Применение производной

Разделы: Математика


Цель: Обобщение и систематизация основных понятий и применение их на практике. Развитие логического мышления при установлении связи физических величин с понятием производной, развитие монологической речи в ходе объяснений, обоснования выполняемых действий, развитие навыков самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (во время перемены проверяют самостоятельно, с выставлением оценок).

III. Опрос

1) Что называется производной? (Отвечают ученики).

2) Алгоритм нахождение производной (учительский фольклор).

Он производною в науке называется.

3) Сформулировать определение касательной.

4) Сформулировать геометрический смысл производной.

5) Сформулировать физический смысл производной.

Вывод: (заполнить в виде таблицы)

Во время опроса:

A. Работа у доски - 2 человека

Задание: продолжить формулы производных функций

B. Работа на местах - 7 человек.

Решив эти примеры, вы расшифруете фамилию французского математика, который ввел термин “производная”.

Задание: найдите производную функции в точке х0.

Ответ:

Выступление ученика об ученом - Ж. Лагранж.

Лагранж (1736 - 1813)

Французский математик и механик. Член Парижской Академии наук. Наиболее важные труды Лагранжа относятся к вариационному исчислению, к аналитической и теоретической механике. Он разработал основные понятия вариационного исчисления и предложил общий аналитический метод для решения вариационных задач. Лагранжу принадлежат также выдающиеся исследования по различным вопросам математического анализа, теории чисел, алгебре, по дифференциальным уравнениям, астрономии и др.

В конце 18 в. Лагранж смог сказать, что математический анализ уже не затрудняют мнимые величины. С помощью комплексных чисел научились выражать решения линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. Такие уравнения встречаются, например, в теории колебаний материальной точки в сопротивляющейся среде.

Решения:

1) f(x) = (3x +1)5, x0 = 0

f |(x) = 5(3x + 1)4 3 = 15(3x + 1)4, f |(0) = 15

2) f (x) = 4x - 5x2, x0 = 2

f |(x) = 4 - 10x, f |(2) = - 16

3) f(x) = x2(x + 2), x0 = 1

f |(x) = 3x2 + 4x, f |(1) = 7

C. Работа по карточкам на местах - 3 человека.

Карточка №1

Задание: решить методом интервалов

Карточка №2

Задание: написать уравнение касательной <Рисунок 8>

Карточка №3

Задание: найти тангенс угла наклона к графику функции

IV. Решение по теме:

1) Задание: написать уравнение касательной в точке

2) Задание: найти тангенс угла наклона

V. Тест (физический смысл производной)

Ответ:

VI. Решение по теме:

№ 7 (3а,в) стр. 167 - учебника

.

VII. Проверочная работа (под копирку с самопроверкой и выставлением оценок)

Ответы:

VIII. Дома: №7(3б,г), №6(3в,г), №2(2а,б) стр. 166

IX. Итог урока:

1. Определение производной.

2. Определение касательной.

3. Уравнение касательной.

4. Таблица производной.

Х. Оценки