Цели:
- продолжить знакомство с творчеством С.В.Михалкова;
- дать понятие о басне, морали. Развивать навыки чтения учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; интерес к творчеству С.В.Михалкова.
Оборудование:
- выставка книг С.В.Михалкова “ Я хочу вам рассказать…”;
- портрет писателя; рисунки медведя и кабана, карточки с
- загадками, учебники, книги, карточки с упражнениями для глаз.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам книг одного известного детского писателя. Кто этот писатель, вы мне ответите сами, отгадав, из каких произведений взяты данные строчки.
Учитель зачитывает выдержки из стихов.
“ Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала…” ( “Мой щенок”)
“ Писать красиво не легко:
Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко.” (“Чистописание”)
“Что случилось?
Что за крик?
- Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите человеку!” (“Дядя Стёпа”)
“- На прививку! Первый класс!
- Вы слыхали? Это нас!...
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь!” (“Прививка”)
- Кто автор всех этих строк? (С.В.Михалков)
2. Сообщение темы
- Сегодня мы будем работать с произведениями С.В.Михалкова.
Учитель показывает портрет писателя.
- Михалкова мы знаем как писателя, поэта, сказочника, баснописца, переводчика, драматурга.
С.В.Михалков много своих произведений посвятил детям. Поэтому его по праву называют детским писателем.
3. Дыхательная гимнастика
Подготовимся к чтению произведений.
- Правую руку положите себе на грудь. Вдох – выдох 3 раза.
- Надуваем шар (ш-ш-ш), спускаем шар (с-с-с).
- Подули на свечку (на пальчик)
4. Дифференцированное задание
- Ребята 1-го ряда выполняют задание по карточкам. Вам нужно несколько раз прочитать то, что напечатано на карточке, научиться хорошо читать. Особое внимание обратите на те предложения, в конце которых стоят ? и ! знаки. Приложение №1
- Все остальные ребята работают со мной. Посмотрите на доску. На доске записан текст. Послушайте его.
Учитель демонстрирует образец выразительного чтения.
Котята
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
- О ком говорится в этом тексте?
Прочитаем этот текст вместе хором.
- Сколько было котят? Как их звали?
Откройте “Русскую азбуку” на стр. 232. Прочитайте текст до конца.
Зачитайте, как выглядели котята.
1-2 ученика выразительно читают всё стихотворение.
- Что вы прочитали? Как можно назвать этот текст? (Считалкой)
Где её можно использовать? (В игре)
- У Михалкова есть стихи, считалки, но он ещё и переводчик. Он переводил произведения других иностранных писателей и поэтов. Сейчас мы с вами послушаем загадки, которые Михалков перевёл с болгарского языка. А написал их Асен Босев. Эти загадки прочитают ребята 1-го ряда.
Чтение и отгадывание загадок. Приложение № 1
5. Физ.минутка
- Сейчас мы с вами обыграем считалку о котятах, которая записана на доске. Вы будите проговаривать эту считалку и повторять движения, которые буду делать я.
6. Работа над стихотворением “А что у вас?”
- Михалков много общался с детьми, и с ними он был на равных, не сюсюкался с ними, а говорил серьёзно о вещах, важных для маленького человека. Так появилось стихотворение “А что у вас?”.
Дома вам нужно было научиться хорошо читать это стихотворение. А сейчас мы с вами прочитаем его по ролям.
- К какому выводу пришли дети в споре?
“Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны”.
7. Физ. минутка
Упражнения для глаз. Приложение № 2
8. Работа над басней. Словарная работа.
Басня – это короткий рассказ, часто стихотворный, обычно про животных, которые говорят и действуют по-человечески.
В каждой басне есть мораль.
Мораль – это то, чему учит нас басня.
- Сейчас я прочитаю вам басню С.В.Михалкова, которая называется “ Не стоит благодарности”. Приложение № 3
Послушайте её внимательно и ответьте на вопрос: О ком эта басня?
- В басне встречаются такие слова, давайте мы их прочитаем.
На доске:
солнцепёк
умаялся
неподалёку
сподручнее
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- А теперь откройте книги на той странице, где у вас закладка и найдите басню “Не стоит благодарности”. Прочитайте этот текст и подумайте, как бы вы отнеслись к каждому из героев этой басни?
- Кто из героев басни вам понравился, а кто нет? Почему?
На доске записаны слова, прочитайте их:
Рисунок медведя | трудолюбивый сильный ленивый скромный |
Рисунок кабана |
- Выберите и назовите из этих слов те слова, которые подходят к медведю.
А какие слова можно отнести к кабану? Почему?
Правильно ли поступил кабан?
- Чему же учит нас эта басня?
- Значит, мораль этой басни, помогать не только словам, но и делом.
9. Работа с пословицами
- На доске записаны пословицы, прочитайте их.
- Звону много, да толку мало.
- Словом туда - сюда, а делом никуда.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Выберите из этих пословиц ту, которая больше всего подходит к нашей басне.
- К кому из героев басни подходит пословица “ Словом туда – сюда, а делом никуда”? Почему?
10. Итог урока
- Над произведениями какого автора мы работали?
Что он написал? (стихи, рассказы, сказки, считалки, басни, пьесы)
11. Работа с выставкой книг “ Я хочу вам рассказать …”
- На выставке представлены книги С.В.Михалкова
1. Михалков С.В. Аисты и лягушки. Басни. – М.:
Детская литература, 1989.
2. Михалков С.В. Детям. – М.: Детская литература, 1981.
3. Михалков С.В. Сказки. Пьесы. Стихи. В 3-х книгах. –
Санкт-Петербург: Комета, 1994.
- В сборнике “ Детям” вы найдёте стихи, рассказы, сказки Сергея Владимировича.
Узнать новые басни Михалкова вам поможет книга “Аисты и лягушки”. В остальных 3-х книгах С.В.Михалкова вы познакомитесь не только со сказками и стихами, но и пьесами.
- Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.