Цели урока:
- повторить, углубить, упрочить полученные знания и навыки в решении уравнений;
- развивать внимание; мышление; самостоятельность; формировать способность к обобщению;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: кодоскоп, экран, транспаранты.
Девиз урока: ум без догадки гроша не стоит.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы, цели урока запись даты на доске и в рабочих тетрадях.
II. Проверка домашнего задания Взаимопроверка. (Ученики меняются тетрадями с соседями по парте, проверяют домашнее задание)
III. Математический диктант (с целью контроля
знаний, полученных на предыдущем уроке)
1) Дополни предложение.
Уравнением называют………
2) Решите уравнение:
а) х+3=7; б) х-5=10; в) 10-х=6.
3) Запишите корни уравнения:
а) 0+х=5; б) х-5=0; в) 5-х=5.
IV. Тренировочные упражнения (на экран проецируется задание)
Задание 1. Проверь, правильно ли решены уравнения. Если найдешь ошибки, исправь их.
а) х+315=887; б) 182+с=300;
х=887-315; с=300-182;
х=572.
с=28.
в) в-215=15; г) у-47=47;
в=215-15; у=47+47;
в=200. у=94.
д) 371-у=37; е) 100-х=63;
у=371+37; х=100+63;
у=408. х=63.
Решение комментируется учениками с места; неправильно решенные уравнения решаются у доски.
Задание 2.(задание написано на доске)
Не решая уравнения, проверь, какое из этих чисел – 47, 0, 12, 16. является корнем данного уравнения 96+(37-х)=121.
Если х=47, то 96+(37-х)=
Если х=0, то 96+(37-х)=
Если х=12, то 96+(37-х)=
Если х=16, то 96+(37-х)=
Вывод: корнем уравнения будет число ______ (вывод делают ученики)
V. Изучение нового материала.
Задание 1. Решить уравнение:
17+(х+24)=85
1 способ
Дети решают вместе с учителем.
Наводящие вопросы:
- назовите известное слагаемое;
- назовите неизвестное слагаемое;
- назовите сумму;
- как найти неизвестное слагаемое?
Сначала найдем неизвестное слагаемое (х+24), отняв из суммы 85 известное слагаемое 17.
То есть х+24=85-17 или х+24=68
А теперь можно найти неизвестное слагаемое х;
х=68-24;
х=44.
Выполните проверку самостоятельно.
2 способ
А теперь посмотрите на выражение 17+(х+24) в левой
части уравнения, что здесь можно выполнить?
(Можно упростить, используя свойство сложения).
17+(х+24)=17+(24+х)=17+24+х=41+х.
Получим уравнение 41+х=85.
(А такое уравнение решается просто)
х=85-41
х=44.
Вывод делают дети: (Результат в обоих случаях
один и тот же)
Да вы правы, такого типа уравнения можно решать
двумя способами.
VI. Физкультурная пауза.
Задание 2.
Решить уравнение107-(х+25)=6 самостоятельно. Правильность проверяется у доски, проводится анализ решения уравнения.
Задание3. (Задачи проецируются на экран)
Реши задачи, составляя уравнение:
а) От яиц в количестве 97 штук хранившиеся в
корзине, живущая в своей норке мышь за ночь
перетаскала некоторое количество яиц, после чего
осталось 54 яйца. Сколько яиц перетаскала мышь,
живущая в своей норке?
б) У Миши было несколько марок. После того, как ему
на день рождения подарили ещё 12 марок, у него
стало 31марка. Сколько марок было у Миши?
в) Карлсон, прилетая в гости к Малышу домой, съел 14
литров клубничного варенья, после чего осталось
ещё 19 литров.
Сколько клубничного варенья было у Малыша дома?
Задание 4
По данному уравнению составь задачу: х-27=5.
VII. Рефлексия (итог урока)
- Что нового узнали на уроке?
- Что повторили?
- Чью работу вы можете отметить?
- Как оцениваете свою работу?
VIII. Задание на дом (по выбору самого учащегося)
№385; №386; №387(а,б);
Творческое задание: придумать задачу и решить её,
составляя уравнение.
-Высокий уровень №387(а, б); творческое задание:
придумать задачу и решить её, составляя
уравнение.
-Средний уровень №386; №387(а, б).
-Низкий уровень №385; №386.