Организация профильного обучения в лицее

Разделы: Администрирование школы


Организация профильного обучения в лицее.

Исследованием проблемы профильного обучения, как фактора успешной социализации ученика, педагогический коллектив лицея имени А.С. Пушкина занимается более 10 лет. За это время отработана определенная структура образовательного процесса, которая способствует реализации профильного обучения и подготовке выпускников к поступлению в высшие учебные заведения по выбранному ими направлению. Эта работа вывела нас на ряд проблем:

- недостаточная подготовленность учащихся основной школы к обучению на повышенном уровне и программам углубленного изучения предметов (вариативная часть учебного плана мало этому способствовала);

- по итогам 1-го полугодия 10 класса 3-5% учащихся меняли профиль обучения (сложность программ, изменение планов и др.);

- выпускники профильных классов поступали в вузы другого профиля (обучались в “престижном” классе, за время обучения в старшей школе открывали новые склонности, новые профессии).

Для их решения было предпринято много действенных, достаточно эффективных мероприятий.

  1. Активно внедрялись педагогические технологии. Так, с 1998 года в целях подготовки к профильному обучению используется стратовая дифференциация обучения на уроках русского языка и математики.
  2. Организованы классы с углубленным изучением предметов для учащихся, которые уже выбрали профиль.
  3. Разработали систему внеурочной работы (кружки, конкурсы, олимпиады, конференции, интеллектуально- творческие марафоны от школьного до всероссийского уровня), которая давала возможность каждому ученику проявить свои способности в любой предметной области.

За последние годы существенно изменили работу психологической службы: осуществили переход от констатации фактов и цифровых данных к исследованиям, связанным с мониторингом качественных изменений, анализом проблем и выявлению их причин, прогнозированием результатов инноваций.

Имеющиеся наработки позволили нам в 2001 году стать участником широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Решали вопросы кадрового и программно- методического обеспечения: кадровый состав - достаточный; программами и учебниками старшая школа обеспечена полностью, причем используются учебники нового поколения (часть поступила по линии эксперимента, другая- закуплена родителями); уровень материально – технической базы повысился. Апробировали новые программы и учебники, отработали методику преподавания профильных и непрофильных предметов в профильных классах. Педагогический коллектив приобрел значительный опыт. Главное- учитель определил для себя образ выпускника профильной школы и комплекс проблем и направления, над которыми необходимо работать в среднем звене.

Поэтому вхождение лицея в эксперимент по предпрофильной подготовке стало логичным продолжением работы по организации профильного обучения.

Для начала изучали запросы учащихся и их родителей на профили обучения. Данные свидетельствовали о следующем процентном соотношении: гуманитарный- 22%, физико-математический-39%, естественно-научный- 20%, социально-экономический- 19%.

Затем разрабатывали модель предпрофильной подготовки. Ключевым звеном в предпрофильной подготовке, отличающимся важностью, сложностью и новизной, стали курсы по выбору. В лицее разработано 38 элективных курсов, авторами которых являются учителя лицея: предметно – ориентированных, ориентированных на профиль и расширяющих познавательную деятельность. Важным считаем введение курсов, расширяющих познавательную деятельность учащихся, направленных на определение места каждой из наук в современном обществе, социализацию личности.

Количество курсов “избыточно”, тематика разнообразна. Это позволяет полностью удовлетворить запросы учащихся. Определилась группа учащихся, которые проявляют интерес к большому количеству курсов разной направленности. Используются различные формы занятий: лекции, беседы, практикумы, лабораторные работы, уроки-экскурсии, уроки-исследования, уроки-встречи, ролевые игры. Широко используются коммуникативные методы, парная и групповая формы организации занятий, проектно- исследовательская деятельность. Содержание курсов, использование нестандартных форм проведения занятий, использование инновационных технологий и методов, работа под руководством квалифицированных педагогов (педагогов, имеющих, в основном, высшую и I квалификационные категории и коммуникабельных, интересных людей) – все это создает предпосылки повышения мотивации учащихся.

На заседаниях школьных методических объединений и методическом совете проведена экспертиза всех вводимых авторских курсов.

Разработали направления информационной работы с учащимися и их родителями, которые включают:

  • изучение образовательной сети города;
  • знакомство с учреждениями возможного продолжения образования города, республики и научных центров России;
  • встречи со специалистами различных профессий и учеными;
  • разъяснительная работа с учащимися по вопросам
  • - содержания эксперимента,
    - выбора элективных курсов,
    - накопления “Портфолио”,
    - итоговой аттестации;

  • консультации психологов.

Изменили систему работы классного руководителя, разработали модель (приложение №2). В рамках классных часов ввели ориентационные курсы “Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования” (авторы: Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф.), “Ценности и смыслы профессиональной карьеры” (автор: Родичев Н.Ф.) и курс “Мой выбор” (авторы: Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др.).

Провели отслеживание запроса учащихся на профиль. В течение учебного года состоялось трехразовое анкетирование учащихся, целями которого является:

  • определение количества желающих обучаться в классах определенного профиля (комплектование профильных классов);
  • изучение наиболее эффективных форм предпрофильной подготовки (с целью их максимального использования в дальнейшей работе).

Главным фактором, повлиявшим на изменение профиля, являются, по мнению учеников, элективные курсы

С декабря 2003 года начали подготовку учащихся к итоговой аттестации. Полученные экспериментальные материалы для проведения государственной аттестации по русскому языку и алгебре, апробировали в 9-х классах, проанализировали на заседаниях методических объединений, предложения по их использованию направлены разработчикам (АПКРО, г. Москва).

Проведенные исследования в конце учебного года, в которых приняли участие 165 учащихся, показали, что

  • 94% учащихся правильно формулируют цели и задачи предпрофильной подготовки;
  • 88% учеников определились в выборе профиля обучения;
  • основанием для выбора профиля являются перспективность профиля (72 чел.), интерес к предметам (61 чел.), связь с будущей профессией (50 чел.);
  • 100% учеников удовлетворены информационной работой, проводимой в школе;
  • 98% учащихся считают удобным школьное расписание в рамках программы предпрофильной подготовки.

Экспериментальная работа по предпрофильной подготовке создала условия ученикам для построения ими своей образовательной траектории и успешной самореализации.

В 2004-2005 учебном году лицей стал участником Всероссийского эксперимента по профильному обучению. На основании запроса учащихся и их родителей, Положения о комплектовании профильных классов организованы классы следующих профилей: физико-математического, естественно-математического, социально-экономического, гуманитарного. В настоящий момент в лицее разработаны учебные планы для каждого профиля с учетом Базисного учебного плана для профильных классов и регионального компонента.

Введены элективные курсы профильного обучения. Национальный фонд подготовки кадров провел Конкурс учебных материалов для обеспечения занятий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей профильной школе. После изучения программ, представленных на конкурс, было принято решение о введении в учебный план 13 курсов (приложение №3). Разработаны авторские программы элективных курсов по биологии и химии: “Органическая химия. Взгляд изнутри” и “Биология и химия нуклеиновых кислот”.

Анкетирование учащихся по итогам 1-го полугодия показало следующее:

  • выбор профиля сделан правильно – 89%;
  • выбор профиля сделан самостоятельно – 80%, родителями – 17%;
  • данный профиль мне необходим для:
  • подготовки к поступлению в ВУЗ – 73%,
    будущей профессии – 42%;

    • мне хотелось бы сменить профиль обучения – 14%;
    • элективные курсы я выбрал в соответствии с профилем – 32%;
    • я посещаю элективные курсы, потому что они:

    помогают углубить и расширить знания по предмету – 58%,
    дают информацию о профессии – 24%,
    интересные – 59%,

    • на элективных курсах я узнаю много нового – 70%.

    Главной проблемой, над которой в настоящее время работает коллектив лицея, является формирование ключевых компетенций учащихся. Как сделать так, чтобы ученик наряду с ЗУНами приобретал в полной мере компетенции, обозначенные в Стратегии модернизации образования? Как мотивировать работу учителя по формированию ключевых компетенций в полном объеме (когда главным критерием в оценке деятельности образовательного учреждения остается по- прежнему уровень ЗУН)?

    Мы надеемся, что совершенствуя структуру и содержание профильного обучения, мы сможем создать условия для успешной социализации нашего выпускника.

    Примерная схема профильного обучения

    Приложение №1

    Приложение №2

    Приложение №3