель работы школы: создание условий развития ребенка. Школа находится на технологическом этапе отработки эксперимента: Создание психолого-педагогических условий формирования личности ребенка, ориентированной на устойчивое развитие на основе принципов модели “ Экология и диалектика”.

Условия успешной реализации эксперимента:

  • использование единых концептуальных подходов модели "Экология и диалектика";
  • построение траектории развития каждого ребенка;
  • приоритетность воспитательной практики;
  • использование методики КТД;
  • система научно-методической работы;
  • наличие резонансного управления школой.

Исходя из этого, темы педагогических советов сформулированы следующим образом:

СРОК

Тема педагогического совета

Ответственный администратор

29.08.2004

Грамотное планирование работы школы в 2004–2005 учебном году важное условие эффективной работы коллектива. Директор и заместитель директора по научно-методической работе

04.11.2004

Воспитательный потенциал урока. заместитель директора по воспитательной работе

29.12.2004

Коллективная творческая деятельность– одно из условий формирования личности ребёнка ориентированной на устойчивое развитие на основе принципов модели “ Экология и диалектика”. заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4 неделя,
март

Использование информации книги “От 7 до 17” при прогнозировании индивидуальной траектории развития каждого ученика. заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4 неделя,
май

Анализ результатов года.

Выявление проблем в развитии и функционировании школы.

Директор и заместитель директора по научно-методической работе

Таким образом, педагогические советы являются логическим продолжением предыдущей работы и позволяют решать проблемы, прогнозировать перспективы развития школы в будущем. Такая работа требует от администрации школы высокого профессионализма и слаженности действий.

Работа над тематическим педсоветом включает в себя 3 этапа:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

  • на совете при директоре обсуждаются цели, задачи педсовета, ожидаемый результат;
  • выступление на методическом совещании с сообщением по теме педсовета заместителя директора;
  • работа в творческих группах (чаще на кафедре);
  • работа с литературой по теме педсовета;
  • приглашение консультантов и научных руководителей;
  • проведение открытых мероприятий по теме педсовета (в том числе родительские собрания, классные часы, уроки, заседания кафедры, факультативные занятия).

На этом этапе формируется информационное поле учителя, повышаются его технологические умения, развиваются и проектные навыки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП включает в себя непосредственное проведение педагогического совета. Этому этапу свойственен поиск новых форм: например, “По страницам повести “От 7 до 17”; “Остров сокровищ”; “Педсовет-проект “Педагогическое прогнозирование”.

В результате повышается культура общения в рамках совместной деятельности, творчество учителя, активизируется жизненная позиция и умение отстаивать собственную точку зрения.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП включает в себя обмен мнениями на самом педсовете, где все желающие могут высказать свои комментарии. Более подробный анализ проходит на кафедрах, и заключается цикл педагогического совета анализом на совете при директоре.

На этом этапе повышается аналитическая культура каждого педагога и развиваются его прогностические навыки.

Майские педагогические советы готовятся в течение месяца:

  • 1 неделя – свою работу анализируют все педагоги школы
  • 2 неделя – используя материалы учителей, работу анализируют заведующие кафедрами
  • 3 неделя. Заместители директора дополняют свои анализы данными из анализов заведующих кафедрами, обобщают и сводят в целое в соответствии с функциональными обязанностями
  • 4 неделя. Сводный анализ деятельности и результатов продвижения школы за год выполняют заместитель директора по НМР и директор школы .

Таким образом, плановое и цикличное проведение педагогических советов позволяет говорить о системе работы, а это одна из составляющих элементов профессионализма.

Включенность всех педагогов в подготовку к педагогическим советам, широкий спектр деятельности при подготовке и проведении педагогического совета способствует повышению профессионализма педагогов и расширению их возможностей.

Повышение квалификации учителя через вовлеченность в работу кафедр.

В нашей школе действуют 5 кафедр.

  • Кафедра А объединяет педагогов естественно-математического цикла,
  • Кафедра Б объединяет учителей русского языка, литературы, художественно-эстетического цикла,
  • Кафедра В объединяет учителей иностранного языка и обществознания,
  • Кафедра УНК – учителей начальных классов,
  • СПВЦ – социально-психологический и валеологический центр.

Каждая кафедра планирует свою работу в учебном году в соответствии с общешкольными целями, где прописывает шаги по их реализации. При составлении плана учитывается мнение всех членов кафедры, и распределяются сферы участия каждого в общекафедральных делах.

Заседания кафедр проходят 2 раза в месяц. На этих совещаниях педагоги обмениваются новинками в области их предметной (профессиональной) компетенции, обсуждают и ищут пути продвижения каждого педагога, кафедры и школы.

На кафедрах создается своеобразный портфолио каждого педагога, где фиксируется степень его активности в делах школы:

  • выступления на кафедре, семинаре, ОМС, педсовете;
  • участие в КТД;
  • подготовка учащихся к олимпиадам, НОУ,
  • открытые мероприятия,
  • и т.д.

Вся эта работа развивает личностные качества учителя и его эмоциональную сферу, повышает уровень его компетентности.

Повышение квалификации учителя в ходе работы над методической темой.

В начале года каждый учитель определяет свою методическую тему и согласовывает ее с заместителем директора по НМР, который корректирует ее с учетом целей работы школы.

Например, была запланирована тема “Подвижные игры на уроках физической культуры”, стала (после коррекции) “Роль подвижных игр на уроках физической культуры в формировании детского коллектива”.

В течение года педагог собирает в копилку теоретическую информацию, куда могут войти

  • сообщения на кафедре,
  • выступления на педсовете, семинаре,
  • теоретические сведения из литературы.

Параллельно формируется и практическая часть работы:

  • конспекты занятий, уроков,
  • пакеты контрольных работ и тестовых заданий,
  • дидактика и пр.

В январе проходит отчет по работе над методической темой перед заместителем директора по НМР, и каждый педагог получает рекомендации для дальнейшей деятельности.

В июне все работы сдаются на рецензирование заведующим кафедрами.

В августе на научно-практической конференции происходит обзор всех работ, и заслушиваются лучшие сообщения. Они рекомендуются для выступления на районных секциях и совещаниях. Многие из методических тем составили основу квалификационных работ педагогов на высшую категорию. Например, Данилова В.Ф., учитель физкультуры, Айчувакова Е.Р, учитель начальных классов, Хепйлик О.Г., учитель географии.

Повышение квалификации учителя через организацию курсовой подготовки на базе образовательных учреждений района, города и т.д.

Ежегодно в школе зам. дир. по УВР собирает заявки от педагогов о желании прослушать курс по определенным дисциплинам.

Затем корректируется, дополняется список (заявка) рук. МО школы и зав. каф.

Причины могут быть различны:

– переход на новую программу (учебник)
– недостаток информации по организации работы при подготовке детей к ЕГЭ/
– знакомство с современными требованиями к преподаванию учебных дисциплин
– знакомство с положительным опытом работы др. школ и др.

ГОД

Курсы
ИДППО

Районные
августовские
конференции

Др. семинары
слушатель/организат.
участник/участник

 
2002–2003

17 чел

2 чел.

14/8

 
2003–2004

24 чел.

7 чел.

12/9

 
2004–2005

7 чел.

5 чел.

 

Итак,

Данная система позволила получить нам следующие результаты.

Такая организация позволяет нам продуктивно работать в эксперименте и повышать квалификацию педагогов. Следовательно, такая работа увеличивает продуктивность деятельности коллектива и способствует повышению квалификации педагогов.

 

высшая

первая

вторая

б/к

1998

9,5%

47%

30%

13%

2004

38%

48%

10%

4%

Результаты квалификационных испытаний учителей говорят о росте профессиональной компетентности педагогов в условиях общеобразовательного учреждения.

Вышеописанная система может быть использована администрацией общеобразовательных школ России с целью повышения квалификации педагогов.