Цели:
- обобщение и систематизация знаний по курсу “Мой город”;
- формирование способности переноса знаний и умений в новые ситуации;
- социализация учащихся, приобщение к практической деятельности.
Участники:
- учащиеся 5-ого класса, в том числе:
защита проекта - две команды по 5 человек (всего 10 чел.),
блиц – турнир - две “группы поддержки” по 10 человек (всего 20 чел.).
(Примечание: форма урока позволяет участвовать разновозрастным командам)
Оборудование:
- большая схема г.Чебоксары
- раздаточные схемы города для команд (2)
- фотофрагменты достопримечательностей города
- “маршрутные карты” для команд
- конверты с заданиями (2)
- “древо познания”
- интеллектуальная валюта “чебо” (достоинством от 1-ого до 5-ти “чебо”)
- значки – символы для рефлексии
- призы для награждения
- маркеры
- канцелярские иголки
Подготовительный этап.
1. Формирование команд и групп поддержки.
2. Домашнее задание для команд и групп поддержки.
Д/з. Участники должны знать:
- достопримечательности и архитектурные памятники города (церкви, монастыри, здания гражданской архитектуры);
- имена известных людей (писателей, поэтов, спортсменов);
уметь:
- находить на схеме города главные городские магистрали;
- соотносить памятники с их местоположением на схеме города.
- обозначать маршрут движения общественного транспорта
3. Составление “маршрутных карт”, подготовка конвертов с заданиями и оборудованием для команд. (В маршрутной карте содержится задание для команды; в конверте, кроме неё, - схема города и фотофрагменты пяти достопримечательностей Чебоксар. Внимание! В каждом конверте – одна “белая ворона”, это изображение памятника, находящегося в другом городе.)
4. Разработка вопросов для “групп поддержки”. (Вопросы связаны с историей, с именами известных людей Чебоксар, с достопримечательностями города).
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя:
- Сегодня у нас необычный урок. Он называется “бизнес-тур”. С учебником “Мой город” мы путешествовали по улицам и проспектам нашей столицы. Мы знакомились с её историей и географией, культурой, главными достопримечательностями, узнали о чувашских поэтах и писателях, учёных и спортсменах. А сегодня – заключительное путешествие, в ходе которого участникам предстоит продемонстрировать свои знания о родном городе. А при этом – ещё и сделать маленький бизнес: заработать интеллектуальную валюту “чебо” и выгодно её вложить.
II. Проектная деятельность.
1. Инструктаж команд. (См. “Маршрутная карта”).
Маршрутная карта.
1 задание.
На схеме города разместите фотофрагменты известных вам достопримечательностей.
Каждый фрагмент имеет номер, отметьте эти номера на схеме там, где они должны находиться. (За каждый правильный выбор – 3 “чебо” в копилку команды).
2 задание.
Проложите оптимальный маршрут экскурсии для знакомства с этими достопримечательностями. Обозначьте его стрелками с помощью маркеров.
Назовите улицы, по которым проложен ваш маршрут. (До 5 “чебо”).
3 задание.
Назовите номера городского транспорта, которым можно воспользоваться, чтобы проследовать этим маршрутом. (До 5 “чебо”).
2. Выполнение заданий командами. (5 мин.)
3. Блиц – турнир: работа с группами поддержки (пока команды выполняют задание).
(См. “Древо познания”).
“Древо познания”.
На “древе познания”, листья - это “чебо” с вопросами. Таким образом, отвечая на вопросы, группы могут оказать своим командам существенную помощь – заработать дополнительные деньги.
4. Защита проектов.
1) Первый участник команды показывает на схеме города размещение достопримечательностей и комментирует выбор команды. (Внимание! Если на схему попадает “белая ворона”, то команда лишается 5 “чебо”).
2) Второй участник показывает и объясняет маршрут, выбранный командой для знакомства с достопримечательностями.
3) Третий участник называет номера общественного транспорта (троллейбусов, автобусов, маршрутных такси), которыми можно воспользоваться, чтобы добраться до этих достопримечательностей.
После защиты у членов команды есть возможность заработать “быстрые деньги”. Это конкретные вопросы, связанные с содержанием маршрута, стоимостью в 1 “чебо”.
III. Вложение капитала.
Каждая команда должна решить, куда вложить деньги: потратить их на оценки или принять участие в аукционе.
1. Покупка оценок за урок: “5”- за 5 “чебо”, “4” - за 4 “чебо” и т.д.
2. Аукцион “Кот в мешке”.
На аукционе команды могут потратить заработанные деньги, купив “кота в мешке”. “Коты в мешках” - это разнообразные призы: сувениры, календари, конфеты. (Ведущий называет стартовую цену, команды и болельщики выкупают призы, не зная, что находится в “мешке”.).
IV. Заключительное слово учителя.
Чувашская поговорка гласит: “Каковы дети – таков и народ”. Сегодня всем участникам бизнес – тура удалось не просто совершить путешествие по родному городу, но и продемонстрировать знания о своей столице, проявить смекалку, предприимчивость, умение работать в команде.
В нашем учебнике приводится известное высказывание Плутарха: “Что до меня, то я живу в небольшом городе и, чтобы не сделать его ещё меньше, собираюсь в нём жить и дальше”.
Перефразируя эту цитату, хотелось бы сказать так: “Я знаю свой город, свою столицу, и, чтобы сделать её известной всему миру, я собираюсь умножить славу своего народа”.
V. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся поместить на “Древо познания” значки – символы радостных, грустных или равнодушных лиц, отражающие эмоциональное состояние после урока.