Урок истории по теме: "Поля ратной славы", 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Задачи урока:

образовательная – формирование понятия исторической параллели, связывающей древнюю историю с современностью,

развивающая – развитие исторического мышления, использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,

воспитательная – формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.

Тип урока: урок – экскурсия.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая работа с элементами практического занятия.

Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме “Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны”.

Методы: словесные, наглядные, тестирование, компьютерные технологии.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • CD “Энциклопедия истории России (862-1917)”;
  • CD “Эрмитаж (история - дворцы-коллекции)”;
  • CD “Искусство и путешествия. 2 тома”;
  • CD “История России XX век”;
  • CD “От Кремля до рейхстага”;
  • CD “Золотое кольцо России”;
  • CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2002;
  • методическое пособие по истории России “С древнейших времён до конца XVII века” автор Н.С. Кочетов (Волгоград: Учитель, 2005 г.);
  • рабочая тетрадь “История России с древнейших времён до конца XVI века”, автор Л.А.Соколова (Москва: “Просвещение”, 2002 г.);
  • проектор;
  • экран,
  • краски, бумага, кисти, карандаши.
  • энциклопедия истории России.

План урока.

1.Организационный момент – 1 мин.

2.Вводное слово учителя, постановка проблемы предстоящей экскурсии - 3 мин.

3. Представление учениками экскурсионного материала по одному из полей ратной славы, иллюстрируемое электронной презентацией учителя. – 20-21 мин.

4.Предложение учителя: образно представить своё видение исторической параллели полей русской ратной славы.—1мин.

5.Выполнение работы учащимися. – 8 мин.

6.Представление учащимися результатов своих размышлений. – 5 мин.

7.Подведение итогов работы – 1 мин.

Ход урока.

Первый этап.

Организационный момент.

Учитель.

Объявляет тему и принцип работы на уроке, сообщает о том, что экскурсоводы будут работать с презентацией, составленной учителем. Называет учащихся, помогавших ему в подборе материалов для презентации. Для её выполнения были использованы электронные ресурсы, видеоматериалы CD, статистический материал при составлении таблицы, иллюстративный материал энциклопедий по истории России.

Учитель:

- В этом году наша страна будет отмечать 60-летие Победы над гитлеровской Германией. Мы в течение нескольких уроков говорили о событиях Великой Отечественной войны и сегодня ребята проведут экскурсию по полям ратной славы русского оружия. Мы посетим Куликово поле, Бородино и поле под Прохоровкой, где прошло величайшее танковое сражение в истории человечества. Ваша задача не просто прослушать экскурсию, а попытаться ответить на главный вопрос: что связывает три этих поля?

Второй этап.

Вводное слово учителя.

На экране проектора появляется титульный слайд презентации, на фоне которого учитель объявляет о проблематике урока.

Презентация содержит следующие слайды:

1-й – оформленный титульный лист с названием презентации “Поля ратной славы” и данными об авторах;

2-й – карта Куликовской битвы и эпиграф к ней;

3-й – изображение Дмитрия Донского и его краткие биографические данные;

4-й – миниатюру, изображающую Куликовскую битву и краткую аннотацию к ней;

5-й – миниатюру с изображением Мамаева войска и материалом о результатах Куликовской битвы;

6-й – изображение Кремля, построенного во времена Дмитрия Донского, свидетеля Куликовской битвы;

7-й – изображение Сергия Радонежского, благославляющего войска Дмитрия Донского;

8-й – изображение Сергия Радонежского – основателя Троице – Сергиева монастыря;

9-й - полотно, изображающее фрагмент Бородинской битвы и даты её прохождения;

10-й – портрет Александра I –императора России во времена Бородинского сражения;

11-й – портрет Наполеона с годами его правления Францией;

12-й – портрет Петра Ивановича Багратиона с краткой биографической справкой;

13-й – портрет Дениса Давыдова с годами его жизни и четверостишием;

14-й – портрет Барклая – де - Толли с краткой биографической справкой;

15-й – портрет М. И. Кутузова с его высказыванием о Бородино;

16-й - изображение Храма Христа Спасителя – дани памяти погибшим при Бородино;

17-й – Курская дуга, даты её прохождения;

18-й – карта Курской битвы с легендой к ней;

19-й – общий вид поля под Прохоровкой;

20-й – фотография танкового сражения на Курской дуге;

21-й – фотография командующих войсками вермахта, планирующих Курское сражение;

22-й - фотография советских командующих войсками во время Курской битвы;

23-й – изображение торжественного салюта по случаю победы под Курском;

24-й – изображение видеофрагмента с парада Победы в Москве.

Учитель:

- Куликовская битва, Бородинское сражение, Курская дуга – три великих поля ратной русской славы. Какие замечательные страницы Отечественной воинской доблести связаны с этими полями. Сколько существует Русь, столько и приходится ей сражаться за свою свободу и независимость. Сегодня мы перелистаем лишь некоторые страницы нашей истории, которые связаны победными сражениями на этих полях.

Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры!
Не можете ли, ветры, вы горе раскачати.
У меня в родном дому четыре кручины,
Четыре кручины да пятое горе.
Я посею моё горе во чистом поле.
Ты взойди, моё горе, горькой полынью.

Третий этап.

Экскурсия

Представлением экскурсионного материала на фоне презентации учителя занимаются три учащихся, выбравших следующие разделы экскурсии.

Учащиеся.

Первый экскурсовод:

  • Куликовская битва.

На рассвете, на забрале Ярославна громко плачет. Есть от чего плакать юной Ярославне. Собирается русская рать на тяжёлый смертный бой. Против самой Золотой Орды поднялись русские полки. Во главе их доблестный Московский князь Дмитрий Иванович. Донским прозван будет он за Куликову битву. Сам хан Мамай подготовил новый поход на Русь. Наказать хотел руссичей за непокорность и строптивость. Но у Дмитрия Ивановича есть опыт бить ордынцев. В 1378 году на правом берегу Вожи реки разбил он бегичево войско. Пятеро ордынских князей и сам Бегич были убиты. На помощь Дмитрию Ивановичу пришлют свои войска 30 русских городов: гордый Владимир и яркий Суздаль, могучий Ростов и Муром, Серпухов и Белоозеро, Кострома и Коломна. Поддержат Москву полоцкий и брянский князья Ольгердовичи .

Благославил русскую рать на тяжкий подвиг собиратель русских земель Сергий Радонежский. Направил он в русское войско двух монахов Пересвета и Ослябю, отличавшихся богатырской силою. Иконою Донской Божьей Матери осенил старец Сергий дмитриево войско.

Второй экскурсовод:

  • Бородинское сражение.

У села Бородино, в ста восьми верстах от Москвы расположено ещё одно поле русской воинской доблести – Бородинское поле. Выбрано оно было не случайно. М.И. Кутузов долго искал место для генерального сражения с французами.

Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой - ка , брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Страшная битва Бородинская, происходившая на площади в одну квадратную версту, продолжалась 15 часов. Французы назвали эту битву сражением генералов, учитывая то, сколько их выбыло там из строя. По свидетельству очевидцев, поле сражения было пропитано кровью на три вершка. Неприятель, превосходивший численностью русскую армию, не сумел столкнуть её ни на шаг с родной земли. Французы были поражены стойкостью русских, которые, потеряв половину войска, стояли так же твёрдо, как и в начале сражения. Бородинская битва разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась как его победительница.

Третий экскурсовод:

  • Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой.

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря,
И не в каждой стране поле доблести есть.
Ты – Отчизна моя и скажу не тая:
Здравствуй, русское поле, наша гордость и честь.

Сегодня мы чтим 12 июля как знаменательный день российской истории. Запомните - 12 июля состоялось танковое сражение под Прохоровкой , обеспечившее нам победу во всей Курской дуге. 12 июля 1943 года в районе посёлка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии и принуждению СССР к подписанию капитуляции был сорван.

Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд”, “Фоке-Вульф -190”. Отборные танковые дивизии Германии “Рейх” и “Адольф Гитлер” были уничтожены 5-ой Гвардейской танковой армией Ротмистрова. Сотни немецких солдат остались лежать в русской земле под Курсом. Особенно ожесточённые и кровопролитные бои велись на орловском направлении в июле 1943 года.

Силы и средства СССР Германия
Личный состав (в тысячах человек) 1336 900
Количество танков и самоходных установок 3444 2733
Количество орудий и миномётов 19100 10000
Количество самолётов 2172 2050

В честь блестящей Победы русского оружия Москва с гордостью салютовала победителям. В 1954 году возле Прохоровки на шоссе Москва-Симферополь на мраморном постаменте установили настоящий танк Т-34. Там же был сооружён мемориальный комплекс героям Курской битвы с изображением трёх воинов – лётчика, танкиста и пехотинца.

Четвёртый этап.

Предложение учителя.

Учитель:

- Мы прослушали и посмотрели экскурсию, посвящённую трём великим полям ратной славы. В начале экскурсии вам было предложено подумать над тем, что могло бы объединить эти события разных эпох и мест действия. Сейчас перед вами бумага, карандаши, кисти, краски. Каждому предоставляется возможность в наиболее эмоциональной для него форме выразить свой ответ на вопрос. Кто-то напишет короткое эссе, кто-то четверостишие, умеющие рисовать могут отразить ответ в рисунке. Если вы видите ответ на поставленный вопрос в цвете, подберите ту краску, которая поможет остальным представить ваш эмоциональный настрой. На выполнение этой работы вам даётся 8 минут.

Пятый этап.

Выполнение работы учащимися.

На данном этапе каждый учащийся выбирает для себя наиболее комфортную и подходящую его эмоциональному настрою форму ответа на поставленный в начале экскурсии вопрос: что объединяет три поля великой ратной славы. Среди предложенных видов работ ученики могут выбрать не один, а несколько. Например, они могут соединить эссе и музыку, четверостишие и рисунок. Варианты соединений учителем не оговариваются. Они возможны, но необязательны. Дети могут разойтись в разные концы класса, чтобы не нарушить своего эмоционального настроя и не помешать другим. Закончившие работу раньше, могут предоставить её учителю для ознакомления. Но тем, кто хотел бы преподнести сюрприз одноклассникам и учителю, демонстрировать работу на этом этапе необязательно.

Шестой этап.

Представление ученических работ.

На данном этапе учащиеся представляют свои творческие работы. Представление обязательно сопровождается сообщением о том, какое поле ратной славы выбрано, почему в своей работе они соединяют именно эти поля. Этот вид работы предоставляет возможность раскрыться творческому потенциалу каждого учащегося, позволяет создать общий пафосный эмоциональный настрой, способствует патриотическому воспитанию.

Седьмой этап.

Подведение итогов.

Учитель.

Благодарит учащихся, создававших презентацию, проводивших экскурсию. Отмечает её эмоциональный настрой, патриотизм, воспитание чувства национального самосознания. Особое внимание уделяется творческим работам, выполненным учащимися. Сообщается, что лучшие изобразительные работы будут экспонироваться в музее гимназии, посвящённом истории города Томска и гимназии. А лучшие эссе, четверостишия, фразы, стихи войдут в гимназический альманах, посвящённый юбилею гимназии.

Приложение 1. Структура и образец оформления презентации.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4