Развитие творческих способностей учащихся на занятиях фотокружка

Разделы: Внеклассная работа


В сердце дует ветер тонкий
И летишь, летишь стремглав,
А любовь на фотопленке
Душу держит за рукав.
У забвения, как птица,
По зерну крадет – и что ж?
Не пускает распылиться,
Хоть и умер, а живешь –
Не вовсю, а в сотой доле,
Под сурдинку и во сне,
Словно бродишь где-то в поле
В запредельной стороне.
Все, что мило, зримо, живо,
Повторяет свой полет,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берет.

А. Тарковский.

Я фотолюбитель с большим стажем – 32 года. Еще студенткой Челябинского педагогического института я познакомилась с огромным Миром фотоискусства и уже не представляю свой жизни без него. С 1979 года я работала руководителем фотокружка в Доме Юных Техников ЧТЗ в течение 13 лет, потом до сегодняшнего дня в школе № 107. Еще тогда, в 1979 году, я заметила, что дети плохо понимают мои научные объяснения химических процессов и физических явлений. Ведь в 5–7-х классах у них нет необходимых знаний по этим предметам. Уже тогда я искала яркие и понятные объяснения на доступном для них языке. Искала их у других руководителей, придумывала сама. И постепенно реакции, происходящие в проявителях и фиксаже, стали походить на игру в “вышибалы”.

Изучая устройство фотоаппарата, ученик должен разобраться в этом сложном, тонком и запутанном механизме. Детям разного возраста я показываю фокус. В темной комнате открываю небольшое, залепленное пластилином, отверстие на затемненном окне. И они с большим восторгом обнаруживают на небольшом экране цветное, перевернутое и живое изображение того, что находится за окном. Ученикам среднего звена я предлагаю самим смастерить маленькую камеру обскура из бумаги или ... валенка.

Когда мы изучаем свойства фотобумаги, то предлагаю сделать композицию из листьев, булавок, спичек, карандашей и других предметов при красном свете на листе незасвеченной фотобумаги. Потом включаем на несколько секунд свет, затем проявляем то, что получилось. Смотрим, восхищаемся, оцениваем художественную ценность композиции.

Очень сложно порой объяснить ученику 6–7 класса, что такое фокусное расстояние объектива. Теперь я прибегаю к житейскому опыту: все когда-то выжигали с помощью линз. В любом ли положении линзы можно поджечь бумагу? Пробуем. Нет. Объясняю, почему.

Проводя занятия, я постоянно обнаруживаю интегративные связи различных предметов: физики, техники, искусства ... ведь фотография – синтез, союз разных наук.

Но без души человека она мертва. Бездушная фотография никого не тронет. Поэтому занятие фотографией гармонично развивает все стороны человека.

Когда я даю задание снять портрет мамы, натюрморт, пейзаж ..., объясняю, что снимок надо продумать заранее. Важно все: свет, композиция, настроение героя. Дети любят эти задания: ведь именно из этих снимков мы выбираем лучшие для выставки. Работы красиво оформляются: деревянная рамка, фон, подпись – все как на настоящей выставке. Для них это праздник и стимул снимать лучше.

Волновала меня не только проблема превращения сложного материала в доступный, но и длинные (по программе) “теоретический” период. У многих детей пропадал интерес к занятиям задолго до получения первой фотографии. Детям интересно, когда они что-нибудь делают, а “голая” теория их не привлекает.

Вот тут-то и пришла идея объяснять теорию тогда, когда дети сталкиваются с проблемой. Например: перепутали бачки с проявителем и фиксажем. Ставится задача: как их отличить. Принимаются все предложения, общими усилиями приходим к истине. В для этого необходимо знать, что делает с засвеченной пленкой или бумагой проявитель, а что фиксаж. Степень углубления в теорию должна соответствовать возрасту детей.

Постепенно я перестала огорчаться, когда дети засвечивали фотобумагу или сдвигали ее при экспозиции: чем больше проблем у них возникало, тем лучше они разбирались в их сущности. Пословицу “На ошибках учатся” мы проверили на практике.

Теперь свои первые занятия я начинаю не с истории фотографии, а сразу с изучения свойств света, впрочем, именно с этого и началась история фотографии, что ф переводе означает “светопись”.

Занятия с ребятами я веду на двух уровнях: “новички” и “старички”, мои главные помощники в освещении школьных мероприятий, – помогают учителям и классным руководителям в выпуске газет и альбомов. В школе ежемесячно проводятся коллективные творческие дела в классах и разновозрастных отрядах, а одной мне за всем не поспеть. Да и ребята чувствуют свою значимость.

Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.

Я не уверена, что этот процесс можно назвать творчеством с большой буквы, но ребенок реализует свою потребность в развитии.

Пока ему недоступно создание обобщенных образов или форм, но конкретное задание: запечатлеть портрет друга – заставляет его продумать и учесть много деталей. Это и фон, на котором он снимает, и свет, который падает на друга (ведь хочется, чтобы он был рисующим), поза и выражение лица, одежда и многое другое. Напечатанные фотографии всегда “оцениваются” детьми и руководителем. Лучшие отбираются для участия в выставках.

Пройти этот трудный путь успехов и неудач не просто.

Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
И надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов..!

Б. Пастернак.

Тематический план работы фотокружка.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание работы

История фотографии.

1.

Свойства света.

2

Получение композиций на фотобумаге.

2.

Камера – обскура.

2

Изображение в темной комнате. Изготовление ее из бумаги.

3.

История открытия фотографии.

2

О Дагере и Ньепсе. Их снимки. “Чудеса” той дагеротипии.

4.

Фотография сегодня.

2

Фотография в науке, технике, общественной жизни. Фотография как искусство.

Работа с фотоаппаратом.

1.

Основные части фотоаппарата.

2

Как работает, что зачем нужно. Чем отличаются фотоаппараты.

2.

Кассета.

2

Зарядка с закрытыми глазами на скорость.

3.

Работа с фотоаппаратом.

2

Вставить пленку, установить выдержку, диафрагму, расстояние. Перемотка.

4.

Определение экспозиции.

2

Фотоэкспонометр, таблицы, символы.

5.

Первая съемка.

2

Снимаем на улице. Отработка последовательности операций.

Работа с пленкой.

1.

Зарядка пленки в бачок.

2

Зарядка с закрытыми глазами на скорость.

2.

Проявка пленок.

2

Определение времени проявления методом “фактора”.

3.

Сушка, хранение пленок.

2

Выпрямление пленок, изготовление конвертов.

Работа с фотоувеличителем.

1.

Устройство фотоувеличителя.

2

Что, где, зачем. Сравнение с фотоаппаратом.

2.

Фотопечать.

6

Определение выдержки с помощью “контролек”. Закрепление последовательности операций.

3.

Фотохимикаты.

2

Разведение проявителя и закрепителя. Различие их свойств.

4.

Инструктаж по технике безопасности.

2

Что опасно и почему.

5.

Фотобумага.

2

Какой бывает бумага, подбор бумаги к негативу.

6.

Глянцевание, сушка, хранение фотографий.

2

Работа с готовыми фотографиями.

7.

Ретушь.

2

Устранение царапин. Что делать, чтобы их было меньше.

Выразительные средства.

  Композиция.

2

Показ фотографий.
Работа с имеющимися негативами.
Задание на дом: использовать выразительные средства при съемке.
  Перспектива.

2

  Ракурс.

2

  Светотень.

2

  Смысловой центр.

2

  Колорит.

2

  Точка и момент съемки.

2

  Контрасты.

2

  Освещение.

2

Фотожанры.

  Пейзаж и архитектура.

8

Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра.
Съемка, проявка, печать, конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки.
  Портрет.

8

  Репортаж.

8

  Спортивный.

8

  Фотонатюрморт.

8

  Фотоэтюд.

8

  Специальные виды съемки.

8

Работа над снимком.

  Маскирование.

2

Совершенствование мастерства при фотопечати;
отработка техники.
  Применение растворов.

2

  Фотомонтаж.

2

  Другие приемы.

2

Расширение и применение знаний и умений.

1.

Посещение фотовыставок.

6

Эту работу трудно спланировать.
Обычно она идет параллельно изучению материала.
К ней привлекаются “старички”.

2.

Подготовка работ к выставке.  

3.

Работа для школы, класса и других организаций.