Эпиграф к уроку: “Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым”.
Унамуно
“Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности”.
Шопенгауэр
Цели урока:
- учащиеся должны усвоить основные понятия урока;
- должны уяснить влияние семьи на развитие личности и общества;
- роль и значение семьи в современном обществе, роль каждого из супругов;
- функции семьи, тенденции ее развития.
Основные понятия: феминизм, законный режим имущества, договорный режим имущества, брачный договор.
Вспомогательные понятия: однокарьерная модель семьи, двухкарьерная модель семьи, имущественные права ребенка.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Изучение нового материала:
Назовите признаки семьи?
а. группа лиц;
б. совместное хозяйство;
в. отношения между ними (брак, родство, опекунство);
г. преемственность.
Вступительное слово учителя, в котором подчеркивается влияние семьи на развитие личности и общества; положение семьи – барометр состояния общества; состояние семьи показывает степень продвижения общества по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Важное значение для современной семьи имеет экономическая самостоятельность и материальное благополучие, которые поддерживают процесс раскрепощения личности, характерный для ХХ века.
Учитель обращает внимание ребят на экран, на котором через мультимедийный проектор проецируются схемы:
Для повторения:
Вспоминаем из курса обществознания IX класса, на какие семьи делится нуклеарная семья.
Делаем запись в тетрадях (глядя на экран).
На экране:
Вопрос к учащимся: Назовите отрицательные последствия появления двухкарьерной семьи?
Ответ:
- негативные последствия в отношениях супругов (ситуация нормальная, если доход, образование, престиж профессии мужа и жены примерно равны, либо показатели мужа выше);
- издержки в воспитании детей;
- трудность для женщины(сложнее устроиться на работу и легче ее потерять);
- муж берет на себя часть домашних дел.
Вводится понятие феминизм (работа с учебником с.62-63)
Вопрос к учащимся: Разделяете ли вы идеи феминизма? Почему?
Выслушиваются мнения учащихся и подводится итог по вышесказанному: семья- важный социальный институт и необходимо ее сохранять и укреплять. Трудно переоценить ее значение для социализации личности.
Вопрос к классу: Что из перечисленного является наиболее значимым для социализации человека (семья, школа, СМИ, неформальная компания друзей):
а) в детстве;
б) в подростковом возрасте;
в) в юности.
Поясните свой выбор.
Вопрос к классу: Какие пословицы кажутся вам устаревшими, а какие актуальными:
- “Одному с женой радость, другому горе”.
- “Муж задурит – половина двора сгорит, а жена задурит – и весь сгорит”.
- “У мужа жена всегда виновата”.
- “Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад”.
Права и обязанности супругов.
Внимание на экран.
Работа в парах – учащимся раздаются выдержки (печатный материал) из Семейного Кодекса РФ.
Раздел III. Права и обязанности супругов. Глава 6. Личные права ст.31,32.
Глава 7. Законный режим имущества супругов. Статьи 32,34,35,36,37.
В тетради записываем определения понятия (из ст. 33)
Законный режим имущества супругов – это режим их совместной собственности; он действует, если брачным договором не установлено иное.
Вопросы по текстам статей:
- Что находится в совместной собственности супругов?
- Как совершаются сделки супругами по распоряжению общим имуществом?
Брачный договор (записываем в тетрадях).
Соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
Внимание на экран:
Брачный договор ® режим долевой собственности по имуществу.
- права и обязанности по взаимному содержанию собственности;
- способы участия в доходах друг друга;
- порядок несения каждым семейных расходов;
- определяет имущество, которое будет передано каждому супругу в случае расторжения брака.
В тетрадях определение:
Договорной режим имущества – это режим, который установлен брачным договором; он может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов (односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается)
Работа в парах (материалы из Семейного Кодекса).
Глава 8. Договорный режим имущества супругов. Ст. 40,41,4,43,44.
Вопросы к учащимся по тексту Статей:
- Когда заключается брачный договор?
- Каковы правила изменения и расторжения брачного договора?
- Когда брачный договор недействителен?
Обеспечение прав ребенка в семье.
Ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
На экране:
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
- несут ответственность за воспитание и развитие своих детей;
- обязаны заботиться об их здоровье, а также о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
- обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (9 классов).
Условия лишения родителей родительских прав (устно).
Д. Корнеги выделил 7 правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:
- не ворчите;
- не старайтесь перевоспитать своего супруга;
- не критикуйте;
- искренне восхищайтесь достоинствами супруга;
- уделяйте внимание супруге;
- будьте вежливы;
- читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.
Что бы вы исключили из списка и что добавили?
Закрепление. Тесты.
- Семью как малую группу отличает от других малых групп:
а) общность быта;
б) постоянство состава;
в) совместное владение средствами производства;
г) единство политических взглядов.
Ответ: а.
- Лидерство мужчины в семье, основанное на
экономической зависимости, характерно:
а) для неполной семьи;
б) для традиционной семьи;
в) для нетрадиционной семьи;
г) для паритетной семьи.
Ответ: б.