Содержание элективного курса “ Загадочный XVIII век”
Данная программа предусматривает различные формы проведения занятий.
Авторы предлагают следующую организацию уроков
Таблица 1
Тема занятия | Форма занятия |
1. Введение | викторина |
2. Упущенная победа? | урок – исследование |
3. Отдайте все… | игра |
4. Самозванство в XVIII веке | семинар |
5. Почему была распущена Уложенная комиссия? | лабораторная работа |
6. Где архив М.В.Ломоносова? | проблемный урок |
7. Архитектор В. Баженов и загадки его судьбы. | урок – экскурсия. |
8.Заключительный урок | тестирование |
Занятие 1. Введение
Ход урока
Учитель:
Я приглашаю вас в “ Блеф – клуб”, давайте проверим, знаете ли вы историю России XVIII века. На вопрос отвечаем “верю” или “ не верю”, а за правильный ответ получаем жетон удачи.- Верите ли вы, что одну российскую императрицу звали Софья – Шарлота- Августа – Фредерика Ангальт – Цербская? ( Верю. (Это Екатерина II.)
- Верите ли вы, что один из известнейших государственных деятелей России XVIII века был неграмотным, но умудрился стать действительным членом Английского королевского общества наук? ( Верю.) (Это А.Д. Меньшиков.)
- Верите ли вы, что российским императором был гроссмейстер ордена мальтийских рыцарей? ( Верю). Это Павел I)
- Верите ли вы, что в России в XVIII веке крепостной крестьянин мог иметь крепостных? ( Верю. Это были крестьяне отходники, сумевшие накопить денег и открыть мануфактуру)
- Верите ли вы, что знаменитый барон Мюнхгаузен имеет отношение к России? ( Верю. Он служил в Кирасирском полку во времена Елизаветы Петровны, вышел в отставку и уехал в Ганновер.)
- Верите ли вы, что в 1699г. был самым коротким в истории России? ( Верю. Так как согласно указу Петра I в России новый год стали отмечать не в сентябре, а 1 января.)
- Верите ли вы, что Москву стали называть Дворянской республикой? ( Верю. После выхода в свет указа “ О вольности дворянской” 1862г. Москва стала местом, где проживало большое количество дворян, вышедших в отставку.)
- Верите ли вы, что по приказу Екатерины II были построены в1878 году “потемкинские деревни”? ( Нет. Эти деревни – декорации, были возведены по приказу Г.А. Потемкина)
- Верите ли вы, что при Петре I тот, кто прочтет газету “ведомости” от начала до конца имел право на бесплатный обед в ресторане “ Астория” на красной площади? ( Верю. Так Петр I насаждал европейский обычай, и кто прочтет газету, получал бесплатный обед)
- Верите ли вы, что солдаты Преображенского полка носили зеленые чулки? ( Не верю. После битвы по Нарвой они стали носить красные чулки, тем самым хотели подчеркнуть их храбрость и стойкость.)
- Верите ли вы, что были знакомы Е.И. Пугачев и А.В.Суворов? ( Верю. А. В Суворов привез Пугачева в клетке в Москву.)
- Верите ли вы, что русско-турецкие войны в XVIII веке повлияли на русские фамилии? (Верю. А.В. Суворов - Рымникский, Г.А. Потемкин- Таврический, П.А. Румянцев – Задунайский.)
- Верите ли вы, что в 1773–1775 гг. Петербург и Москва оказались в Поволжье? ( Верю. В окрестностях Оренбурга Пугачев захватил небольшой форт и назвал его Москва, соседний - Петербург. Он играл роль Петра Ш, устраивал там учения, приемы и т. д. )
- Верите ли вы, что жена Петра I Екатерина была немецкой принцессой? ( Не верю. Это Марта Скавронская. Одно время она была прачкой.)
- Верите ли вы, что царевич Алексей был сыном Екатерины II? ( Не верю. Он сын первой жены Петра – Евдокии Лопухиной.)
- Верите ли вы, что великое посольство отправилось в Европу, чтобы поискать союзников для войны со Швецией? ( Не верю. ПетрI хотел найти союзников для продолжения войны с Турцией)
- Верите ли вы, что в XVIII веке на русском престоле оказался младенец? ( Верю. Это Иван Антонович. Иван VI)
- Верите ли вы, что Иван Антонович был внуком Петра I (Не верю.)
- Верите ли вы, что возвращение этого ключа было отмечено первым официальным парадом? (Верю. Речь идет о Шлиссельбурге. Ключ – город)
- Верите ли вы, что княжна Тараканова была дочерью Елизаветы I (Не верю)
- Верите ли вы, что бывший император содержался 23 года в заключении и был убит, при попытке заговорщиков его освободить? ( Верю. Это Иван Антонович.)
- Верите ли вы, что ПетрI удостаивал придворных особого внимания - собственноручно удалял больные зубы? ( Верю. Делал это с большим удовольствием.)
- Верите ли вы, что Меньшиков А.Д. умер в ссылке? (Верю. Он умер в городе Березове.)
- Вверите ли вы , что Дж. Байрон описал взятие Шлиссельбурга в поэме “ Дон Жуан” ( Не верю. Речь идет об Измаиле 1790г. )
- Верите ли вы, что в честь победы у мыса Гангут в России была выпущена серебряная медаль с коротким словом “ Был”.? ( Не верю. Это про изошло после Чесменской битвы 1770 г.)
Подведение итогов, награда победителю викторины.
Определение целей и задач курса.
Занятие 2 . Упущенная победа?
Ход урока
- Сообщение темы урока, совместная формулировка цели, постановка вопросов для исследования.
- Класс делится на 4 группы, два ученика играют роли Петра I и Карла XII.
- Вступительное слово учителя о причинах Северной войны, об участниках и начале войны
- Группы работают с литературой, картами и готовят сообщения
- Сообщения и вопросы к Петру I и КарлуXII.
- Слово участникам, исполняющим роли ПетраI и КарлаXII.
- Заключительное слово учителя
1 – я группа представляет итоги своего
исследования (все участники группы)
2 - я группа представляет итоги своего
исследования,
3 – я группа, кроме сообщения, готовит вопросы к
Петру I .
4 – я группа готовит вопросы к Карлу XII.
Под Нарвой (1700г.) Петр I потерпел жестокое поражение. Но историки говорят, что сражение под Нарвой - путь к победе. Правильно ли это? Как вы думаете? И далее рассказ о преобразованиях в армии.
Занятие 3. Отдайте все….
Ход урока
- Вступительное слово учителя
- Работа в группах и выступление учащихся.
- Слово учителя:
Подходит к концу царствование ПетраI. Умер приговоренный Сенатом к смертной казни его сын – царевич, ставший знаменем всех консервативных сил. Издается указ о том, что царь сам назначает себе преемника. Кажется, все в порядке. Но два года спустя умер младший сын Петра I и Екатерины, а27 января 1725 в своей маленькой спальне в Петербурге умирал и сам ПетрI Днем он потребовал бумагу и перо, начал было писать, но перо выпало из его рук и на бумаге остались лишь два слова: “ Отдайте все….”Язык ему уже не повиновался. А ночью наступила смерть. “ Отдайте все…” Кому, в чьи руки собирался отдать все им созданное? На первый взгляд может показаться, что эту загадку решить не так уж и сложно. Ведь круг лиц, к которым могла, перейти императорская корона, состоял всего из нескольких человек.
Вот и давайте допишем незаконченную фразу
Примечание. До урока ученики получили опережающее задание: выбрать одного из наследников и подготовить аргументы “за” и “против”.
Круг возможных претендентов исчерпан, а тайна последнего слова в записке так и осталась.
Занятие 4. Самозванство в XVIII веке
План семинара
а) Княжна Тараканова. Кто она?
б) Емельян Пугачев – царь Петр III?
Занятие 5. Почему была распущена Уложенная комиссия?
Ход урока
- Вступительное слово учителя о том, что Екатерина II, считавшая себя ученицей великого Вольтера решила проводить политику “ просвещенного абсолютизма”
- Ученик делает сообщение о том, что такое “ просвещенный абсолютизм”
- Учитель: Первым шагом в осуществлении этой идеи было учреждение Уложенной комиссии. Проработав короткое время, комиссия была распущена. Почему?
- Класс работает с источниками и дает ответы на вопросы:
- Домашнее задание: На основании этого исследования написать сочинение от имени Екатерины II “Почему была распущена Уложенная комиссия?”
а) Дайте краткую характеристику убеждениям
Екатерины II (5 – 7 простых распространенных
предложений.).
б) Причины созыва Уложенной комиссии.
в) Основные документы, принятые комиссией.
г) Какую роль на деятельность комиссии оказали
взгляды Екатерины II, крестьянская война под
руководством Ем. Пугачева и русско-турецкая
война?
Занятие 6. Где архив М.В.Ломоносова?
Ход урока
- Оргмомент
- Учитель предлагает учащимся узнать оком идет речь?
Он уверял: “ Науки юношей питают,
Отраду старцам подают…”
В его произведениях порой переплетались многочисленные увлечения. Одно из своих стихотворений он назвал, например, “ Письмо в пользе стекла” Говорят, что до того как он сочинил это стихотворение, он провел 4 тыс. опытов, изучая секрет производства рубинового стекла. Он стал первым русским профессиональным академиком. Он писал:
“ может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать”.
Да, это М.В. Ломоносов. О нем и том, что случилось с его архивом после его смерти и пойдет сегодня речь.
Для начала давайте познакомимся с его биографией (сообщение учащегося)
А сейчас слушайте задание 1: “ Великий математик Эйлер назвал Ломоносова гениальным человеком, который своими познаниями делает честь, как академикам, так и всей науке. Послушайте сообщение и подтвердите эту характеристику фактами.
Задание 2: Как вы считаете, был ли М.В.Ломоносов типичным явлением эпохи?
Задание 3: М.В.Ломоносов любил афоризмы. Среди них есть такие: “Дерзайте отчизну мужеством прославить”, “Ежели ты, что хорошее сделаешь с трудом, труд лишится, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение лишится, а худое останется”, “Кто малого не может, тому и большое невозможно”. Как вы считаете, злободневны ли эти изречения, не устарели ли они?
Задание 4: Пушкин о Ломоносове сказал так: “Он создал университет. Он сам был нашим первым университетом” Что имел в виду поэт? Чем Московский университет отличался от европейских университетов тех лет?
Учитель:
Теперь, когда вы познакомились с жизнью и научной деятельностью М.В.Ломоносова, переходим к тайне, которая связана с его архивом. 4 апреля 1765 года Ломоносов умер. Ещё гроб с телом Ломоносова стоял в его доме, а его кабинет с книгами, рукописями, перепиской был опечатан фаворитом Екатерины II Григорием Орловым. А затем он их забрал во дворец. Зачем? (Учащиеся предлагают свои версии.)Учитель обобщает и сообщает другие версии.
Якобы он ценил и увлекался опытами. Другие считают, Орлов купил рукописи у вдовы. Но согласитесь, опечатание кабинета сейчас же после смерти Ломоносова – весьма странная форма проявления любви; что же касается покупки, то эта версия уж очень надуманна. Всесильный фаворит “уговаривает” что – то ему уступить. Да и сама вдова, отвечая Академии, которая пыталась получить от нее книги, писала, что эти книги забраны вместе с бумагами графом Орловым Может быть Г. Орлов так бы, и фигурировал в роли бескорыстного почитателя ученого, если бы не дошли до нас частные письма И. Тауберта, который работал в академической канцелярии и был близок ко двору, объясняя причину опечатывания кабинета, он пишет: “ Без сомнения, в нем должны находится бумаги, которые не желают выпускать в чужие руки” Как вы думаете, что это за бумаги? (Слушаем версии)
Ясно, что это не труды по физике, химии. Тогда что же? Несколько клочков бумаги подобраны дочерью Ломоносова Еленой, а затем, переданы в Академию. На них наброски 8 основных и 6 дополнительных статей по жгучим социальным вопросам жизни и развития страны. Одна из статей дошла до нас. Понимая, что без поддержки опубликовать не удастся, Ломоносов решил действовать через И. Шувалова,1 ноября 1761 года он преподнес Шувалову рукопись “ О сохранении и размножении российского народа” Эта статья была обнаружена много лет спустя и в 1819 году опубликована с большими цензурными купюрами. Цензор, допустивший её к печати, был уволен. Министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын заявил, что эта работа содержит мысли предосудительные, несправедливые, противные православной церкви и оскорбляющие наше духовенство, а потому она не должна была печататься. Лишь после крестьянской реформы и только на страницах специального научного журнала она была опубликована. Зная содержание первой статьи, мы видим, что у Екатерины и её окружения были все основания опасаться, что все бумаги попадут в чужие руки. А если вчитаемся в другой чудом, сохранившийся листочек, на котором Ломоносов набросал план своей так и не состоявшейся беседы с Екатериной II, то почувствуем горе, гнев и возмущение: “ Да все? И места нет. Нет нигде места и в чужих краях… многое принял молча, многое снес, во многом уступил. За что терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…” И далее грозная строка: “ Ежели не перечтете, великая буря восстанет”
Тайну исчезновения рукописи мы можем если не раскрыть, то приоткрыть. И верится дойди они до нас, совсем иным выглядел бы этот великий Сын народа. Ломоносов писал Шувалову: “ Мои манускрипты могут ныне больше служить, нежели я сам, не имея от моих недоброжелателей покоя”. Эти бесценные Ломоносовские манускрипты и погубили Екатерина II и ее приближенные. Мы знаем великого Ломоносова – ученого и поэта. Ломоносова публициста у нас украли.
Домашнее задание: пользуясь памяткой для характеристики исторической личности, расскажите о Ломоносове или его современниках.
Занятие 7 Архитектор В. Баженов и загадки его судьбы.
Ход урока
I Блиц – разминка
- Кто из выдающихся зарубежных математиков долго работал в России, являлся членом Петербургской Академии наук? ( Л. Эйлер)
- Писатель и одновременно основоположник отечественной агрономической науки. ( Болотов А.Т.)
- Кто заслужил титул “ отца русского театра”? ( Волков Ф.Г.)
- Назовите единственную за всю историю женщину – президента Российской академии наук. (Княгиня Дашкова Е.Р.)
- Назовите крупнейшего русского историка XVIII века. ( Татищев В.Н.)
- Назовите архитектора Зимнего дворца в Петербурге (Б. Растрелли)
II Теперь после разминки можно отправляться на экскурсию по творчеству Баженова..
1 экскурсовод - биография Баженова
2 экскурсовод – руководитель работ Кремлевского дворца
3 экскурсовод – парковый ансамбль в Царицыно.
4 экскурсовод – дом Пашкова (старое здание Российской библиотеки)
5 экскурсовод – Михайловский замок в Петербурге
Материалы к уроку №7
Вопросы к экскурсоводам
- Получил ли Баженов звание профессора и работу в академии после возвращения из – за границы?
- Кто был заказчиком у В. Баженова?
- Почему Екатерина II приказала прекратить работы в Кремле?
- Как объяснить, почему Екатерина II распорядилась разрушить дворец в Царицыне?
- Что вы знаете о последних годах жизни В.Баженова? Где он похоронен?