Взаимодействие школы с семьей

Разделы: Внеклассная работа


Предисловие

Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи.

Необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни обусловлена дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.

Анализ практики, данных педагогических и психологических исследований подтверждают, что подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания. Личность не формируется по частям и отсутствие воспитание в одной области деформирует его результаты в другой. Нельзя готовить человека отдельно к семейной жизни, к производственной деятельности, к проявлению активной позиции в общественной жизни т.д.

Дети в процессе самой жизни перенимают от старших поколений немало знаний об отношении к человеку другого пола, о браке, о семье усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, честности, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к жизни в родительской семье в пору детства и возмужания, к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей.

Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни включает следующие важнейшие аспекты:

  1. Общесоциальный, раскрывающий политику государства в области брачно- семейных отношений и демографии, о значимости семьи, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.
  2. Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств :равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости, осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьёй ,детьми; культуры интимных чувств ,правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.
  3. Правовой: ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
  4. Психологический: формирование понятий о личности, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др.
  5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических различий мужского и женского организмов, вопросов личной гигиены и др.
  6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, её педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей, а также вооружение юношества конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей.
  7. Эстетический, включающий формирование отношений к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности.
  8. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями ведения домашнего хозяйства и т.д.

Естественно, что такая всесторонняя подготовка будущего семьянина должна проводиться дифференцированно общими усилиями школы, семьи и общественности, на основе рекомендаций педагогов и психологов.

В школе подготовка учащихся к семейной жизни осуществляется в процессе учебной и вне учебной работы. Различные учебные программы дают детям много полезных знаний, помогают вырабатывать идейно-нравственные убеждения, личностные установки. Многогранная школьная жизнь представляет каждому ребёнку возможность для богатой практики человеческого общения, что немаловажно для будущего семьянина.

Факультатив “Этика и психология семейной жизни”

Цели и задачи: раскрыть важность для молодёжи подготовки к семейной жизни, ввести десятиклассников в широкий круг вопросов, изучаемых в курсе показать заботу правительства о семье.

Основные понятия: готовность к семейной жизни; семья как ячейка общества; социальная ценность семьи.

Введение в курс должно создать вдумчивый, серьёзный настрой учащихся, взволновать их жизненной значимостью поставленных проблем. Особенность проведения первого занятия по новому курсу состоит в том, что учителю предстоит разъяснить учащимся необходимость для них разносторонней подготовки к семейной жизни, установить с самого начала атмосферу доверия.

Примерный план занятий.

10ласс

Введение.

Личность, общество, семья (4часа).

  1. Личность. Самовоспитание (3 ч.)
  2. Взаимодействие личности семьёй, трудовым коллективом и обществом(1 ч.).

Особенности межличностных отношений юношества (8ч.).

  1. Психология межличностных отношений (2 ч.).
  2. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек (2 ч.).
  3. Товарищество и дружба (1 ч.).
  4. Любовь как высшее человеческое чувство (2 ч.).
  5. Культура поведения влюблённых (2 ч.).

Брак и семья (5 ч.).

  1. Что такое готовность к браку (2 ч.).
  2. Семья и её функции (2 ч.).
  3. Особенности молодой семьи (1 ч.).
  4. Всего 17 ч.

11 класс.

Основы семейных отношений(11ч.).

  1. Идейные устои семьи (1 ч.).
  2. Нравственные основы семьи (2 ч.).
  3. Психологический климат семьи (2 ч.).
  4. Трудовая атмосфера и хозяйство семьи (1 ч.).
  5. Бюджет семьи (2 ч.).
  6. Эстетика быта. Досуг в семьи (1 ч.).
  7. Последствия нарушений семейных отношений (2 ч.).

Семья и дети (6 ч.).

  1. Мать и отец- первые воспитатели (3 ч.).
  2. Воспитание детей в семье (2 ч.).
  3. Ребёнок в молодой семье (1 ч.).
    Всего 17 ч.

Раздел 1

Личность. Общество. Семья.

Тема 1

Что такое личность

Цели и задачи темы: дать учащимся представление о личности в целом, раскрыть сущность основных понятий, характеризующих её, пробудить стремление к самопознанию и самовоспитанию.

Основные понятия: всестороннее и гармоническое развитие, личность, индивидуальность, потребности, мотивы, самооценка, самосознание, направленность личности, характер, самопознание.

Трудность раскрытия темы состоит в том, что в ней учащиеся знакомятся со многими достаточно сложными для них понятиями. Необходимо предупредить их, что на протяжении изучения всего курса, обсуждая самые разнообразные вопросы будущей семейной жизни, они будут постоянно возвращаться к этим понятиям.

Тема 2

Личность и самовоспитание

Цели и задачи темы: показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии “воспитанный человек” и возможных путях самовоспитания.

Основные понятия: самовоспитание, самооценка, уровень притязаний.

Тема 3

Взаимодействие личности с семьёй,

Трудовым коллективом и обществом.

Цели и задачи темы: показать влияние общества на всестороннее развитие человека, раскрыть сущность взаимоотношения личности с семьёй, трудовым коллективом и обществом.

Основные понятия: коллективизм, взаимодействие.

Раздел 2.

Особенности межличностных отношений юношества.

Тема 1

Психология межличностных отношений.

Цели и задачи темы: показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, показать, что понимается под культурой общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, умения находить адекватные способы решения конфликтных ситуаций.

Основные понятия: общение, отношения, взаимоотношения, умения и навыки общения.

Тема 2

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

Цели и задачи темы: раскрыть сущность нравственных основ взаимоотношений юношей и девушек, понятий “мужественность” и “женственность”, охарактеризовать ложные представления об этих понятиях, показать роль самовоспитания в приобретении лучших чёрт мужского и женского характера, способствовать выработке умения следовать в жизни нравственному идеалу.

Основные понятия: мораль (нравственность), нравственные основы.

Тема 3

Товарищество и дружба

Цели и задачи темы: раскрыть сущность товарищества и дружбы как человеческих потребностей, социальных ценностей, межличностных отношений; показать особенности юношеской дружбы.

Основные понятия: товарищество, дружба.

Тема 4

Любовь как высшее человеческое чувство

Цели и задачи темы: раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшего человеческого чувства, показать развитие чувства любви в процессе развития общества и становления личности, охарактеризовать основные черты подлинной любви, зависимость характера и глубины этого чувства от уровня развития личности.

Основные понятия: любовь, способность любить, самоотдача в любви.

Тема 5

Культура поведения влюблённых

Цели и задачи темы: охарактеризовать нравственную сущность культуры поведения влюблённых, показать пагубность отклонений культуры поведения влюблённых, показать пагубность отклонений от норм поведения во взаимоотношениях юношей и девушек, способствовать выработке умения критически оценивать своё поведение.

Основные понятия: взаимоотношениях влюблённых, культура поведения влюблённых.

Раздел 3.

Брак и семья.

Тема 1

Что такое готовность к браку.

Цель и задача темы: дать учащимся представление о браке, нравственно-эстетических основах вступления в брак.

Основные понятия: брак, брачный возраст, готовность к браку.

Тема 2

Семья и её функции.

Цели и задачи темы: раскрыть обусловленность развития семьи экономическим и социальным и укладом общества.

Основные понятия: семья как малая социальная группа; социально-экономические основа семьи; функции семьи.

Темы 3

Особенности молодой семьи.

Цели и задачи темы: охарактеризовать основные периоды жизни семьи, показать психологические особенности каждого из них, сформировать представление о возможности преодолеть сложности каждого из периодов, способствовать выработке умения правильно построить взаимоотношения в семье.

Основные понятия: период жизни семьи; начальный период брака; семья, ждущая ребёнка.