Пояснительная записка
Тренинг - это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы.
На таких занятиях ученик, как правило, чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием класса и не боится доверять окружающим. Во время занятий каждый ребенок окружен заботой и теплом, сам искренне заботится об окружающих людях, помогает им и рассчитывает на их помощь. Тренинговая группа позволяет ученику получать постоянную обратную связь, то есть узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о тех чувствах, которые испытывают люди, общающиеся с ним.
Цель тренинговых занятий конкретизируется в частных задачах:
- овладение определенными социально-психологическими знаниями;
- развитие способности к наиболее полному познанию себя и других людей;
- диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
- овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Прежде всего, необходимо добровольное участие школьников как во всем тренинговом занятии, так и в его отдельных этюдах, упражнениях. У ребенка ДОЛЖНА быть внутренняя заинтересованность в изменениях своей личности.
Стержнем тренинга является диалог, основанный на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения. Диалог требует особой тактичности стороны педагога, и одновременно особой настойчивости с тем, чтобы школьники не только поняли необходимость уважительного стиля общения, но и почувствовали его преимущества
Рекомендации педагогу по организации тренинга"Вы - друг, понимающий, желающий, главное, способный помочь каждому ученику стать САМИМ СОБОЙ, стать ЛУЧШЕ". Вы не подчеркиваете своё психологическое и профессиональное превосходство. Вы не вызываете у ребят восхищения, ни страха. Вы лишь помогаете, ученик сам работает над собой.
Для этого вы:
- организуете обсуждение и принятие правил работы, а затем следите за выполнением на каждом занятии, в случае необходимости разъясняете то или иное положение из Правил;
- объясняете цель проводимого упражнения, подробно излагаете инструкцию к очередному заданию или процедуре, отвечаете на все вопросы учеников, а затем контролируете ход и правильность их выполнения;
- организуете совместное обсуждение и анализ ситуации, сложившейся во время очередного упражнения или этюда, давая возможность высказаться всем желающим, исходя из целей и задач конкретного занятия.
- контролируете эмоциональное состояние всех учащихся и класса в целом, и в случае необходимости оказываете психологическую поддержку;
- подводите итоги каждого занятия.
В начале тренинговых занятий каждый ученик оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя, при этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т.п.
Правила тренинговых занятийПодчеркнём, что на каждом тренинговом занятии могут быть свои особые правила, но есть и те, что должны лежать в основе такой работы:
1. Постепенный отказ от безличных речевых форм. Замена высказываний типа:
- "Большинство моих друзей считает, что..."
- "Некоторые думают..." на суждения:
- "Я считаю, что..." - "Я думаю..."
2. Подчёркивание сильных сторон личности.
Во время обсуждения упражнений и заданий каждый ученик обязательно подчеркнёт положительные стороны личности выступившего. Например, "Я не согласен с тем, что доказывал Саша, но мне очень понравилось, как убедительно он говорил".
3. Недопустимость непосредственных оценок человека.
При обсуждении происходящего на занятиях нельзя прибегать к непосредственным оценкам участников. Следует относиться и оценивать только их действия.
4. Искренность в общении.
Во время занятий следует настроиться на полную откровенность и искренность высказываний, поэтому говорим только то, что чувствуем. Или молчим.
5. Конфеденциальностъ всего происходящего на занятии.
Школьник должен быть уверен, что если он поделился с кем-то или со всем классом самым сокровенным, своими переживаниями, проблемами, трудностями, то обо всём этом не будут говорить по всей школе.
Пример занятия“Лицом к лицу” (Работа вдвоем)
Основная задача этой формы работы - научить ребят слышать и слушать другого человека, вести диалог, учитывая особенности партнера, его состояние и настроение; откровенно высказывать свои соображения, аргументировать свои выводы, принимать во внимание доводы собеседника.
Для организации этой работы, прежде всего, нужно объединить учащихся в пары. Пусть ребята самостоятельно решат, с кем бы они хотели работать в паре и сядут с этими учениками.
В случае если один или несколько человек останутся без партнера, педагог может предложить оставшимся также объединиться или присоединиться к одной из пар (но в группе должно быть не более трёх человек).
Весьма желательны смешанные пары, то есть мальчик и девочка. Но подросткам может быть трудно на глазах всего класса сделать свой выбор в пользу девочки (мальчика).
Педагогу не следует на этом настаивать. Можно ввести правила работы группы. Например, такое - больше одного раза с одним и тем же человеком в паре не работать. Таким образом, через полгода - год все ребята смогут поработать друг с другом, расширяя социальные контакты и привыкая к общению с разными людьми и преодолевая естественные барьеры.
Приложение
Тренинг "Рекламная диета"
Цель системы упражнений - выработать своё отношение к рекламной продукции и дистанцироваться от фабрик "Производства создания и образа жизни".
Первый шаг - коллективный анализ рекламной продукции в различных средствах массовой информации: газеты, радио и телереклама. Основной вопрос: к каким ценностям апеллирует реклама, какими способами достигается эффект. Результат: выделение основных ценностно-смысловых рекламных ореинтаций и приёмов рекламы.
Второй шаг - создание собственной рекламной продукции в графическом и видеоварианте по аналогии с "Большой рекламой" — продуктивна реклама с "местной спецификой", например: школьные достопримечательности. Возможно пародирование различных рекламных сюжетов и стилей.
Третий шаг - анализ сложившегося собственного отношения к рекламе. Выявление специфики индивидуальной восприимчивости к рекламе. Способы "защиты" от рекламы.
Тренинг "Я голосую за тебя"
Цель тренинга - помочь учащимся увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнёра, научить ребят открыто высказывать свое мнение о людях, закрепить диалоговый стиль общения, формировать уважительное отношение к человеку.
Участники, объединившись в пары, составляют список основных достоинств своего партнера имея ввиду что он выдвигается кандидатом в мэры города.
Во время работы партнеры не должны общаться друг с другом, то есть нельзя задавать вопросы, спрашивать о чем-то, просить подтверждения своих мыслей и т. п. Работа над составлением списка должна проводиться в тишине.
Затем ребята зачитывают свои записи друг другу, комментируя их, дополняя словами то, что им удалось написать на первом этапе. В это время партнер имеет право задавать вопросы, уточнять и любым другим способом высказывать свое отношение к услышанному.
"Четвёрка" (Микрогруппы по 3-4
человека).
Тренинг "Доверенное лицо"
“Сегодня мы потренируем умение убеждать людей. Для этого вам необходимо в течение двух-трех мин составить тезисы (план, конспект) своего выступления перед аудиторией. С целью - убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве его доверенного лица, является самым достойным претендентом на должность мэра города.
Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого человека из вашего класса, составить план своего выступления без всяких консультации с ним. Кроме того, ни один человек в классе не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь писать.
При составлении тезисов своего выступления желательно подчеркнуть именно деловые характеристики претендента на должность мэра. Но не стоит забывать и его чисто человеческие качества и достоинства. Ваш “портрет” этого человека должен быть достаточно полным, а ваша речь в качестве доверенного лица убедительной. Дня этого нужно приводить как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению сложных проблем, реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал свою гражданскую позицию и т.п.
Одним словом, ваша задача - убедить микрогруппу в том, что ваш претендент достойнее всех сможет выполнять обязанности мэра города. При этом, естественно, опираться следует на реальные факты и аргументы. Не стоит фантазировать. Найдите достоинства и привлекательные черты в человеке, которого вы представляет в своей микрогруппе.
После составления тезисов учащиеся объединяются в микрогруппы по 3-4 человека и по сигналу педагога во всех группах одновременно начинают по очереди выступать в качестве доверенного лица, рассказывая о самом достойном человеке и убеждая в этом остальных членов микрогруппы подчеркнем еще раз, что все микрогругшы работают одновременно.
Время у каждого участника ограничено - одна минута. За этим внимательно следит педагог, но в работу микрогрупп не вмешивается. Ребята должны самостоятельно передавать друг другу слово для выступления.
Во время выступления члена микрогруппы остальные ребята не должны ему мешать, например, задавая много вопросов, так как в этом случае у выступающего просто не хватит времени для представления своего претендента. Для вопросов и уточнений отводится специальное время.
После выступлений всех членов микрогруппы дается еще четыре минуты на уточнение и вопросы друг к другу, а также на принятие решения в каждой микрогруппе о том, чей претендент действительно достоин баллотироваться на должность мэра города. При этом ребята должны обратить внимание на аргументированность выступлений, убедительность речи ораторов, на то, какими были ответы на возникшие вопросы и т.п.
В каждой микрогруппе должен быть выбран один из претендентов на должность мэра города. Доверенное лицо, которое смогло убедить в этом микрогруппу, объявляется победителем.
"Референдум" ("Народное мнение")
Для этого тренинга нужно заранее подготовить бюллетени для голосования, включив в них ряд вопросов, например, из реальной политической жизни страны, или вопросы, касающиеся экономических реформ, которые предстоят в родном городе.
Тему и вопросы референдума нужно объявить за неделю-две до занятия, для того, чтобы ребята смогли подумать, посоветоваться с родителями, друзьями и принять самостоятельное решение.
Во время “референдума” проводится голосование: каждый желающий получает один бюллетень с вопросами, отвечает “да” или “нет” и опускает заполненный бюллетень в урну. В качестве урны можно использовать любую коробку или ящик.
Затем педагог вынимает все бюллетени. Подсчёт голосов можно осуществить сразу же, подключив к этому самих ребят (счётная комиссия из 3-4-х человек). Но можно подсчет перенести и объявить результаты референдума на следующем занятии.
"Я и закон" ("Размышляя о себе самом")
“Подумайте о своих взаимоотношениях с Законом. Всегда ли вы действуете в соответствии с его требованиями? Не случалось ли вам нарушать, например, правила дорожного движения?
А где вы узнали о том или ином Законе? Кто вам рассказал о том, что является нарушением Закона и какую ответственность несет нарушитель?
Если вы всё-таки нарушали какие-нибудь правила или положения Закона, то почему это происходило? Вы не знали, что этого делать нельзя? Вы сделали это случайно, хотя знали, что это запрещено? Или вы сознательно делали это, да еще не один раз, надеясь, что никто ничего не заметит и вам все сойдет с рук?
Какое самое серьезное нарушение Закона вы допустили? Попробуйте вспомнить те чувства, которые охватили вас, когда вы поняли, что нарушили Закон?
Если вы не вспомнили ни одного случая нарушения Закона, то, как вы можете это объяснить? Тем, что вы всегда выполняете все требования и правила? Или вы очень боитесь наказания?
Все ваши размышления можно записать и оставить у себя для дальнейших размышлений над этими серьезными вопросами”.
"Правовое государство".
"Карусель" (работа в два круга)
Учащиеся встают в два круга. Педагог объясняет основные игровые роли, которые будут по очереди играть ребята.
Первая групповая роль (ее также одновременно играют ребята, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства.
Их задача - убедить своего партнера в том, что только в правовом государстве человек может быть по-настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой государственной власти и законом. Но чтобы убедить в этом своего партнера, нужны не только слова, но серьезные доводы и аргументы, в том числе из современной жизни.
Вторая групповая роль (ее одновременно играют ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, единоличной власти.
Их задача, отвечая на все доводы и аргументы сторонников правового государства, – отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть “сильная рука”, люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.
Время на один диалог со своим партнерам - три минуты. Затем по сигналу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Снова отводится три минуты, для очередного диалога.
Учащимся следует напомнить, что во время диалога нужно уважать мнение партнера, внимательно выслушивать его аргументы, но в то же время и самому нужно высказаться. Для этого, тактично остановив партнера, ученик приводит свои доводы и аргументы.