Интеллектуальная игра "Перепутовы острова" по теме: "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • повторить изученный материал по истории Древней Греции;
  • способствовать развитию интереса учащихся к изучению истории;
  • воспитанию чувства коллективизма и ответственности;
  • формированию навыков самостоятельной работы.

Оборудование урока: карта “Древняя Греция”, выставка книг по истории Древнего мира, дидактический раздаточный материал, иллюстрации картин.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: интеллектуальная игра “Перепутовы острова” с элементами театрализации.

Класс делится на три группы, которые выбирают ответственного, который будет вести учёт работы группы.

Ф.И 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1
2
3
4
5
6
7

Учитель ставит перед классом задачи работы на уроке и объясняет правила игры “Перепутовы острова”.

В класс входят Знайка и Незнайка.

Знайка: Незнайка, почему такой скучный?

Незнайка: Делать нечего. Не знаю чем заняться.

Знайка: Я тебе помогу. Есть очень интересное занятие: читать книги. Смотри, сколько их у меня! Выбирай.

Незнайка: Ладно, попробую. Беру эту (“Древняя Греция”), эту (“Семь чудес света”), эту (Я познаю мир”). (Уходят)

Учитель: Ребята, Незнайка выбрал книги по истории, по истории Древней Греции. Давайте и мы с вами повторим наши знания о этой удивительной стране.

Задание командам.

1. На каком полуострове расположена Древняя Греция? (Выбрать табличку с правильным ответом)

а/ Балканский полуостров, Апеннинский полуостров, Пиренейский полуостров.

б/ Скандинавский полуостров, Балканский полуостров, полуостров Камчатка.

в/ Пиренейский полуостров, полуостров Малая Азия, Балканский полуостров.

2. Как назывался в Греции особый тип города-государства?

а/ Полис, уезд, губерния.

б/ Волость, улус, полис.

в/ Штат, земля, полис.

3. Какой тип власти установился в Афинах после греко-персидских войск?

а/ Монархия, анархия, демократия.

б/ Демократия, аристократия, охлократия.

в/ Анархия, аристократия, демократия.

4. Как называется область в Средней Греции, главным городом которой были Афины?

а/ Атлантида, Афиника, Аттика.

б/ Аттика, Атлантика, Элида.

в/ Фессалия, Аттика, Пелопоннес.

5. Как называлось собрание демоса в Афинах?

а/ Народное Собрание, архонт, народная партия.

б/ Народный Совет, Народное Собрание, Совет старейшин.

в/ Народный съезд, Народное Собрание, архонт.

6. Как звали человека, при котором в V н.э. демократия в Афинах достигла своего расцвета?

а/ Демократий, Перикл, Солон.

б/ Демосий, Перикл, Фидий.

в/ Мильтиад, Фемистокл, Перикл.

Входят Знайка и Незнайка.

Знайка: Незнайка, понравились тебе книги, что ты прочитал?

Незнайка: Да, я прочитал, но у меня в голове всё перепуталось.

Знайка: Что у тебя перепуталось?

Незнайка: Древние греки были такие умные и мудрые, всего напридумывали, а нам теперь разбирайся. Вот например, Олимпийские игры. Почему их так назвали?

Знайка: А давай спросим у ребят.

Задание командам: Почему спортивные состязания получили название Олимпийские игры?

(Выбрать табличку с правильным ответом)

  1. По женскому имени Олимпиада.
  2. По названию г. Олимпия, где проходили Олимпийские игры.
  3. По названию горы Олимп, на которой по представлениям древних греках жили боги-олимпийцы.
  4. Спортивные состязания – Олимпийские игры, проводились в честь бога Зевса Олимпийского.

Историческая справка: Олимпийские игры. (Рассказ ученика)

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

В Греции есть два места с похожими названиями. На севере - гора Олимп, на вершине которой, как считали древние греки, жили боги-олимпийцы. А на юге - город Олимпия, где раз в четыре года проводились спортивные соревнования, посвящённые богу Зевсу – Олимпийские игры.

В год Олимпийских игр прекращались войны между греческими городами, атлеты и зрители собирались в Олимпию из всех уголков Балканского полуострова, со всех островов Эгейского моря, из греческих городов Малой Азии, из греческих колоний.

Пять дней длились игры. Атлеты соревновались в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьба. Проводились конные состязания – гонки колесниц, запряжённых четвёркой лошадей.

Победителей называли олимпиониками. Знаменитые атлеты жили долго – ведь они отличались крепким здоровьем.

Когда олимпионик возвращался домой, все жители города выходили встречать его, в городе ставили его скульптуру, в театре он сидел на почётном месте, до конца жизни его кормили за общественный счёт.

В 1894 году француз Пьер Кубертен предложил возродить Олимпийские игры. В 2004 году Олимпийские игры проходили там, где они родились – в Греции.

Входят Знайка и Незнайка.

Знайка: Видишь, ребята тебе помогли в твоих перепутах.

Незнайка: Конечно, они в школе учатся, и, наверное, отличники!

Знайка: О чём бы ты ещё хотел спросить у ребят?

Незнайка: Да вот у меня снова путаница в голове. Чудеса света, чудеса света! По всему свету разбросаны, не запомнить!

Знайка: Пусть ребята нам помогут.

Рассказ о чудесах света. (О каждом чуде света один ученик ведёт рассказ с использованием иллюстрации).

Семь чудес света

1-й ученик.

Семь чудес света – так в древности называли необычные творения человеческих рук, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения.

До наших дней сохранилось лишь одно из семи чудес света, самое древнее – египетские пирамиды. Они служили гробницами фараонов. Каждая из огромных пирамид носит имя похороненного в ней фараона - Джосера (ему была построена первая пирамида), Хеопса – ему была построена самая высокая пирамида.

2-й ученик:

Две с половиной тысячи лет назад царём Вавилона был Навуходоносор. В жёны себе он выбрал красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии, которая тосковала по своей родине. Царь любил свою жену, он решил развеять её печаль. Рядом с дворцом было построено четырёхэтажное здание из камня и кирпича. На каждом этаже насыпали слой земли и посадили деревья и цветы. Казалось, что прекрасные сады висят в воздухе – поэтому их и назвали “висячие сады”.

3-й ученик:

Древние греки были язычниками – верили в разных богов. Богиня Артемида- покровительница охоты, охранительница стадов и дичи. В честь Артемиды и был воздвигнут прекрасный храм в торговом городе Эфесе на западном побережье Малой Азии. Судьба храма Артемиды оказалась печальной. Он погиб в огне. В 356 г. до н.э. его поджёг человек по имени Герострат, который хотел прославиться любой ценой.

4-й ученик:

Главной святыней Олимпии был храм Зевса, построенный в 456 г. до н.э. В храмах греки обычно помещали статуи богов. Статую сидящего на троне Зевса создал прославленный скульптор Фидий. Высота статуи – 12 м 40 см. Зевс, как живой, восседал на троне. Это произведение Фидия считали воплощением красоты. Из Олимпии статую Зевса перевезли в Константинополь (сейчас это турецкий город Стамбул), но там случился пожар, и статуя погибла.

5-й ученик:

На полуострове Малая Азия, в городе Галикарнасе, умер царь. Было это в 352 г. до н. э., звали царя Мавсол, а его жену Артемисия. Одним из чудес света стала гробница царя Мавсола - древние римляне по имени царя назвали её мавзолеем. Здание имело необычную форму: первый этаж – куб высотой 20 м, второй этаж - великолепная колоннада. Венчала всё сооружение многоступенчатая пирамида со статуями Мавсола и Артемисии, управляющих   квадригой – четвёркой лошадей, запряжённых в колесницу. Мавзолей был разрушен в 1522году.

6-й ученик:

Всем знакомо слово “фара” - мощный автомобильный фонарь, снабжённый отражателем света. Но не все знают, что слово это происходит от названия острова Фарос в Средиземном море. На этом острове был построен маяк, свет которого был виден морякам на расстоянии 60 километров. Высота маяка была 135 м, в верхней части постоянно горел костёр, топливо для него доставляли по винтовой лестнице на осликах. Ни в одной гавани мира таких построек не было, поэтому маяк на острове Фарос назвали одним из чудес света. Маяк был разрушен землетрясением в 1100 году, обломки его упали в море,  а нам на память осталось слово “фара”.

7-й ученик:

В Эгейском море есть остров РОДОС. В 304 году до н.э. жители острова в честь победы над врагом решили воздвигнуть статую Гелиоса (бога Солнца), которого считали своим покровителем. На площади у входа в гавань возвышалась гигантская фигура бога Солнца, высотой 36 метров. Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью. Слово “колосс” означает “большая статуя”. К сожалению, она оказалась слишком большой – это её и погубило. Примерно через 50 лет после создания Колосса случилось землетрясение, статуя рухнула на землю и разбилась на множество кусков.

 Входят Знайка и Незнайка.

Знайка: Незнайка, почему так весело улыбаешься, дружок?

Незнайка: Вот прочитал: “Красный день календаря” - 9 Мая! Не надо работать, ходить в школу.

Знайка: Ты не совсем правильно понимаешь значение красной даты календаря.

Незнайка: Почему!

Знайка: Потому что, красный день календаря – это чествование какого-то события, а не просто выходной день.

Незнайка: Да, я немного перепутал. Но вот в Афинах дети тоже не ходили в школу в какие-то дни, но я не помню в какие!

Знайка: А вы, ребята, помните?

Задание командам: Выбрать табличку с указанием важнейших событий истории Греции, когда школьники не посещали занятия в школе?

  1. Марафонская битва и Саламинская битва.
  2. Марафонская битва и Фермопильская битва.
  3. Саламинская битва и битва у г. Платеи.

Историческая справка: Греко-персидские войны. (Один ученик.)

Греко-персидские войны

Греко-персидские войны проходили в период 500- 449 г. до н. э. В начале 5-го века до н.э. владыка Персидской державы могущественный царь Дарий задумал подчинить себе города Эллады. Греческие города-полисы защищали свою свободу и независимость. Главными событиями были: Марафонская битва – 490 г. до н.э., Фермопильское сражение – 480 г. до н.э., Саламинское морское сражение – 480 г. до н.э., битва около г. Платеи – 479 г. до н.э.

Входят Знайка и Незнайка

Знайка: (Сидит и ест оливки.)

Незнайка: Знайка, что ты ешь?

Знайка: Любимое лакомство древних греков.

Незнайка: А как оно называется? Дай попробовать!

Знайка: Дам, если ответишь на вопросы викторины. И вы, ребята, тоже получите от меня в награду это лакомство.

Ученики выполняют задания викторины по вариантам. Каждый ученик в группе работает по своему варианту

Викторина

В-1

  1. Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?

  2. Как называлась рыночная площадь в Афинах?
  3. Как звали древнегреческого поэта, создавшего поэмы “Илиада” и “Одиссея”?
  4. Как звали греческого бога огня, покровителя кузнецов?
  5. Как в Древней Греции назывались смешные “песни весёлых поселян”?

Викторина

В-2

  1. Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
  2. Как называли народ в Древней Греции?
  3. Как звали правителя Афин, который отменил долговое рабство?
  4. Как звали греческого бога, который господствовал на море?
  5. Какое слово по-гречески буквально означает “место для зрелищ”?

Викторина

В-3

  1. Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
  2. Как называли рабов в Древней Спарте?
  3. Как звали греческого скульптора, создавшего статую Афины в Парфеноне?
  4. Как звали греческого бога, покровителя виноградарства и виноделия?
  5. Что в переводе с греческого означает “песнь козлов”?

Викторина

В-4

  1. .Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
  2. . Как называли военачальников в Афинах?
  3. . Как звали греческого учёного, который высказал мысль, что все вещества состоят из атомов?
  4. Как звали греческого бога, посланника богов?Что означает выражение “Ахиллесова пята”?

Викторина

В-5

  1. Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями,
  2. плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
  3. Кого в греческой мифологии называли “хитроумный”?
  4. Как звали греческого учёного, который первым высказал мысль о шарообразности Земли?
  5. Как звали греческую богиню красоты?
  6. Что в переводе с греческого означает “демократия”?

Викторина

В- 6

  1. Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
  2. Кого из героев мифов больше всех почитали древние греки?
  3. Как звали греческого учёного, имя которого знает каждый уважающий себя современный доктор?
  4. Что не поделили между собой Гера, Афина и Афродита?
  5. Что в переводе с греческого означает “палестра”?

Викторина

В- 7

  1. Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
  2. Как по -другому называлась Троя?
  3. Как звали греческого учёного математика, имя которого знают и дети и взрослые?
  4. Как звали главного греческого бога?
  5. Что в переводе с греческого означает “педагог”?

 Знайка: Так как же называется лакомство древних греков?

Незнайка: Да, я знаю, это оливки. Я это прочитал в книге.

Знайка: Ребята, вы также ответили на первый вопрос викторины?

Получив ответ, Знайка награждает команды оливками.

Учитель подводит итоги работы групп: Заслушивает оценку ответственных по группам, благодарит ребят за работу, объясняет домашнее задание и заканчивает урок.

 Литература

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая “История древнего мира” 5 класс, М, “Просвещение”

С. Пич, Э. Миллард и др. “Греки” М, “Росмэн”, 1994г.

В. Замаровский “Путешествие к семи чудесам света”. М. “Детская литература”, 1980г.

Детская энциклопедия “Я познаю мир”, история, М. ТКО “АСТ”, 1996г.