Урок-игра по математике в 5 классе. Тема: "Из истории математики"

Разделы: Математика


Цели:

  • Развитие умения применять в игре полученные знания.
  • Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти.
  • Расширение кругозора.
  • Воспитание заинтересованности к математике.

Оборудование: магнитная доска с магнитами, магнитофон, кассета с музыкальной заставкой к игре, 6 табличек с именами участников, таблички с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 для ответов, бумажные звёзды, таблица с изображением приспособлений счёта, таблица с мерами длины, таблица с геометрическими фигурами, 4 мяча с наклеенными цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

ХОД УРОКА

Звучит музыка.

Ведущий. Здравствуйте дорогие зрители, гости, учителя! Сегодня мы собрались, чтобы очень интересно и с пользой провести время, понаблюдать за игрой наших ребят. Итак, поприветствуем наших участников!

Звучит музыка, под аплодисменты зрителей выходят участники игры, занимают свои места. Ведущий представляет каждого из участников.

Ведущий. Вы я вижу пришли не с пустыми руками, спешите получить звезду. Итак, вам слово.

Участники дарят свои подарки, ведущий выбирает, кому подарить звездочку.

Ведущий. Меня поразил сувенир (имя участника). Вот тебе за это первая звезда.
Ребята, сейчас вам будет необходимо отвечать на мои вопросы, а делать вы это будете с помощью табличек с цифрами, за каждый правильный ответ получаете звезду. Желаю вам удачи и в добрый путь!

Ведущий. Математика – это наука, имеющая дело с числами, количеством, формой. Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. Например, у нас не было бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать, сооружать. Наша одежда была бы очень грубой, так как её нужно хорошо скроить, то есть точно всё измерить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни самолётов, никакой большой промышленности, ни коммерции. И, конечно, не было бы радио, телевидения, кино, телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации.
Использование математики, измерение “на сколько?”, “как долго?” являются жизненно необходимой частью мира, в котором мы живём.
Жизнь наших предков была намного проще, но даже они вынуждены были прибегать к использованию цифр.
Древний человек хотел учитывать вещи, которыми он владел. Сколько у него инструментов? Сколько оружия? Сколько животных?
Вообще счёт стал началом математики. Это искусство счёта развивалось на протяжении длительного времени. Сначала для этого делались зарубки или отметки на папирусе. Древний человек мог сказать “сколько?” глядя на эти зарубки, хотя не имел даже слов, чтобы назвать это. Со временем древние египтяне, а потом греки и римляне создали более совершенную систему чисел и вместе с этим и приспособления счёта.

– Итак, внимание вопросы первого тура.

1. Я считаю, что эти приспособления счёта расположены в порядке их появления. Если нет, то какие номера нужно поменять местами.

Участники должны показать таблички для ответов с номерами 3 и 4. За каждый верно показанный ответ они получают звезду, так по каждому вопросу.

2. Под каким номером скрывается “Абак”?

Участники поднимают табличку с номером  4.

3. Какое приспособление счёта из этих новейшее?

Участники поднимают табличку 5.

4. Какими приспособлениями люди уже не пользуются?

Участники поднимают таблички 2 и 4.

На этом первый тур закачивается, во второй тур переходят участники, имеющие большее количество звёзд.

Ведущий. Но счёт, конечно, это только одна часть математики. Идея измерения также очень важна для человека.
Перед вами представлены меры длины.

1 километр
2 килограмм
3 метр
4 дециметр
5 миллиметр
6 сантиметр

– Эта система была выработана во Франции в 1789 году, более двухсот лет прошло с тех пор. Метрическая система измерения базируется на десятке. Это означает, что каждая следующая единица измерения превышает предыдущую ровно в десять раз.
Внимание, вопросы второго тура!

1. Я считаю, что это всё меры длины, кроме одной. Покажите её номер.

Участники должны показать табличку с номером 2.

2. Какими мерами измеряют рост человека?

Участники показывают таблички с номерами 3 и 6.

3. Назовите самую мелкую меру длины из представленных.

Участники показывают табличку с номером 5.

4. Всё ли верно записано в порядке убывания мер длины. Если нет, то, какие номера нужно поменять местами?

Участники поднимают таблички 5 и 6.

5. Одна из этих мер является эталоном длины. Он сделан из сплава платины и иридия. Хранится он во Франции, в городе Севре, близ Парижа. Под каким номером эта мера?

Участники поднимают табличку с номером 3.

На этом второй тур заканчивается, в третий тур переходят участники, имеющие большее количество звёзд.

Ведущий. Всё время, когда мы имеем дело с формой, размером, положением предмета в пространстве, мы вовлечены в геометрию. Когда доисторические люди занимались ткачеством или отделкой зданий, они пользовались геометрией, не зная её. Например, при строительстве своего примитивного жилища он использовал прямоугольники и окружности. Это было простейшее практическое применение математики.

– Итак, внимание вопросы третьего тура! Перед вами геометрические фигуры: прямоугольник, ромб, квадрат, параллелограмм.

1. Я считаю, что это всё четырёхугольники. Если нет, то поднимите номер фигуры, которая не является четырёхугольником.

Участники должны поднять табличку с цифрой 0.

2. Какие фигуры все равные стороны?

Участники поднимают таблички 2 и 3.

3. У каких фигур все углы прямые?

Участники поднимают таблички 1 и 3.

4. Какая фигура изображена на карте бубновый туз?

Участники поднимают табличку 2.

5. Какую форму имеет выкройка наволочки?

Участники поднимают табличку с номером 3.

6. Каким из этих слов можно назвать все фигуры?

Участники поднимают табличку 4.

Третий тур заканчивается, в финал выходят только два человека.

Ведущий. Итак, дорогие друзья, вы, вероятно, не знаете, что ноль – это понятие изобретённое. Это одно из величайших изобретений человечества, это целая теория. Изобрели его в Индии, задолго до новой эры. Более удобная система счёта привезена к нам в Европу арабскими торговцами, поэтому называется индо-арабской системой.
По индо-арабской системе все числа записывались знаками – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. Цифры, входящие в числа, записанные в этой системе, имели разное значение в зависимости от места, на котором они стояли, например, 25 и 52.
Итак, финал!

Выкатываются 4 мяча с цифрами 1, 2, 4, 5.

– За одну минуту, вы должны составить как можно больше трёхзначных чисел.

По истечении времени, участники называют свои числа по очереди, причём, называть начинает тот, у кого больше звёзд. Если участник не может назвать число, то он вправе предложить за него звезду. Когда звёзды кончаются, и тот, кто не называет числа, оказывается проигравшим. Однако, этих двух последних участников награждают поощрительными призами.

Ведущий. Сегодня победителем у нас стал(а)... Вот и закончилась наша игра, надеюсь, вы многое узнали из истории математики. Спасибо всем участникам за вашу игру, спасибо присутствующим за вашу поддержку. До новых встреч!

Звучит музыка, все расходятся.