Цели:
- Закрепить приемы сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода и с переходом через разряд. Совершенствовать знание нумерации чисел в пределах тысячи.
- Развивать математические способности, речь, внимание, память, логическое мышление.
- Способствовать здоровье сбережению. Воспитывать интерес к предмету, вежливое общение. Установить межпредметную связь.
Оборудование:
Сюжетные картинки с изображением героев, карточки со столбиками примеров, дом с числами, геометрические фигуры на каждого ученика для устного счета, таблица- зашифрованная пословица, схемы разных типов простых задач, цветные квадраты, карточки с трехзначными числами.
План урока:
- Организационное начало.
- Чистописание.
- Постановка учебной задачи. Сообщение темы и целей урока.
- Работа над нумерацией.
- Приемы устных вычислений.
- Повторение и закрепление изученного.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационное начало. Эмоциональный настрой (аудиозапись В. Шаинский - Г. Остер “Ужасно интересно”)
2. Чистописание.
- Рассмотрите образец в тетради. Установите закономерность. Продолжите письмо цифр.
222 2222 22222 222222
- Самоконтроль. Нарисуйте солнышко, если работу выполнили правильно и аккуратно.
3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы и целей урока.
- Назовите получившиеся числа (трехзначное, четырехзначное, пятизначное, шестизначное).
- Почему первое число трехзначное? (Тема урока: сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода и с переходом через разряд).
- Что будем развивать на уроке? (Дети комментируют значение цветных квадратов:
|
- внимание |
|
- быструю реакцию | ||
|
- память |
|
- вежливое общение |
4. Числовой ряд. Нумерация.
1. Назовите числа: 505, 555, 550 (учитель демонстрирует карточки с числами).
- Охарактеризовать каждое число:
- количество единиц каждого разряда;
- соседи в натуральном ряду
2. Назовите числа: 2с 4д 2е , 2с 4с , 4с2д
-Запишите числа в порядке возрастания.
- Можно ли назвать этот ряд чисел натуральным? (Нет числа не по порядку.)
5. Приемы устных вычислений.
Дидактическая игра “Домик дружбы” (сюжет из произведения Э. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”).
1. Индивидуальная работа на геометрических фигурах (первая группа – на треугольниках, вторая – четырехугольниках): решение примеров вида:
36+9+43-38-14=36
2. Проверка по числам на домике ( на доске дети прикрепляют свои фигуры в соответствии с ответом).
3. Социализация.
- Что мы построили? Из каких геометрических фигур построили крышу, стены? Какие литературные герои тоже строили Домик дружбы? (Крокодил Гена и Чебурашка).
6. Повторение и закрепление изученного.
1. Вычислительные приемы.
-Запишите примеры в столбик: первое слагаемое 428, второе слагаемое 354, найди сумму; уменьшаемое 861, вычитаемое 290, найди разность.
Комментирование решения у доски учащимися.
Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
2. Решение задач. Работа у доски.
- Рассмотрите схемы задач у Крокодила Гены. Определите, что неизвестно. Определите типы задач. Прочитайте выражения у Чебурашки. Помогите героям подобрать выражения к схемам.
- Текстовая задача. Работа по учебнику. Часть 1, стр.61, № 6(а)
- Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что обозначает каждое число? Сколько вопросов в задаче? (Два) Что нужно найти? (Целое и разность чисел)
Как найти целое? (Сложить части) Как найти разность? (Из большего вычесть меньшее число) Запишите решение (проверка по записи и комментированию ученика на доске).
Схема на доске
Решение.
- 524+316=840 (кирп.) – всего;
- 524-316=208 (кирп.) – на столько меньше.
Ответ: 840 кирпичей, на 208 кирпичей.
Пальчиковая гимнастика
Лошадка.
И.п.- сидя за партой.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок – чок - чок, скок-скок-скок.
Скачет резвый табунок.
3. Сравнение фигур. Работа по учебнику стр.63, №7.
7. Итог.
1. Индивидуальная самостоятельная
работа на карточках, на обратной стороне которых
написаны буквы. Решить пример на сложение или
вычитание трехзначных чисел в столбик.
2. Социализация. Проверка. Прикрепить
букву под своим ответом на доске.
3. Расшифровать пословицу. Объяснить ее
смысл.
4. Кому было интересно на уроке? Кому было трудно?
8. Домашнее задание: стр.62, №3.