Урок "Роль супругов в современной семье"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф к уроку: “Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым”.

Унамуно

“Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и  вдвое увеличить свои обязанности”.

Шопенгауэр

Цели урока:

  • учащиеся должны усвоить основные понятия урока;
  • должны уяснить влияние семьи на развитие личности и общества;
  • роль и значение семьи в современном обществе, роль каждого из супругов;
  • функции семьи, тенденции ее развития.

Основные понятия: феминизм, законный режим имущества, договорный режим имущества, брачный договор.

Вспомогательные понятия: однокарьерная модель семьи, двухкарьерная модель семьи, имущественные права ребенка.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
  2. Изучение нового материала:

Назовите признаки семьи?

а. группа лиц;

б. совместное хозяйство;

в. отношения между ними (брак, родство, опекунство);

г. преемственность.

Вступительное слово учителя, в котором подчеркивается влияние семьи на развитие личности и общества; положение семьи – барометр состояния общества; состояние семьи показывает степень продвижения общества по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Важное значение для современной семьи имеет экономическая самостоятельность и материальное благополучие, которые поддерживают процесс раскрепощения личности, характерный для ХХ века.

Учитель обращает внимание ребят на экран, на котором через мультимедийный проектор проецируются схемы:

Для повторения:

Вспоминаем из курса обществознания IX класса, на какие семьи делится нуклеарная семья.

Делаем запись в тетрадях (глядя на экран).

На экране:

Вопрос к учащимся: Назовите отрицательные последствия появления двухкарьерной семьи?

Ответ:

  • негативные последствия в отношениях супругов (ситуация нормальная, если доход, образование, престиж профессии мужа и жены примерно равны, либо показатели мужа выше);
  • издержки в воспитании детей;
  • трудность для женщины(сложнее устроиться на работу и легче ее потерять);
  • муж берет на себя часть домашних дел.

Вводится понятие феминизм (работа с учебником с.62-63)

Вопрос к учащимся: Разделяете ли вы идеи феминизма? Почему?

Выслушиваются мнения учащихся и подводится итог по вышесказанному: семья- важный социальный институт и необходимо ее сохранять и укреплять. Трудно переоценить ее значение для социализации личности.

Вопрос к классу: Что из перечисленного является наиболее значимым для социализации человека (семья, школа, СМИ, неформальная компания друзей):

а) в детстве;

б) в подростковом возрасте;

в) в юности.

Поясните свой выбор.

Вопрос к классу: Какие пословицы кажутся вам устаревшими, а какие актуальными:

  • “Одному с женой радость, другому горе”.
  • “Муж задурит – половина двора сгорит, а жена задурит – и весь сгорит”.
  • “У мужа жена всегда виновата”.
  • “Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад”.

Права и обязанности супругов.

Внимание на экран.

Работа в парах – учащимся раздаются выдержки (печатный материал) из Семейного Кодекса РФ.

Раздел III. Права и обязанности супругов. Глава 6. Личные права ст.31,32.

Глава 7. Законный режим имущества супругов. Статьи 32,34,35,36,37.

В тетради записываем определения понятия (из ст. 33)

Законный режим имущества супругов – это режим их совместной собственности; он действует, если брачным договором не установлено иное.

Вопросы по текстам статей:

  1. Что находится в совместной собственности супругов?
  2. Как совершаются сделки супругами по распоряжению общим имуществом?

Брачный договор (записываем в тетрадях).

Соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Внимание на экран:

Брачный договор ® режим долевой собственности по имуществу.

  • права и обязанности по взаимному содержанию собственности;
  • способы участия в доходах друг друга;
  • порядок несения каждым семейных расходов;
  • определяет имущество, которое будет передано каждому супругу в случае расторжения брака.

В тетрадях определение:

Договорной режим имущества – это режим, который установлен брачным договором; он может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов (односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается)

Работа в парах (материалы из Семейного Кодекса).

Глава 8. Договорный режим имущества супругов. Ст. 40,41,4,43,44.

Вопросы к учащимся по тексту Статей:

  1. Когда заключается брачный договор?
  2. Каковы правила изменения и расторжения брачного договора?
  3. Когда брачный договор недействителен?

Обеспечение прав ребенка в семье.

Ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

На экране:

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

  • несут ответственность за воспитание и развитие своих детей;
  • обязаны заботиться об их здоровье, а также о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
  • обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (9 классов).

Условия лишения родителей родительских прав (устно).

Д. Корнеги выделил 7 правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:

  1. не ворчите;
  2. не старайтесь перевоспитать своего супруга;
  3. не критикуйте;
  4. искренне восхищайтесь достоинствами супруга;
  5. уделяйте внимание супруге;
  6. будьте вежливы;
  7. читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.

Что бы вы исключили из списка и что добавили?

Закрепление. Тесты.

  1. Семью как малую группу отличает от других малых групп:
  2. а) общность быта;
    б) постоянство состава;
    в) совместное владение средствами производства;
    г) единство политических взглядов.

Ответ: а.

  1. Лидерство мужчины в семье, основанное на экономической зависимости, характерно:
    а) для неполной семьи;
    б) для традиционной семьи;
    в) для нетрадиционной семьи;
    г) для паритетной семьи.

Ответ: б.