Цели:
- познакомить учащихся с понятиями уравнения и корня уравнения, с некоторыми свойствами уравнений;
- начать обучение текстовых задач алгебраическим способом,
- сформировать умение решать несложные линейные уравнения.
- развитие внимания, положительного отношения к знаниям, мотивов учения;
- развитие интереса к математике, умения оценивать результаты и действия своих товарищей.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Вид урока: дидактическая игра.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Мы с вами заканчиваем работать по теме “Решение уравнений”. И сегодня отправимся в небольшое космическое путешествие. У нас присутствуют три команды с кораблей “Сатурн”, “Star-Track”, “Земля”. Как говориться “В добрый путь”. Наш урок пройдет под девизом “Язык алгебры - уравнения”. Первая планета на нашем пути “Вычислительная”.
II. Устный счет. Планета “Вычислительная”.
В кружках мельницы записаны рациональные числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Выполняя последовательно действия по указанному маршруту, ученик найдет ответ в одном из кружков внизу.
Вопросы
- Обе части уравнения умножили (разделили) на число, не равное нулю. Изменились ли корни данного уравнения? (Определение)
- Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую. (Определение)
- Какие уравнения называют линейными? (Определение)
III. Задания на смекалку. Планета “Ребус”.
Эта планета нам предлагает решить математические ребусы. Каждой команде выдается ребус. Задание: вместо переменных надо вписать числа, которые являются корнями уравнений, записанных по вертикали и горизонтали.
I команда |
II команда |
III команда |
3 – x + 2 = 4 – – + + y + 5 – z = 14 + – + – 7 – u + 2 = 12 = = = = 8 – (–1) + –3) = 6 |
5 + 2 + 4 = 8 + + + – 7 – a + 2 = 6 – + + + b + x – 1 = 9 = = = = 6 + 9 – 4 = 11 |
2 + x + 3 = 2 + – + – z – 5 + y = 1 + – – – 1 – u + 1 = 6 = = = = 5 + 6 – 6 = 5 |
Ответы: | Ответы: | Ответы: |
x = 1; y = 2; z = –7; u = 3. | y = 1; a = 3; b = 6; x = 4. | x = 7; z = 2; y = 4; u = –4. |
На доску для каждой команды помещаются рисунки. После нескольких минут обсуждения выходят к доске представители команд и записывают ответы. На одном из примеров показывают, как находили неизвестное слагаемое.
IV. Решение уравнений в группах. Планета “Темная”.
Прилетаем на самую темную планету. Здесь нас ждет следующее задание: каждой команде выдаются по 4 карточки с уравнениями. Команды решают данные уравнения. Затем представители от каждой команды с четырьмя своими ответами идут к столу и находят соответствующие карточки, на которых написаны ответы и буквы. Из букв составляют название последней планеты – “Историческая”. Командиры кораблей работают в качестве консультантов при решении уравнений. Они ставят оценку на рабочем листочке каждому члену экипажа.
Примеры:
1. –27x + 220 = –5I;
2. –2x + 16 = 5x – 19;
3. 2(–20y – 50) = 100;
4. 3(4z – 8) = 3x – 6.
V. Размышляем. Планета “Историческая”.
Когда представители команд составляют название планеты, в это время остальные ребята слушают выступление одноклассников (историческая справка о появлении уравнений и возникновении алгебры).
Разминка: представьте число 3 в виде двух множителей, один из которых равен 2.
Рассмотрим следующую задачу. Один ученик решал задачу, которая начиналась словами: “за три дня в магазине было продано 720 кг яблок”. Он составил следующее уравнение: x + 2x + 3x = 720. Используя эти данные, сформулируйте задачу полностью и запишите краткое условие.
I способ:
1) Какую величину можно обозначить за
неизвестное x? (x – количество килограмм
яблок, проданных за I день).
2) Как выразить количество килограмм яблок,
проданных во II и III дни через количество
килограмм, проданных в I день? (II день – 2x кг, Ш
день – 3x кг).
II способ:
1) Какое еще условие можно составить?
2) Число 3 можно представить в виде произведения
каких двух чисел? (3 и 1; 1,5 и 2) 3) Как можно выразить
количество килограмм, проданных в 3 день, через
количество килограмм, проданных во 2 день? (1,5 .
2x)
VI. Итог урока.
У каждого ученика есть лист самоанализа. Предлагается напротив каждого предложения в соответствующей колонке поставить знак “+”. Во время этой работы учитель выставляет оценки активным ученикам, собирает рабочие листочки. Собирает листы самоанализа. Объявляет оценки за урок.
ЛИСТ САМОАНАЛИЗА
Знания, умения, навыки | Хорошо |
Не очень хорошо |
Плохо |
Я знаю: 1) Как перемножать обыкновенные
дроби; |
|||
Я научился: 1) Умножать числа с разными
знаками; |
|||
Я умею: 1) Применять свойства при
решении уравнений; |