Тип урока: комбинированный
Цели:
образовательная:
– формирование понятия сложной функции;
- формирование умения находить по правилу производную сложной функции;
- отработка алгоритма применения правила нахождения производной сложной функции при решении примеров.
развивающая:
- развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;
- развивать наглядно-действенное творческое воображение;
- развивать познавательный интерес.
воспитательная:
- воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении производных сложных функций;
- формирование умения рационально, аккуратно оформить задание на доске и в тетради.
- воспитание дружеского отношения между студентами при проведении урока.
Студент должен знать:
понятие сложной функции, правило нахождения ее производной.
Студент должен уметь:
находить по правилу производную сложной функции, использовать это правило при решении примеров.
Межпредметные связи: физика, геометрия, экономика.
Оснащение урока: мультимедиа-проектор, магнитная доска, классная доска, мел, раздаточный материал к уроку.
План урока:
Сообщение цели, задач урока и мотивации учебной деятельности – 3 мин.
- Проверка выполнения домашнего задания – 5 мин (фронтальная проверка, самоконтроль).
- Всесторонняя проверка знаний – 10 мин (фронтальная работа, взаимоконтроль).
- Подготовка к усвоению (изучению) нового учебного материала через повторение и актуализацию опорных знаний – 5 мин (проблемная ситуация).
- Усвоение новых знаний – 15 мин (фронтальная работа под руководством преподавателя).
- Первичное осмысление и понимание нового материала - 20 мин (фронтальная работа: один студент показывает решение примера на доске, остальные решают в тетрадях).
- Закрепление новых знаний – 15 мин (самостоятельная работа – тест в двух вариантах, с дифференцированными заданиями).
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении – 2 мин.
- Подведение итогов урока, рефлексия – 5 мин.
I. Ход урока: Сообщение цели, задач и плана урока, мотивации учебной деятельности:
- проверить подготовленность аудитории и готовность студентов к уроку, отметить отсутствующих.
- отметить, что на данном уроке продолжается работа по теме “Производная функции”.
II. Проверка домашнего задания.
На дом заданы примеры на нахождение производной функции:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) в точке х=0.
Ответы спроецированы на мультимедиапроектор.
- студенты индивидуально проверяют свои ответы и ставят себе (самоконтроль) оценку в лист контроля. У каждого студента имеется лист контроля, критерий оценки за домашнюю работу и образец листа контроля в раздаточном материале к уроку
Лист контроля
Фамилия, имя студента |
Домашняя работа |
игра “Математическое лото” |
Тест |
Итоговая оценка |
- вызвать к доске студента показать оформление решения примера № 5 с комментарием выполненных действий.
- обратить внимание на правильное решение и правильное оформление решения домашнего примера №5.
III. Всесторонняя проверка знаний.
- игра “Математическое лото” - проверка знаний правил дифференцирования, таблицы производных.
В специальном конверте каждой паре студентов предлагается набор карточек (всего 10 карточек). Это - карточки-формулы. Имеется другой набор карточек. Это - карточки-ответы, которых больше, так как среди ответов есть ложные ответы. Студент находит ответ на задание, и этой карточкой (ответом) накрывает соответствующий номер в специальной карте. Студенты работают в паре, поэтому оценивают друг друга, выставляют оценки в лист контроля согласно критерия: “5” - знает 9-10 формул; “4” - знает 7-8 формул; “3” - знает 5-6 формул; “2” - знает меньше 5 формул.
Идет проверка и оценка знаний формул на магнитной доске. В случае правильных ответов на магнитной доске обратные стороны карточек-ответов составляют большую картину, которую видит вся группа. Номера в специальной карте совпадают с номерами карточек-формул. Если раскрыть на магнитной доске ответы с обратной стороны, то все карточки в целом образуют картину.
IV. Подготовка к (усвоению) изучению нового учебного материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
- постановка проблемной ситуации: найти производную функции ;
- на прошлых уроках мы научились находить производные элементарных функций. Функции сложные. Умеем ли мы находить производные сложных функций?
[Нет.]
Значит, с чем мы должны сегодня познакомиться?
[С нахождением производной сложных функций.]
Студенты сами формулируют тему и задачи урока, преподаватель записывает тему на доске, а студенты – в тетради.
- историческая справка, связь с будущей профессиональной деятельностью.
V. Усвоение новых знаний.
- показать на доске нахождение производных функций: ;
- решите примеры:
1)
2)
3)
4) ;
5) ;
6) .
VI. Первичное осмысление и понимание нового материала.
- повторить алгоритм нахождения производной сложной функции;
- решить примеры:
1)
2)
3)
4) ;
5) ;
6) ;
7)
8)
VII. Закрепление новых знаний с помощью теста по вариантам.
Задания с тестами дифференцированные: примеры с № 1-3 оцениваются на “3”, до № 4 – на “4”, все пять примеров – на “5”.
Студенты решают в тетради и проверяют ответы друг у друга с помощью мультимедиа и ставят оценку друг другу (взаимоконтроль) в лист контроля.
Тест.
Вариант 1.
Найти производные функций. (А., В., С. – ответы)
№ |
Задание |
Ответы |
||
А |
В |
С |
||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Вариант 2.
Найти производные функций. (А., В., С. – ответы)
№ |
Задание |
Ответы |
||
А |
В |
С |
||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
VIII. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
IX. Подведение итогов урока, рефлексия:
- сдача листов контроля;
- рефлексия.