Цели:
- повторить изученный материал по истории Древней Греции;
- способствовать развитию интереса учащихся к изучению истории;
- воспитанию чувства коллективизма и ответственности;
- формированию навыков самостоятельной работы.
Оборудование урока: карта “Древняя Греция”, выставка книг по истории Древнего мира, дидактический раздаточный материал, иллюстрации картин.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: интеллектуальная игра “Перепутовы острова” с элементами театрализации.
Класс делится на три группы, которые выбирают ответственного, который будет вести учёт работы группы.
№ | Ф.И | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 |
Учитель ставит перед классом задачи работы на уроке и объясняет правила игры “Перепутовы острова”.
В класс входят Знайка и Незнайка.
Знайка: Незнайка, почему такой скучный?
Незнайка: Делать нечего. Не знаю чем заняться.
Знайка: Я тебе помогу. Есть очень интересное занятие: читать книги. Смотри, сколько их у меня! Выбирай.
Незнайка: Ладно, попробую. Беру эту (“Древняя Греция”), эту (“Семь чудес света”), эту (Я познаю мир”). (Уходят)
Учитель: Ребята, Незнайка выбрал книги по истории, по истории Древней Греции. Давайте и мы с вами повторим наши знания о этой удивительной стране.
Задание командам.
1. На каком полуострове расположена Древняя Греция? (Выбрать табличку с правильным ответом)
а/ Балканский полуостров, Апеннинский полуостров, Пиренейский полуостров.
б/ Скандинавский полуостров, Балканский полуостров, полуостров Камчатка.
в/ Пиренейский полуостров, полуостров Малая Азия, Балканский полуостров.
2. Как назывался в Греции особый тип города-государства?
а/ Полис, уезд, губерния.
б/ Волость, улус, полис.
в/ Штат, земля, полис.
3. Какой тип власти установился в Афинах после греко-персидских войск?
а/ Монархия, анархия, демократия.
б/ Демократия, аристократия, охлократия.
в/ Анархия, аристократия, демократия.
4. Как называется область в Средней Греции, главным городом которой были Афины?
а/ Атлантида, Афиника, Аттика.
б/ Аттика, Атлантика, Элида.
в/ Фессалия, Аттика, Пелопоннес.
5. Как называлось собрание демоса в Афинах?
а/ Народное Собрание, архонт, народная партия.
б/ Народный Совет, Народное Собрание, Совет старейшин.
в/ Народный съезд, Народное Собрание, архонт.
6. Как звали человека, при котором в V н.э. демократия в Афинах достигла своего расцвета?
а/ Демократий, Перикл, Солон.
б/ Демосий, Перикл, Фидий.
в/ Мильтиад, Фемистокл, Перикл.
Входят Знайка и Незнайка.
Знайка: Незнайка, понравились тебе книги, что ты прочитал?
Незнайка: Да, я прочитал, но у меня в голове всё перепуталось.
Знайка: Что у тебя перепуталось?
Незнайка: Древние греки были такие умные и мудрые, всего напридумывали, а нам теперь разбирайся. Вот например, Олимпийские игры. Почему их так назвали?
Знайка: А давай спросим у ребят.
Задание командам: Почему спортивные состязания получили название Олимпийские игры?
(Выбрать табличку с правильным ответом)
- По женскому имени Олимпиада.
- По названию г. Олимпия, где проходили Олимпийские игры.
- По названию горы Олимп, на которой по представлениям древних греках жили боги-олимпийцы.
- Спортивные состязания – Олимпийские игры, проводились в честь бога Зевса Олимпийского.
Историческая справка: Олимпийские игры. (Рассказ ученика)
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
В Греции есть два места с похожими названиями. На севере - гора Олимп, на вершине которой, как считали древние греки, жили боги-олимпийцы. А на юге - город Олимпия, где раз в четыре года проводились спортивные соревнования, посвящённые богу Зевсу – Олимпийские игры.
В год Олимпийских игр прекращались войны между греческими городами, атлеты и зрители собирались в Олимпию из всех уголков Балканского полуострова, со всех островов Эгейского моря, из греческих городов Малой Азии, из греческих колоний.
Пять дней длились игры. Атлеты соревновались в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьба. Проводились конные состязания – гонки колесниц, запряжённых четвёркой лошадей.
Победителей называли олимпиониками. Знаменитые атлеты жили долго – ведь они отличались крепким здоровьем.
Когда олимпионик возвращался домой, все жители города выходили встречать его, в городе ставили его скульптуру, в театре он сидел на почётном месте, до конца жизни его кормили за общественный счёт.
В 1894 году француз Пьер Кубертен предложил возродить Олимпийские игры. В 2004 году Олимпийские игры проходили там, где они родились – в Греции.
Входят Знайка и Незнайка.
Знайка: Видишь, ребята тебе помогли в твоих перепутах.
Незнайка: Конечно, они в школе учатся, и, наверное, отличники!
Знайка: О чём бы ты ещё хотел спросить у ребят?
Незнайка: Да вот у меня снова путаница в голове. Чудеса света, чудеса света! По всему свету разбросаны, не запомнить!
Знайка: Пусть ребята нам помогут.
Рассказ о чудесах света. (О каждом чуде света один ученик ведёт рассказ с использованием иллюстрации).
Семь чудес света
1-й ученик.
Семь чудес света – так в древности называли необычные творения человеческих рук, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения.
До наших дней сохранилось лишь одно из семи чудес света, самое древнее – египетские пирамиды. Они служили гробницами фараонов. Каждая из огромных пирамид носит имя похороненного в ней фараона - Джосера (ему была построена первая пирамида), Хеопса – ему была построена самая высокая пирамида.
2-й ученик:
Две с половиной тысячи лет назад царём Вавилона был Навуходоносор. В жёны себе он выбрал красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии, которая тосковала по своей родине. Царь любил свою жену, он решил развеять её печаль. Рядом с дворцом было построено четырёхэтажное здание из камня и кирпича. На каждом этаже насыпали слой земли и посадили деревья и цветы. Казалось, что прекрасные сады висят в воздухе – поэтому их и назвали “висячие сады”.
3-й ученик:
Древние греки были язычниками – верили в разных богов. Богиня Артемида- покровительница охоты, охранительница стадов и дичи. В честь Артемиды и был воздвигнут прекрасный храм в торговом городе Эфесе на западном побережье Малой Азии. Судьба храма Артемиды оказалась печальной. Он погиб в огне. В 356 г. до н.э. его поджёг человек по имени Герострат, который хотел прославиться любой ценой.
4-й ученик:
Главной святыней Олимпии был храм Зевса, построенный в 456 г. до н.э. В храмах греки обычно помещали статуи богов. Статую сидящего на троне Зевса создал прославленный скульптор Фидий. Высота статуи – 12 м 40 см. Зевс, как живой, восседал на троне. Это произведение Фидия считали воплощением красоты. Из Олимпии статую Зевса перевезли в Константинополь (сейчас это турецкий город Стамбул), но там случился пожар, и статуя погибла.
5-й ученик:
На полуострове Малая Азия, в городе Галикарнасе, умер царь. Было это в 352 г. до н. э., звали царя Мавсол, а его жену Артемисия. Одним из чудес света стала гробница царя Мавсола - древние римляне по имени царя назвали её мавзолеем. Здание имело необычную форму: первый этаж – куб высотой 20 м, второй этаж - великолепная колоннада. Венчала всё сооружение многоступенчатая пирамида со статуями Мавсола и Артемисии, управляющих квадригой – четвёркой лошадей, запряжённых в колесницу. Мавзолей был разрушен в 1522году.
6-й ученик:
Всем знакомо слово “фара” - мощный автомобильный фонарь, снабжённый отражателем света. Но не все знают, что слово это происходит от названия острова Фарос в Средиземном море. На этом острове был построен маяк, свет которого был виден морякам на расстоянии 60 километров. Высота маяка была 135 м, в верхней части постоянно горел костёр, топливо для него доставляли по винтовой лестнице на осликах. Ни в одной гавани мира таких построек не было, поэтому маяк на острове Фарос назвали одним из чудес света. Маяк был разрушен землетрясением в 1100 году, обломки его упали в море, а нам на память осталось слово “фара”.
7-й ученик:
В Эгейском море есть остров РОДОС. В 304 году до н.э. жители острова в честь победы над врагом решили воздвигнуть статую Гелиоса (бога Солнца), которого считали своим покровителем. На площади у входа в гавань возвышалась гигантская фигура бога Солнца, высотой 36 метров. Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью. Слово “колосс” означает “большая статуя”. К сожалению, она оказалась слишком большой – это её и погубило. Примерно через 50 лет после создания Колосса случилось землетрясение, статуя рухнула на землю и разбилась на множество кусков.
Входят Знайка и Незнайка.
Знайка: Незнайка, почему так весело улыбаешься, дружок?
Незнайка: Вот прочитал: “Красный день календаря” - 9 Мая! Не надо работать, ходить в школу.
Знайка: Ты не совсем правильно понимаешь значение красной даты календаря.
Незнайка: Почему!
Знайка: Потому что, красный день календаря – это чествование какого-то события, а не просто выходной день.
Незнайка: Да, я немного перепутал. Но вот в Афинах дети тоже не ходили в школу в какие-то дни, но я не помню в какие!
Знайка: А вы, ребята, помните?
Задание командам: Выбрать табличку с указанием важнейших событий истории Греции, когда школьники не посещали занятия в школе?
- Марафонская битва и Саламинская битва.
- Марафонская битва и Фермопильская битва.
- Саламинская битва и битва у г. Платеи.
Историческая справка: Греко-персидские войны. (Один ученик.)
Греко-персидские войны
Греко-персидские войны проходили в период 500- 449 г. до н. э. В начале 5-го века до н.э. владыка Персидской державы могущественный царь Дарий задумал подчинить себе города Эллады. Греческие города-полисы защищали свою свободу и независимость. Главными событиями были: Марафонская битва – 490 г. до н.э., Фермопильское сражение – 480 г. до н.э., Саламинское морское сражение – 480 г. до н.э., битва около г. Платеи – 479 г. до н.э.
Входят Знайка и Незнайка
Знайка: (Сидит и ест оливки.)
Незнайка: Знайка, что ты ешь?
Знайка: Любимое лакомство древних греков.
Незнайка: А как оно называется? Дай попробовать!
Знайка: Дам, если ответишь на вопросы викторины. И вы, ребята, тоже получите от меня в награду это лакомство.
Ученики выполняют задания викторины по вариантам. Каждый ученик в группе работает по своему варианту
Викторина
В-1
Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
- Как называлась рыночная площадь в Афинах?
- Как звали древнегреческого поэта, создавшего поэмы “Илиада” и “Одиссея”?
- Как звали греческого бога огня, покровителя кузнецов?
- Как в Древней Греции назывались смешные “песни весёлых поселян”?
Викторина
В-2
- Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
- Как называли народ в Древней Греции?
- Как звали правителя Афин, который отменил долговое рабство?
- Как звали греческого бога, который господствовал на море?
- Какое слово по-гречески буквально означает “место для зрелищ”?
Викторина
В-3
- Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
- Как называли рабов в Древней Спарте?
- Как звали греческого скульптора, создавшего статую Афины в Парфеноне?
- Как звали греческого бога, покровителя виноградарства и виноделия?
- Что в переводе с греческого означает “песнь козлов”?
Викторина
В-4
- .Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
- . Как называли военачальников в Афинах?
- . Как звали греческого учёного, который высказал мысль, что все вещества состоят из атомов?
- Как звали греческого бога, посланника богов?Что означает выражение “Ахиллесова пята”?
Викторина
В-5
- Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями,
- плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
- Кого в греческой мифологии называли “хитроумный”?
- Как звали греческого учёного, который первым высказал мысль о шарообразности Земли?
- Как звали греческую богиню красоты?
- Что в переводе с греческого означает “демократия”?
Викторина
В- 6
- Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
- Кого из героев мифов больше всех почитали древние греки?
- Как звали греческого учёного, имя которого знает каждый уважающий себя современный доктор?
- Что не поделили между собой Гера, Афина и Афродита?
- Что в переводе с греческого означает “палестра”?
Викторина
В- 7
- Как называется вечнозелёное дерево с искривлённым стволом и серебристыми листьями, плоды которого употребляются в пищу солёными и вымоченными в уксусе?
- Как по -другому называлась Троя?
- Как звали греческого учёного математика, имя которого знают и дети и взрослые?
- Как звали главного греческого бога?
- Что в переводе с греческого означает “педагог”?
Знайка: Так как же называется лакомство древних греков?
Незнайка: Да, я знаю, это оливки. Я это прочитал в книге.
Знайка: Ребята, вы также ответили на первый вопрос викторины?
Получив ответ, Знайка награждает команды оливками.
Учитель подводит итоги работы групп: Заслушивает оценку ответственных по группам, благодарит ребят за работу, объясняет домашнее задание и заканчивает урок.
Литература
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая “История древнего мира” 5 класс, М, “Просвещение”
С. Пич, Э. Миллард и др. “Греки” М, “Росмэн”, 1994г.
В. Замаровский “Путешествие к семи чудесам света”. М. “Детская литература”, 1980г.
Детская энциклопедия “Я познаю мир”, история, М. ТКО “АСТ”, 1996г.